НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Электротранспорт в России. Почему мы отстаем от мира и чем можем похвастаться

26 декабря 2018
Проектов электромобилей с каждым годом все больше. Во Франции гремят протесты, в том числе, из-за того, правительство хочет пересадить людей с бензиновых автомобилей на более экологичные — гибриды и на электродвигателях. Как с этим обстоят дела в мире и в России сейчас?

XXI век имеет все шансы стать эпохой электротранспорта. Число электромобилей к 2030 году может достигнуть 125 миллионов единиц. Таков прогноз Международного энергетического агентства. На конец 2017 года количество электромобилей в мире составляло 3,1 миллиона, что на 54% больше по сравнению с 2016 годом. А на конец 2018 года в мире насчитывается уже около 5 миллионов электрокаров.

Правда, это очень сильно зависит от отношения государства к электромобилям. Китай, к примеру, активно претворяет в жизнь программу по внедрению городского электротранспорта — именно на эту страну приходится 99% процентов всех проданных за первую половину 2018 года электробусов.

В январе один из китайских мегаполисов Шэньчжень стал первым в стране городом, где вовсе нет автобусов с двигателями внутреннего сгорания. Более 16 тысяч машин и все на электричестве!

Развитие общественного электротранспорта семимильными шагами идет и в Европе. В рамках программы по снижению выбросов в атмосферу власти Парижа и Амстердама озвучили планы полностью перейти на гражданский электротранспорт к 2020 году. А в октябре этого года автобусный оператор Flixbus запустил электробусы на международные маршруты в Германии.

Самой передовой европейской страной в деле внедрения электрокаров можно считать Швецию. В ноябре 2017 года местные власти приняли «Дорожную карту электрификации транспортной системы». С лета 2018 года всем, кто покупает электрокар, в Швеции выплачивают субсидии, размер которых достигает 20% от общей стоимости авто. После этого продажи электрокаров в стране выросли на 96% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

А еще в Швеции появилась первая в мире дорога, которая подзаряжает электромобили. Двухкилометровый участок трассы от Стокгольма к аэропорту Арланд имеет специальные контактные рельсы. Электромобиль может подзарядиться от них через разъем на днище машины.

Технологии в России

Россия от мировых тенденций вроде бы старается не отставать. С осени этого года на улицы Москвы выехали первые электробусы. Маршрутов пока всего шесть. Всего к новому году в столице появятся 100 электрических автобусов. Причем все они отечественного производства, сделаны на заводах ГАЗ и КаМАЗ.

А с 2021 года столица вообще откажется от закупки общественного транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Об этом сказал заммэра Москвы Максим Ликсутов: «Мы приняли программу, и каждый год будем покупать по 300 электробусов отечественного производства».

С другими городами России сложнее. Один электробус стоит около 33 млн рублей, а это три обычных дизельных автобуса. Когда в Сыктывкаре торжественно открывают маршрут старого ПАЗа, вряд ли кто-то думает о переходе на экологичный транспорт. Этот бы не сломался.

В плане пассажирских электрокаров и электроциклов России есть чем похвастаться

Во время недавнего чемпионата мира российская полиция получила для обкатки 30 электроциклов «Иж Пульсар» и четыре машины «Овум», созданные концерном «Калашников». На оба транспортные средства установлены моторы мощностью 15 киловатт, и способны проехать до 150 километров на одной подзарядке.

А в августе тот же «Калашников» показал забавный концепт — «винтажный» ИЖ-21252 «Комби» с электродвигателем. Правда, о масштабном производстве речь пока не идет.

Весьма интересная российская разработка — «Солнцемобиль» на солнечных батареях. Ее разработали студенты Санкт-Петербургского политехнического университета. Проект гоночного суперкара SOL поддержали «Лаборатория Касперского» и Министерство промышленности и торговли. Летом машина прошла тесты на трассе в Сочи, и прошла их довольно успешно. К сожалению в России такая технология не слишком применима, но может быть востребована в более солнечных (и богатых) странах типа Саудовской Аравии.

Одним из самых громких электромобильных проектов должна была стать Matrёshka. Футуристичный электроавтобус на 20 человек должен был появиться на улицах российских городов на чемпионате мира по футболу, но проект столкнулся с рядом трудностей.

В августе и вовсе прошел слух, что из-за исков к разработчикам разработку сворачивают, но позже Алексей Бакулин, руководитель фирмы-производителя «Бакулин Мотор Групп» сообщил, что ряд ограничений российского законодательства вынуждает компанию повернуться к Западу: Matrёshka будет ориентирована на экспорт. Новый образец обещали показать на выставке BusWorld Russia в октябре, но этого так и не произошло.

Еще одна технология, которую осваивают в России — электросамолеты. В конце октября в Сколково презентовали проект «Альбатрос». Это летательный аппарат на солнечных батареях, который создали специально для легендарного путешественника Федора Конюхова.

Российские разработчики хотят, чтобы их творение при участии Конюхова повторило славный подвиг SolarImpulse — швейцарского электросамолета, который в 2015 году совершил кругосветный полет. «Альбатрос» сможет подниматься на высоту до 11 километров, и развивать скорость до 200 километров в час, а энергию получает от солнечных батарей.

В остальном, все отечественные проекты электромобилей остаются на уровне масл-кара с пометкой «Made in Russia». Об этом рассказывал Mail.Ru Авто: малоизвестная фирма анонсировала амбициозный проект по выпуску электромобиля с дизайном классического Ford Mustang. Деталей – минимум, зато есть картинки.

Почему же электромобильная индустрия России отстает от других стран, несмотря на обилие перспективных разработок?

Две главные проблемы, которые не позволяют электрокарам стать поистине массовыми — высокая стоимость и необходимость создания инфраструктуры.

Например, стоимость Tesla Model S с пробегом колеблется в диапазоне от 3,5 до 7,5 миллионов рублей. Для сравнения: Volkswagen Passat CC не старше 5 лет с двигателем внутреннего сгорания обойдется желающему в 750 000 — 1 200 000 рублей. Спрашивается, зачем платить больше? Особенно если государство никак не стимулирует покупку электрокара, как в Швеции.

Создание инфраструктуры для зарядки электромобилей — процесс довольно долгий, особенно если учитывать размеры страны. Пока что в России зарядить машину можно в считанных местах, и в основном — в крупных городах. Хотя количество зарядных станций понемногу растет, отправляться в дальние междугородние поездки в электромобиле рискованно.

Но все же Россия — не закрытая страна, и общемировые тенденции в нее все равно проникают. Мода на электромобили обязательно придет и к нам, пусть и с опозданием на пару лет. Пока же, по данным Mail.Ru Авто, россияне покупают электрокары для статуса.

Это тоже интересно: