Единого определения, что такое электросамокат, нет
Скорость «пешеходного» транспорта за последние годы заметно выросла. Теперь даже электрические самокаты могут спокойно ехать в потоке машин со скоростью в 40-60 километров в час. Хотя под определение традиционного транспорта с бензиновым двигателем самокаты не попадают.
Автоюрист Роман Федосеев отмечает, что владельцы электросамокатов часто не соблюдают простых мер безопасности, не знают правил дорожного движения и постоянно подвергают себя (и заодно других) неоправданному риску, считая, что обладают полным набором прав автомобилиста.
«Самое распространённое нарушение — наезд на стоящее транспортное средство или столкновение после выезда на проезжую часть», — пояснил Федосеев.
В крупных городах России, где владельцы электротранспорта с малой мощностью имеют неосторожность выезжать на дороги общего пользования, судебная практика в спорах с автовладельцами сопровождается целым рядом особенностей. Об этом нам рассказал автоюрист и консультант Telegram-канала «Поворот на право» Тимур Акименко. По его словам, ключевая особенность правовых споров между автомобилистами и владельцами электрического транспорта заключается в том, что единой трактовки самоката как транспортного средства в ПДД нет.
Мнения относительно того, что представляет собой электросамокат во время движения, расходятся даже у государственных органов. По словам Акименко, из-за этой неразберихи стоит ожидать внесения в ПДД поправок и актов, в которых будут более четко прописаны роли и ответственность владельцев такого транспорта.
Кроме того, любители выпить и затем погонять на самокате никуда не делись. Инспекторы регулярно оформляют на них протоколы, но дальше предупреждения и штрафа дело не движется.
«Есть судебная практика, где водители самокатов привлекались за вождение в состоянии алкогольного опьянения. И в отдельных случаях суды установили, что самокат приравнивался к транспортному средству», — отметил Акименко.
По мнению юристов, водители электросамокатов представляют группу особого риска, поскольку появляются на дороге неожиданно и не оставляют водителям ни места, ни времени на манёвр. Довести дело до суда в такой ситуации сложно, однако в отдельных случаях к владельцам электросамокатов применяется строгое наказание.
«Все зависит от мощности электросамоката. Если она выше 250 Вт, то самокат приравнивается сразу к мопедам (скутерам). Если мощность двигателя менее 250 Вт, то ответственность за нарушение ПДД наступает как для пешехода, совершившего наезд на другого пешехода или автомобиль», — отметил юрист Тимур Акимов.
Судиться уже можно
Другой популярный вид городского транспорта, на который не нужна лицензия и права — моноколесо. Обладатели сложного в управлении устройства после периода адаптации часто начинают расширять горизонты поездок — тротуаров становится мало, и на работу или до ближайшей станции метро на моноколёсах катаются прямо по проезжей части. По данным автоюриста Сергея Ковалёва, только с апреля по май 2019 года в Москве зарегистрировано не менее пяти ДТП с владельцами моноколёс, которые решили прокатиться по дороге вместе с автомобилями.
«Некоторые пострадали от наезда на стоящий автомобиль, другим удалось даже прокатиться на капоте автомобилей, двигавшихся по встречной полосе», — отметил юрист.
Обошлось без погибших, однако двое из пяти пострадавших попали в больницу, после чего встретятся с владельцами автомобилей в суде. Правовая ситуация пока не имеет чёткой трактовки, однако юристы знают, как нужно действовать в такой ситуации и кто будет виноват, что на капоте машины внезапно окажется «оператор» моноколеса.
«С моноколесом ситуация схожая. В большинстве разъяснений прописано, что водитель такого транспорта — это пешеход. В связи с этим, владельцы моноколес будут нести ответственность по статьям 12.29 (простые нарушение ДТП) и 12.30 (нарушения, связанные с вредом здоровью) КоАП РФ», — рассказал юрист Тимур Акимов.
Как отмечает Акимов, при нанесении какого-либо ущерба водителю необходимо обратиться непосредственно к тому, кто вред причинил. Чаще всего можно добиться возмещения ущерба в денежном эквиваленте. Направляется претензия виновнику ДТП, если он отказывается возмещать ущерб, то можно смело писать исковое заявление. Если ущерб от влетевшего в машину моноколеса окажется существенным, то пешеходу не останется ничего иного, кроме как исполнять решение суда.
Как отмечают юристы, в текущей редакции ПДД перечень электротранспорта, для которого не требуются права, отсутствует как таковой. Государственные органы сами не до конца понимают, к какой именно категории относить скутеры, моноколеса и самокаты: к пешеходам или транспортным средствам.
«Целесообразным решением было бы приравнять электротранспорт к велосипедам. Более-менее подходящая скорость и другие параметры, в целом, сходные. Из-за такой трактовки появится запрет для электротранспорта на выезд на проезжую часть, что позволит владельцам моноколеса спокойно двигаться по велодорожкам», — отметил юрист Тимур Акимов.
Если на вас совершили наезд, можно требовать компенсацию
На протяжении многих лет считалось, что ДТП с велосипедистом переживается относительно спокойно. Однако при ближайшем рассмотрении «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» становится ясно, что даже простая авария может обернуться крупным разбирательством.
Для начала стоит прояснить правила пересечения дороги. На перекрёстке владелец велосипеда должен спешиться и пройти шагом всю дистанцию от светофора до светофора. Проезд верхом — нарушение, за которое можно схлопотать штраф.
Часто владельцы велосипедов игнорируют эти правила и сбивают пешеходов, которые получают тяжёлые травмы головы от удара об асфальт. В отдельных случаях владелец велосипеда может получить штраф за причинение лёгкого вреда здоровью по неосторожности, однако уголовной ответственности за это, само собой, не предусмотрено. Аналогичная ситуация с электротранспортом, который движется по тротуару. Размер компенсации, если на вас наехал такой «водитель», определяет суд.
Велосипед — особо опасный транспорт для автомобилей
Стоит помнить, что даже в том случае, если велосипедист двигается в тёмное время суток без «опознавательных знаков» (жилет, катафоты и фонари), наезд автомобиля на него будет считаться серьёзным нарушением.
Когда велосипедист сам въехал в автомобиль, а прибывший на место наряд ГИБДД установил его вину (как пешехода), то страховая тоже может натворить чудес с выплатами. Бывали случаи, когда из-за небольших повреждений страховщики отказывают в выплатах. Чтобы доказать собственную правоту и добиться справедливости, нужно иметь на руках копию протокола ДПС, с которой можно смело обращаться в суд. Почти наверняка суд встанет на сторону автовладельца.
Главное в таких случаях, как отмечают юристы, грамотно оценить ситуацию. Если владелец самоката или моноколеса попал под колёса автомобиля, первым делом нужно убедиться, что пешеход не пострадал. Затем стоит оценить ущерб, и в случае отсутствия повреждений и претензий, можно просто разойтись. Если помята дверь автомобиля, поцарапана краска или разбита фара, а владелец электросамоката отказывается возмещать ущерб, стоит вызывать сотрудников ГИБДД.
Ожидание займёт какое-то время, однако в этом случае инспекторы точно установят виноватого, и их решение будет обжаловать крайне тяжело. Не лишним будет проверить записи с видеорегистратора. Эти файлы, как правило, существенно упрощают судебное разбирательство и лишают не совсем честных участников движения права на фальсификацию показаний.
Универсального правила в таких ситуациях нет, а механизм работает в обе стороны — пешеходы на электросамокате могут стать жертвой автохама и нередко страдают из-за обычной невнимательности водителей. Довести дело до суда можно и в том случае, если водитель скрылся с места ДТП, а пешеход получил тяжелые травмы.
Это тоже интересно: