НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Все вокруг «меняют» пол и улучшают внешность! Нормально ли делать себя красивее с помощью приложений

15 мая 2019
Могут ли фоторедакторы довести до отчаяния, и сколько лайков вы стоите?

Год назад журналистка BBC Александра Джонс проводила эксперимент. Девушка в течение недели наносила макияж для селфи. Семь дней она рисовала себе новое лицо и собирала одобрение в Instagram. Ее даже не смущала жаркая погода и то, как косметика себя во это время ведет (стекает с лица), ведь к лайкам быстро привыкаешь. Джонс могла бы не испытывать тональный крем на прочность, если бы использовала приложение Facetune или его аналоги. В них легко сделать обычное лицо идеальным, а еще удлинить ноги, уменьшить талию и скорректировать черты лица. В общем, подогнать себя под общепринятые стандарты красоты и срезать лайки как с куста.

Snapchat пошел дальше и представил новые маски, которые способны превратить пользователей из мужчины в женщину и наоборот. После обновления Snapchat вырвался в топ магазина AppStore и теперь понять кто есть кто в социальных сетях еще труднее.

Легкий способ стать лучше, чем есть на самом деле, приходится миллионам пользователей сети по душе.

Только в Google Play за шесть лет, существования Facetune, его скачали более 10 млн. раз.

Мировое соотношение мужчин и женщин в приложении выглядит как 21% к 79%. Это значит, что шансы встретить девушку с нереальной внешностью выше, чем молодого человека.

Ты вообще нормальная?

Психологи однозначно говорят, что использовать приложения по обработке селфи нормально, да и фейстюнщиц обманщицами не назовешь. Психоаналитик Наталья Данилина считает, что если мы хотим быть честными на сто процентов, то по улице надо ходить голыми, но так у нас в обществе не принято.

Границу нормальности всегда определяют двое: тот кто хочет выглядеть лучше и тот, кто на него смотрит.

«Дело не программах по ретуши лица и фигуры, а в том, где лежит граница нормы, объясняет Данилина. — Ее определяет сам человек, занимаясь тем, что делает его привлекательным. И есть тот человек, который смотрит на него вживую. Это всегда что-то среднее: индивидуальность плюс реакция общества на нее».

Специалист уверена, что для каждого времени своя граница нормы. Раньше девушки красили брови сажей, и это было нормальным, но сейчас такой макияж неприемлем. Манипуляции с внешностью и попытки выдавать желаемое за действительное были всегда. Сорок лет назад, когда люди знакомились через объявление в газете, то могли преувеличить или преуменьшить свои параметры. Теперь в ход идут более технологичные механизмы.

Только пресет и ничего личного

Блогер Анита Саюнц ведет профиль по обработке фото и тоже не считает манипуляции с внешностью обманом.

«Бывают случаи, когда надо 'подтянуть' рост не потому что ты невысокая, а из-за неудачного ракурса, чтобы как раз показать себя реальную», — объясняет Саюнц.

При этом она соглашается, что Instagram площадка для хайпа, в которой спрос рождает предложение. «Если есть спрос на фото с пресетами (пресет — схема настроек для быстрой обработки фотографии — Прим. ред.), блогеры их используют. Модно говорить, что ты феминистка? Блогеры об этом пишут, чтобы поднять охваты и активность. При этом автор может оказаться далеко не феминисткой и не красоткой, как на хорошо обработанном фото. Мне приятно смотреть на красивые фотографии, на дорогие пресеты, на идеальную обработку. Я понимаю, что за картинкой стоит обычная девушка, не отличающаяся от других, но глядя на нее, мне хочется работать над собой и быть всегда красивой», — говорит Анита Саюнц.

«Не так как в жизни» основной аргумент противников цифровой обработки фото. Они давят на то, что в офлайне автор снимка выглядит по-другому. При этом забывают, что Instagram, как и любая другая соцсеть, далек от реальности.

Я понимаю, что за картинкой стоит обычная девушка, не отличающаяся от других, но глядя на нее, мне хочется работать над собой и быть всегда красивой.

Кристина Яковенко ведет блог по креативной обработке фото и не ставит себе границ в пресетах. Для создания выразительного образа она может максимально изменить свою внешность и переместиться из обычной квартиры на лазурный берег.

«Если человек меняется под разные образы для своих фото — это нормально, это творчество. В обычной жизни — главное не переборщить. Почему бы не вести свой профиль красиво? Не забывайте, что настоящего человека мы видим всегда в сториз. Там внешность не изменить, разве что маску кота надеть можно!» — призывает Яковенко.

Где заканчивается норма и начинается патология

Пластические хирурги заметили тенденцию: к ним стали чаще обращаться люди, которые хотят лицо не как у знаменитости, а как на фильтре в Snapchat или FaceTune. То есть улучшенную версию себя. У таких пожеланий есть даже определение — «Snapchat dysmorphia».

Тема нормы и патологии — непаханное поле как в психологии, так и в психиатрии. Специалисты считают, что построить границу здесь очень сложно, а одно и то же явление может существовать как в рамках нормальности, как индивидуальная черта, так и быть признаком расстройства личности или невротического состояния.

«В желании изменить свою внешность срабатывает количественный критерий, – поясняет Наталья Желудева, клинический психолог. – Если попытки уж очень радикальны, и человек становится неузнаваемым, можно говорить о некоей форме расстройства по типу дисморфофобии. Это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен незначительным или даже воображаемым дефектом или особенностью своей внешности. Или, как минимум, о повышенном уровне социальной тревожности. Соответствие идеалу снимает у него тревогу».

«Крутить настройки приложения — абсолютно нормально пока это доставляет удовольствие, — говорит психоаналитик Наталья Данилина. – Первые тревожные звонки, когда сама обработка фото доставляет вам дискомфорт и из приятного занятия превращается в тягость. Хуже если вы уже не можете выйти из дома, чтобы показать свое настоящее лицо. Все остальное — норма. Приложения не могут вызвать расстройство, а вот стать лакмусовой бумажкой — вполне. Скорее всего, у человека были проблемы и до использования программ, но это может диагностировать только специалист».

Красивой уже быть необязательно, но все еще хочется

Психологи уверены, что благодаря глянцевым фото и рекламе в обществе до сих пор массово тиражируются стандарты красоты и привлекательности. Причем унифицированной, в которой немного места остается для ярко выраженной индивидуальности, этим и объясняется популярность фоторедакторов для селфи. Instagram-блогеры и их идеальная внешность и жизнь тоже усугубляют проблему.

На смену старым установкам медленно приходят новые. В апреле 2019 года российский Glamour выпустил обложку с фото актрисы Юлии Пересильд без обработки, в сентябре прошлого года Cosmopolitan снял обложку с плюс-сайз моделью Тесс Холлидей. Производители косметики, спортивных товаров и одежды призывают девушек к естественности и принятию себя. Например, интернет-магазин ASOS отказался от использования фотошопа.

Тем не менее хештег #facetune насчитывает более 200 000 публикаций, и это только те пользователи, которые открыто говорят об обработке фото. Софья Ярцева, автор блога «Make your style», считает, что дело в двух разноплановых векторах: социальном и технологическом:

«Общество уходит от социальной модели, в которой внешность женщины рассматривается как некий актив, который нужен для завоевания мужчины и получения доступа к ресурсам. Но это в современном мире и современной экономике становится неактуальным, поскольку гораздо проще ориентироваться на себя и вкладывать ресурсы в образование или карьеру. В какой-то мере эти стереотипы на нас все еще давят, но все больше мы видим вокруг, что можно просто выглядеть так как выглядишь, не «идеально», со всеми своими складочками, морщинками, синяками под глазами и так далее, это не стыдно, потому что ты не товар. В этом смысле стандарты если не красоты, то допустимой самопрезентации, действительно расширяются.

Есть и другой вектор — технологический. С развитием технологий и соцсетей мы стали публичными как никогда. Раньше можно было за весь день максимум встретить пару соседей, несколько коллег по работе и одного продавца в магазине и никто из них вблизи не смотрел. Сейчас человек с утра постит себя в сторис и его видит несколько сотен, а то и тысяч подписчиков. Это тоже вызывает желание как-то в этой откровенной самопрезентации «прикрыться» маской, фэйстюном или каким-нибудь фильтром».

Ярцева уверена, из-за того, что общение переходит в электронный формат, то к самопрезентации возникают определенные этикетные требования: ухоженные страницы в соцсетях, оформленный профиль, хорошее фото.

Может получиться, что мы и лично-то с человеком никогда не увидимся, но знакомы по соцсетям. Поэтому логично, что электронный «аватар» становится чем-то важным.

На себя посмотри!

Согласно теории психоаналитика Эрика Эриксона, жизнь человека делится на этапы. На каждом из них присутствует один главный конфликт, вопрос или задача. Если человек их не решает, то наступает другой жизненный период и проблемы накапливаются. Это похоже на рубашку, у которой пуговицы застегнуты не в том порядке.

В возрасте от 13 до 35 лет, согласно Эриксону, у людей решается основная задача, связанная с популярностью, способностью строить отношения с обществом. Эти года можно разделить на три периода. С 13 лет до 20-21 года важно быть популярным среди сверстников, с 21 года до 28 лет важно уметь взаимодействовать с обществом, привлекать внимание и иметь возможность выбирать партнеров. С 28 до 35 лет начинается период, в котором на первый план выходит карьера и реализация себя как профессионала.

Если молодым людям не дать наиграться с популярность именно в эти периоды, позитивного эффекта от задачи не будет. Сейчас молодые люди смотрят во фронтальную камеру телефона и выбирают фильтры, решаю задачу с получением популярности. И это абсолютно нормально.

Это тоже интересно:

Анна Федорова