Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Учителя исчезнут. Их заменят технологии

В ближайшем будущем искусственный интеллект может вытеснить реальных педагогов с рынка труда. На их место придут «Учителя 2.0».
1

Индивидуальное обучение: дети будут получать образование через смартфон

Фото: depositphotos

Среднее количество учеников в школах России от 20 до 30 человек. Однако в Индии, где квадрат на душу населения значительно ниже, в классах ютятся по 60 школьников. Да и в отдельных регионах нашей страны схожая ситуация. В селе Хомутово Иркутской области в коридорах, рассчитанных на 190 человек, толпятся все 560.

Учителя в переполненных классах быстро сдают физически и морально. Индивидуальный подход к обучению в стандартных школах просто невозможен. Система образования отталкивается от сильнейшего ученика, когда как отстающим предлагают внеклассные занятия или работу с репетитором

Прогрессивные преподаватели выкручиваются. Одним из первых опробовал смартфон в обучении преподаватель американского университета Джорджии Ашок Гоэль. Сначала лекции для 300 студентов, так еще и после них – тысячи вопросов о пройденом.

Тогда преподаватель пригласил восемь лучших учеников для создания обучающего чат-бота «Джилл Уотсон». Команда разработчиков собрала свыше 40 тысяч вопросов-ответов с университетских форумов и загрузила их в электронную ассистентку. Теперь студенты могли спокойно задать даже самые глупые вопросы Джилл, а бот отвечал теоретическими подсказками и давал практические советы для домашки.

Есть и более простые способы связать технологии и обучение и заинтересовать детей. В Новосибирске учительница истории Елена Вервейн давала подопечным задания через Instagram. Причем ответы надо было писать под ее постами.

Фото – Instagram @elenavervein

Способности чат-ботов впечатлили компании-разработчики. В 2016 году сервис Duolingo запустил приложение для изучения иностранных языков. Пользователям предлагают знакомый интерфейс мессенджера, где в форме вопросов и ответов проходит обучение.

В прошлом году Microsoft выпустила приложение для изучения китайского языка. Причем под оболочкой мессенджера скрыты мощные технологии, покруче формата «вопрос-ответ». Главной задачей было создать полноценного цифрового учителя. Заложенный искусственный интеллект подбирает задания, исходя из ответов ученика. Разработка Microsoft следит за успеваемостью пользователя, создавая индивидуальную программу обучения.

В будущем цифровые учителя станут заменой преподавателю в классе, создавая индивидуальный образовательный подход. Причем «виртуальный препод» даже сможет подбадривать ученика за правильно выполненное задание и отругать за лень.

Основатель TMT Investments Герман Каплун считает, что переход к учителям-роботам будет тяжелым. Постепенно родители свыкнутся с мыслью о том, что дети перестанут ходить в школу и получают образование из смартфона или планшета.

«Частично в сферу образования придут роботы, но мне кажется, что родители будут против того, чтобы их детей учили именно «железки», – уверен Каплун. – Телеобучение будет расти огромными темпами, и лет через 10-15 в развитых странах значительный процент детей перестанет ходить в школу на регулярной основе. Обучающий курс лекций можно прослушать и по компьютеру или телевизору. А программа обучения станет индивидуальной».

Есть и более простые способы связать технологии и обучение и заинтересовать детей. В Новосибирске учительница истории Елена Вервейн давала подопечным задания через Instagram. Причем ответы надо было писать под ее постами.

2

Новая реальность обучения: VR сделает историю и биологию самыми крутыми предметами

Раньше качественное среднее образование можно было получить только в школе. Где бы она ни находилась. Даже сейчас в Китае многие дети из деревень преодолевают невероятные испытания, чтобы добраться до школы. Нужно сильное желание учиться, чтобы шастать по обветшалым мостам, скалам и переправляться через горы по канатным дорогам.

В России порой школьникам не менее весело. Ученики калининградского района вынуждены каждый день пересекать опасную реку на лодке. Школьники вологодского района три километра пробираются через лес.

Игры-симуляторы для VR одновременно развлекают и обучают детей. В Titanic VR вы уйдете в 6-часовое погружение и сможете изучить подробности затопления корабля. Изображение: immersivevreducation

Виртуальная реальность пока развивается благодаря видеоиграм и паркам аттракционов. Однако потенциал технологии куда выше. Обучение – одно из самых перспективных направлений. Виртуальная реальность меняет сам процесс обучения, делая его более бодрым и интересным для детей.

Арлингтонская школа с научным уклоном использует Oculus Rift для занятий по истории. Вместо не всегда эффективных поездок в городские музеи, ученики могут «окунуться» в историю благодаря VR-шлему. Средняя цена устройства, конечно, пока кусается – около 250 долларов. Зато ребенок мгновенно окажется за километры от школы – хоть в Древней Греции, хоть в саванне, где рядом будут ходить львы и слоны. Ученики школ Балтимора «путешествуют» в шлеме по заповедникам Амазонки Рассматривая животных или растения, каждый школьник получает справку об увиденном.

VR, ко всему прочему, поможет в обучении детям с ограниченными возможностями. Также это касается и детей с синдромом аутизма, некомфортно чувствующих себя в обществе. Силезский технологический университет в Польше проводит терапевтические упражнения с аутичными учениками, использующими технологию виртуальной реальности.

3

Репетитор не нужен: технологии помогут разнообразить и удешевить обучение

Изображение: Microsoft Educator Community

Помимо чат-ботов, студенты и школьники США используют другие технологии для обучения.

Google Home, Amazon Echo (Alexa) и Siri помогают ученикам быстро находить ответы на вопросы, минуя вкладку «Википедии» в браузере. Российский аналог — голосовой помощник Алиса разъясняет основы математики, иностранных языков и программирования.

Приложение Mybuddy обучает дошколят английскому через планшет. Благодаря технологии распознавания речи, ребенок развивает разговорный английский. Однако для получения углубленных знаний, люди пока предпочитают занятия с репетитором.

Стоимость часа занятий с частным учителем в Москве 1000-2500 рублей. Однако помимо привычных личных посещений уже десять лет, как ученики находят педагогов с помощью сервисов типа SkyEng или Coursera. Занятия проходят по скайпу и помогают подтянуть знания и получить специальность. Цена курса варьирует от 50 до 1000 долларов, в зависимости от выбранного курса.

Учитель с искусственным интеллектом обещает найти подход к каждому ученику, подстраиваясь под его успеваемость.

В 2017 году российские разработчики объединились с лингвистами из Оксфорда для создания цифрового учителя Parla. Карманный педагог дает ежедневные задания и анализирует успеваемость пользователя. В зависимости от ответов, Parla выясняет, где ученику требуется подтянуть знания, а что уже успешно пройдено. Если пользователь часто ошибается во временах, приложение чаще будет задавать задачи на это правило. Учитель с искусственным интеллектом обещает найти подход к каждому ученику, подстраиваясь под его успеваемость.

Пока Parla бесплатна для обучения азам английского, планируется углубленные курсы для юристов, программистов и других специальностей, где требуется терминология. В планах разработчиков сделать обучение доступным для каждого обладателя самого примитивного смартфона. Подобные технологии помогут получить образование жителям бедных стран.

В будущем цифровые учителя смогут стать заменой педагогу из плоти и крови. Однако массовая стандартизация образовательной программы, также приведет к росту популярности учителей-людей. Просто им придется стать «Учителями 2.0». Чтобы остаться востребованными, преподаватели должны подарить ученикам уникальный подход.

Сооснователь сервиса онлайн-подготовки к ЕГЭ «Экзамер» Аркадий Итенберг считает, что машины помогут «разложить знания по полочкам» и только: «Полностью заменить преподавателя искусственным интеллектом без потери качества обучения в ближайшее время не получится. Основная проблема — в восприятии самого процесса обучения учеником, ощущения ответственности перед живым преподавателем, общении и во многом другом. При этом искусственный интеллект, выполняя функции аналитики, упаковки и персонализации образовательного контента, гораздо эффективнее человека выступает в роли помощника учителя и смещает роль классического преподавателя в сторону наставничества».

Это тоже интересно:

Расскажи друзьям про технологии образования — нажми любую кнопку ниже, чтобы поделиться!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
23
Вячеслав Милковский
В школе прежде всего необходимо помочь учащемуся ответить на его вопросы: кто я и все мы, где существую я и каков этот мир, для чего я пришел в него, что хочу свершить в жизни, для чего, каким образом и какими качествами для этого должен обладать. Это – вопросы на все века; все остальные – второстепенны. Именно школа должна помочь ответить на них.
Поэтому занятия в школе важнее учебы в вузе: школа «образует»… человека (!), а институт – всего лишь специалиста. Думаю, согласитесь, что важнее человек, а не его дело. А человек «создается» именно в школе – постигая знания, размышляя над ними, самостоятельно приходя к иным выводам, желая все это использовать в деле – проявлении своей сути! Только благодаря усилиям в основном школы он «становится» человеком. Если школа не сумеет поддержать лучшее, благородное в учащемся, нет гарантии, что вуз сможет это сделать; тем более, что высшее образование не обязательно.
СсылкаПожаловаться
Вячеслав Милковский
К основным школьным знаниям отнес бы психологические, астрономические, философские и политические. Эти дисциплины дают представление о самом главном в мире, формируют взгляд на всю действительность и, следовательно, на место человека и его деятельности в ней. Их можно назвать мировоззренческими. А как таковые они, несомненно, интересуют всех и влияют на представления и поведение.
Эти ключевые знания явились бы основой информации и, в более широком смысле, базисом образованности, культуры человека.
Психология преподносит знание о способностях и возможностях человека, их совершенствовании и правильном применении, астрономия дает представление о реальном мире и месте человека в нем и тем самым определяет наиболее общие характеристики человека как объекта и субъекта действительности, философия позволяет усвоить близкий истинному взгляд на окружающее и на самого себя, учит мыслить наиболее совершенным образом, а политология показывает человеку, как в мире, освоенном с помощью основополагающих знаний, действовать в правильном направлении для утверждения главных принципов достижения блага себе и в конечном счете обществу и человечеству.
СсылкаПожаловаться
вася пупкин
давно пора убрать зубрителей из школ . только портят генофонд нации.
СсылкаПожаловаться
Калибр 7,62
С нетерпением ждем-с к 2034-му оптимизацию населения процентов на 30. Хотя, вполне возможны и более страшные "мероприятия". Пора перечитать "Сталкер" Стругацких...
СсылкаПожаловаться
Михаил Федоров
Обучение в форме игры сделала в США школьников болванами, которую и жизнь теперь воспринимают, как игру. И эта игра в жизнь стала у них заканчиваться - массово заканчиваться - разочарованием в ней вплоть до ухода.
Учеба - это работа! Это тяжелая работа, даже тяжелее, чем сама работа после обучения. И учить детей - это тоже тяжелая профессиональная работа.
И домохозяйки , и "роботы" с ИИ, с ней не справятся.
Жить в виртуальном вымышленном неграмотным мозгом мире - катастрофично для его владельца.
СсылкаПожаловаться
AAAA AAAA
Давно пора человеческий мозг подключить к интернету и загружать напрямую нужную информацию, минуя всяких учителей из пединститутов.
СсылкаПожаловаться
FANTOM
обучение должно быть в форме игры с самого детства. поигра чуток и обучился, А чем старше тем и игры сложнее и интересней. прошёл уровень получил знания, сдал мини зачёт по усвоенному получил возможность ещё поиграть.. тогда учителя будут не нужны. на первых этапах только на годовых экзаменах принимать у всех кто обучался дома по компьютерам и смартфонам самостоятельно. но создать такую программу нужна не толпа воров во власти, а команда сильных педагогов которые могли бы составить чёткое ТЗ программистам.
СсылкаПожаловаться
Доктор Гаусс
ИИ пока на уровне лотков по продаже билетов в баню)
СсылкаПожаловаться
Михаил Федоров
Вашими устами да мед бы пить... Но в итоге получится как всегда - родителям надо зарабатывать на жизнь, домохозяйкам своих забот хватает, и кто заставит детей скрипеть мозгами над смартфоном?
Да ладно еще заставлять сидеть перед экраном - надо еще этой домохозяйке ПОНИМАТЬ - изучает и ПОНИМАЕТ ли прочитанное ученик, или просто бьет баклуши...
Вот это-то способен понять лишь учитель. А любую программу обмануть легко - на всякого электронного учителя появится программа электронного отличника...
СсылкаПожаловаться
Лёха Варляков
И это после статей о запрете смартфонов в школах
Ну и как всегда не обошлось без бомжей малозарплатников
СсылкаПожаловаться
AmirGrozny
С такими нищенскими зарплатами учителя России уже исчезают. В некоторых школах и вузах вчерашние студенты или школьники работают вместо учителей с соответствующим образованием учителя. У нас в университете нам преподавал парень который был на курс старше нас а в школе моего ребенка учит десятиклассница.
СсылкаПожаловаться
Alex drenichev
В ответ на комментарий от El История переписки2
El
может это показаться странным, но я бы предпочел чтобы моих детей обучали роботы, чем больные на голову преподаватели )) это кстати касается не только услуг образования, но и здравоохранения и много еще чего, где в следствии человеческой глупости или злономеренности общество так или иначе вынужденно терпеть всяческий ущерб.
СсылкаПожаловаться
Роботов все равно программируют люди( так что риск что будет больной на голову робот все равно останеться). Да и взять врачебную деятельность пока что тоже непонятно как в критической ситуации поведет себя робот что сделает. На данном этапе к сожалению или к радости ( уж кому как) внедрить полноценно и полноценных роботов считаю невозможно, тк сложную работу им пока не доверишь. Можно внести как дополнение к человеку, как например робот юрист для консультаций... Но опять таки представлять свои интересы в суде роботу не доверишь.
СсылкаПожаловаться
El
В ответ на комментарий от Alex drenichev
Alex drenichev
А смысл тогда учить детей чему либо если у нас везде собираються роботов впихнуть... И что более главное а людей куда безработных девать? Просто так сомневаюсь что у нас платить будут за то что мы есть( после нынешней пенсионки ето видно), а продукты жкх и прочие вещи врядли нам станут бесплатно выдавать. И будут у нас тогда лишь одни депутаты в стране да олигархи... Остальные вымрут тк их нишу займут роботы. Ведь робот зарплату не просит, больничный ему не нужен, работать может 24 часа в сутки... идеальный работник с точки зрения олигарха. Ну и соответственно выбор очевиден каждый предпочтет робота вместо работника... И как результат массовая безработица. Короче дурость.
СсылкаПожаловаться
может это показаться странным, но я бы предпочел чтобы моих детей обучали роботы, чем больные на голову преподаватели )) это кстати касается не только услуг образования, но и здравоохранения и много еще чего, где в следствии человеческой глупости или злономеренности общество так или иначе вынужденно терпеть всяческий ущерб.
СсылкаПожаловаться
Alex drenichev
В ответ на комментарий от Р История переписки2
Комментарий удален.Почему?
А ты видимо еще один из кучки гопоты псевдо патриотов, одобряющих любое решение государства, которая культурно общаться не умеет, переходит сразу к оскорблениям, учись видеть дальше своего носа, ибо голова нужна чтобы думать, а не шапку носить. Заменяя человека на робота мы отнимаем у человека рабочее место. В результате получаем безработного. и если роботов начнут массово внедрять - получаем массовую безработицу, которую кормить никто не станет. И тогда реально встанет вопрос взять и поделить, если разум у тех кто активно хочет внедрить роботов вместо людей не проснется.
СсылкаПожаловаться
Alex drenichev
В ответ на комментарий от Р История переписки2
Комментарий удален.Почему?
А ты видимо еще один из кучки гопоты псевдо патриотов, одобряющих любое решение государства, которая культурно общаться не умеет, переходит сразу к оскорблениям, учись видеть дальше своего носа, ибо голова нужна чтобы думать, а не шапку носить. Заменяя человека на робота мы отнимаем у человека рабочее место. В результате получаем безработного. и если роботов начнут массово внедрять - получаем массовую безработицу, которую кормить никто не станет. И тогда реально встанет вопрос взять и поделить, если разум у тех кто активно хочет внедрить роботов вместо людей не проснется.
СсылкаПожаловаться
El
в процессе обучения важна эмоциональная составляющая, моральная поддержка, эмпатия и т.д., с трудом верится, что роботы скоро это заменят )) с другой стороны когда человеку что-то действительно надо и интересно, он и с помощью робота обучиться) на данный момент интернет уже кишит всевозможными курсами, т.е. дистанционное образование уже во всю практикуется, с ИИ по сути тоже самое, выбрал тему, прослушал курс, по необходимости задал вопросы, прошел тестирование, получил оценку, причем не обязательно для этого куда-то поступать или в вуз ехать
СсылкаПожаловаться
Вячеслав Образцов
Чтобы робот был учителем еще далеко, для этого нужен сильный ИИ, а вот дистанционная учеба с применением VR технологий это реально
СсылкаПожаловаться
SONYBLYAD
России до этого далеко))
СсылкаПожаловаться
V&S
Робот не сможет ответить на вопрос... это глупость полнейшая...
СсылкаПожаловаться
А К
На мобильные платформы нужно переходить.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас