НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Пугало, что СССР обогнал нас в космосе». Американский астронавт Терри Вертс — о Гагарине, России и мечте летать в космос

12 апреля 2019
Терри Вертс — астронавт NASA, совершивший два космических полета к МКС: на шаттле «Индевор» и на «Союз ТМА-15М». Суммарно он провел в космосе более 200 дней. Сегодня Вертс публикует фотографии Земли из космоса, общается в социальных сетях и читает лекции о том, почему важно задумываться о судьбе планеты. Специально ко Дню космонавтики он рассказывает о том, о чем можно мечтать, когда ты уже побывал в космосе.

«Можно говорить о Гагарине очень долго!»

— День космонавтики, безусловно, важный праздник. О Юрии Гагарине можно говорить очень долго! Боюсь, для этого понадобится даже не несколько часов, а несколько дней. Конечно же, я знаю, что он человек, осуществивший первый полет в космос. Несколько лет назад я посмотрел фильм, посвященной его жизни, который мне очень понравился. Очень печально то, что он погиб в аварии во время учебного полета МиГ-15. Он отлично представлял СССР по всему миру, несмотря на сложные мировые обстоятельства, которые были в 60-е.

Помню, что в детстве я узнал о первом полете человека в космос в контексте отношений СССР и США. Что нас обогнали в космосе, и что наши космические программы сильно отличались друг от друга. Это пугало. Российские технологии казались чем-то таинственным. Позже, когда я стал старше, я попал на корабль «Союз» и понял, что, хотя аппаратное обеспечение было разным, основные методы запуска ракет, стыковка, приземление и жизнь в космосе — все это было одинаковым. Мы так боялись того, чего не знали, и в конце концов выяснилось, что в этом мы все были очень похожи.

«Дома лежит футболка хоккейной сборной России»

— Я часто рассказываю о том, как мы работали на МКС вместе с американскими и российскими коллегами. У нас были и до сих пор продолжаются замечательные отношения, хотя мы знали о том, как все непросто складывается там внизу, на Земле. А Антон Шкаплеров стал мне как брат. Кстати, передаю ему привет!

Мы постоянно списываемся с Геннадием Падалка, с Антоном Шкаплеровым, с Мишей Корниенко, с Сашей Самокутяевым. Саша, кстати, подарил мне футболку российской хоккейной сборной с моей фамилией еще там, на МКС. Я как раз недавно вспоминал об этом, когда переезжал в другой дом и нашел футболку среди вещей. Отправил ему селфи, он порадовался. А Антон недавно заезжал в гости. В общем, мы остаемся друзьями и на Земле.

Я болельщик «Вашингтон Кэпиталз», команды, за которую играет Александр Овечкин. В космосе мы, конечно, хоккей не видели, но как-то раз я смотрел игру сборных США и России в спортбаре в Москве, это было перед моим запуском. Нет, конечно, не в футболке российской сборной.

«Никогда не видел такой оттенок синего»

– Главным сюрпризом в космосе для меня стало то, насколько красивая Земля. Как бы не изнутри, а оттуда — снаружи. Перед полетом я, конечно, видел разные фотографии нашей планеты, но в реальности это ощущается совсем иначе. Помню, моя первая мысль, когда я увидел рассвет из космоса, была: «Боже мой, я никогда не видел такой красивый оттенок синего».

Я снял около 300 тысяч фотографий за время моего пребывания в космосе. Сколько это в день? Где-то 1500 фотографий. Меня всегда тянуло к фотографии, еще с детства. А в космосе я понял, что нужно продолжать этим заниматься, и насколько это круто.

Когда я вернулся на Землю после долгого времени на МКС, то чувствовал тяжесть и головокружение. Там я ощущал себя супергероем, а на Земле меня как-будто тянуло вниз магнитом. Я мог ходить, но у меня так кружилась голова, что мне нужно было на что-то опираться. Но я быстро пришел в себя.

Что самое сложное в невесомости? Следить за вещами. Все улетает, действительно трудно найти какие-то вещи и держать их под контролем.

«Космос привел меня к творчеству»

— Сначала я был летчиком, затем астронавтом, сейчас я наслаждаюсь своей жизнью после космоса. Мне нравится заниматься творчеством, я пишу книги и публикую свои фотографии, сделанные во время работы астронавтом. Большая часть моей карьеры не была связана с искусством, теперь я хочу это исправить. Вместе с National Geographic удалось выпустить книгу «Взгляд сверху. Астронавт фотографирует мир». Надеюсь, она понравилась и российским читателям.

Я выступаю на лекциях, на конференциях, в университетах. Стараюсь приезжать в разные города по всему миру, рассказывая о космосе и о том, как он привел меня к искусству. Так я вижу, что действительно могу впечатлить людей и в положительном смысле повлиять на их жизни. Я рассказываю о работе в космосе, о взаимодействии с людьми из разных стран, об экологической ситуации и о том, как ежедневными действиями можно позаботиться об окружающем мире. После лекций отвечаю на вопросы, общаюсь со зрителями. Все это приносит огромное удовольствие.

«Кажется, где-то и может быть другая жизнь»

— Космический туризм скоро станет возможным, и не только благодаря Илону Маску. Например, Ричард Брэнсон с «Virgin Galactic» уже разработал такую программу. Он говорит, что полететь в космос можно будет менее чем через год за билет стоимостью в 250 долларов. Также этим занимается Джефф Безос, который построил капсулу «New Shepard» для отправки туристов в космос и обратно.

Существуют ли инопланетяне? Во вселенной миллиарды планет. Кажется, что где-то и может быть другая жизнь, почему нет. Однако, на мой взгляд, жизнь настолько сложная и составная штука, что ее кто-то должен был придумать (создатель, творец или Бог). Проблема в том, что звезды настолько далеко расположены друг от друга, что есть шанс никогда не пересечься с другими формами жизни, даже если они существуют.

«О чем мечтать после космоса?»

После пребывания в космосе, конечно, меняются жизненные приоритеты. Сейчас моя цель — помочь изменить ход мышления у людей и повлиять на то, куда движется человечество в данный момент. Многие нации устремлены не в том направлении.

Кажется, что существует общая тенденция, побуждающая страны вступать в конфликты. Они работают не вместе, а друг против друга, что негативно сказывается на глобальном экономическом развитии.

Мы должны стремиться к многосторонней торговле, свободной рыночной экономике и либеральной демократии. Эти институты улучшают жизнь людей и способствуют миру со второй половины XX века. Это полностью противопоставляется авторитарному типу правления государств, которое, по-видимому, вновь становится какой-то глобальной тенденцией.

Мне бы хотелось вдохновить людей работать вместе, а не друг против друга. У меня пока получается, на мой взгляд. Кстати, я активно веду социальные сети и для этого тоже. Я стараюсь всегда отвечать на вопросы моих подписчиков.

Читайте также:

Ульяна Лукьянченко