НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«В 10 лет я нашел диск с Delphi, научился писать код и создал словарь для Windows». Как дети становятся айтишниками

3 июня 2019
Дети, рожденные после 2000 года, осваивают технологии раньше, чем учатся говорить. Теперь благодаря играм дети знакомятся с программированием и пишут свой первый код. Mail.ru Hi-Tech поговорил с 5 ребятами о том, почему они решили посвятить себя IT вместо «доты» и «танков».

Сергей Увиков — 11 лет, город Тверь

Администрирует сайты, пишет игры, анимирует героев

– Я часто наблюдал, как папа разрабатывал сайты. Это было легко, при этом папа много зарабатывал. Мне захотелось тоже. Папа научил администрировать сайты, и я заполнял страницы. От него же узнал, что игры тоже создают программисты, но другой отрасли. Так я и заинтересовался программированием. Когда папа увидел мои успехи, он решил открыть в нашем городе школу программирования «ЮниорКод».

Сейчас я могу создавать несложные игры на движке Unity, наполнять сайты.

В «скретче» [Scratch ー язык программирования для детей и подростков] анимирую персонажей и создаю своих. Мне нравится рисовать. Пробовал на графическом планшете — немного тяжело.

У меня уже своя команда с братом и его друзьями, мы создаем игру «Королевская битва». В онлайне соберутся 100 человек и будут играть за первое место. Мы с братом занимаемся ландшафтом, размещаем в игре города и декорации. Сначала делаем шаблоны, потом скидываем друг другу, обсуждаем и оставляем понравившиеся. В этом году лучшей игрой стала Fortnite, и мы решили ее повторить, чтобы было одновременно и похоже, и при этом не копировать ее. Мы бы хотели добавить что-нибудь новое вроде техники, оружия, перенести туда наш город, сделать графику между мультяшной и реальной.

В будущем я бы хотел стать успешным программистом, биологом или киберспортсменом. В программировании я бы хотел разрабатывать сайты, а в свободное время еще и игры. На сайтах можно получить больше [денег], а игры уже как развлечение. Еще я надеюсь, что смогу преподавать в школе, которую откроет папа, и помогать ему.

Ярослав Гилев — 9 лет, город Новосибирск

Учит 2 языка программирования, создает игры, работает на 4 «движках»

– Сначала меня отдали в кружок робототехники. А мне не понравилось собирать роботов. Потом мама предложила попробовать программирование. Мне показалось увлекательным, что ты можешь сам написать любую программу, а не собирать детальки конструктора.

Я учусь создавать игры на движках Construct2, Pygame, Godot. Изучаю языки JavaScript, Python и начинаю осваивать Unity.

Мне нравится делать игры, тестировать и добавлять более сложные уровни. Сейчас я уже принимаю заказы у своих одноклассников. За вечер в Construct2 можно создать хорошую игру. Пока что мне удобно работать с визуальными языками, потому что я не очень быстро печатаю.

Ещё дошкольником я занял третье место на олимпиаде по программированию на визуальном языке Scratch. Также я участвовал в телепроекте «Гении. Начало», где за 15 минут создал игру-тренажер таблицы умножения. А недавно приглашали на передачу «Лучше всех», там я написал игру для Максима Галкина.

В будущем я хочу создать свой бизнес и заниматься инвестированием. Меня очень волнует экология нашей планеты, и я буду вкладывать деньги в разработку возобновляемых источников энергии. Еще я мечтаю построить город, который будет использовать только возобновляемую энергию ー солнечную и энергию ветра.

Данила Суворов, 13 лет, город Москва

Разработал приложения для Android, учит С++, участвует в хакатонах

– В пятом классе я перешел в Лицей No 1533 (информационных технологий). Мне захотелось учиться в школе «посильнее», плюс мне нравится IT-сфера. Мне стало интересно, как все происходит: кто и как пишет программы. Начал в 4 классе делать игрушки в Scratch, а потом пошел на курсы по языкам программирования.

В школе у нас два урока информатики и еще два по программированию, там мы учим язык С++. Среди моих одноклассников нет фанатов IT-сферы. Я спрашивал, почему они здесь учатся. Говорят, просто школа хорошая. Параллельно хожу на курсы в школе Samsung, где нас учат разрабатывать Android-приложения.

У нас уже набралась команда из трех человек, мы постоянно участвуем в хакатонах, уже сделали два приложения.

Смысл первого в том, чтобы ученик не носил с собой учебники, и все нужное можно было скачать. Этот проект мы будем представлять уже весной. А второе приложение называется «SOS», оно создано для волонтерских поисковых отрядов.

В будущем я хочу где-нибудь постажироваться. Я уже смотрел программы в «Яндексе» и был на экскурсии в Mail.ru. Мне там понравилось, процесс работы увлекательный. Поступать буду в МГУ или ВШЭ, интересны факультеты ВМК (вычислительная математика и кибернетика) и ФКН (факультет компьютерных наук).

Икбол Темирходжаев, 12 лет, город Худжанд, Таджикистан

Создал 5 приложений и загрузил в Google Play Market, работает с технологией дополненной реальности

– Мне с детства интересно, как устроено программирование, всегда хотелось что-то создать самому. Два года назад я прочитал книгу про языки программирования и захотел сделать приложение на компьютер.

Сначала нашел диск с Delphi, учился писать код и создал программу-словарь для Windows. Потом начал заниматься с преподавателем из моей школы, который учит основам программирования.

Сейчас я уже работаю в редакторах Visual Studio, Android Studio и Unity, пишу на C#.

В Play Market загружено пять моих приложений, два из них на русском. Это викторина «Флаги всех стран мира» и «ТехноЗнаток» для изучения информатики. Еще есть справочники и словари, они уже на таджикском языке. Например, я создал приложение для туристов. Нужно навести камеру на достопримечательность, и в приложении о ней появится вся информация. С этим проектом я участвовал в конкурсе и выиграл ноутбук. Многие пока только в процессе создания.

Сейчас в разработке мое самое большое приложение для изучения планеты с помощью дополненной реальности. Вместе с приложением идет книга о нашей планете и географии. Если навести камеру на картинки этой книги, предметы оживут.

Я сам не играю, я создаю игры. Но они почти все обучающие и приносят пользу. Пока что времени не очень много, а когда будут каникулы, я хочу создать какую-нибудь 2D игру, например, аркаду. Также в планах написать приложение, которое работало бы с сервером и базой данных. В будущем у меня в планах освоить робототехнику и создание Android-приложений. Я мечтаю основать компанию по их разработке. Роботы, IT-технологии ー это все новое и связано с будущим, поэтому я этим и занимаюсь.

Кирилл Прокапович, 12 лет, город Зеленоград

Увлекается генным программированием, учит С++

– Мне просто нравились компьютерные игры, и однажды пришла идея разрабатывать их самому. Я был на пробном уроке в школе кодинга в Москве. Меня все устроило, но в итоге мы нашли курсы ЦКО МИЭТ [Центр компьютерного образования] в Зеленограде. Сначала я пошел на курсы Scratch, а дома параллельно изучал С++. Я полностью прошел обучение в приложении SoloLearn, но решил, что мне нужно позаниматься с кем-то дополнительно. На курсах я рассказал об этом, и преподаватель оставил меня после занятий почти на 3 часа. Если бы это было не второе, а какое-нибудь пятое занятие, то я бы остался заниматься только на Scratch.

В программировании меня занимает сам процесс: думать, размышлять, строить логические цепочки.

Из направлений увлекает генное программирование. Оно нужно для изменения генов и управления ими. К примеру, с его помощью можно снизить процент риска заболеть раком. Генная инженерия, на мой взгляд, процветающая наука, а в будущем наверняка востребованная. Помогать живым существам очень важно.

Между игрой и созданием я, наверное, выберу создание. Программирование как виртуальная работа: ты должен быть начальником целой системы. Написал программу, отправил по потоку, а система сама распределяет работу. Чувствуешь себя владельцем целого государства. То же самое и с генами, это как очень маленькие компьютеры, и человек уже становится отдельным миром. Чтобы ему помочь, ты изменяешь структуру, а если что-то не получилось, то мир рассыпается.

Это тоже интересно: