НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

В школах России все чаще используют электронные дневники. Что думают про них учителя, родители и школьники

2 сентября 2019
Школа будущего — это не только проекторы вместо досок, планшеты вместо тетрадей, но и электронный документооборот. Во всем, включая журналы и дневники. Hi-Tech Mail.ru спросил всех участников образовательного процесса что они думают про электронные дневники и нужны ли им бумажные.

Электронный дневник есть, но распечатывать его все равно надо

Десять лет назад правительство РФ выпустило распоряжение с перечнем государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться гражданам в электронном виде. В числе прочих пунктов был и тот, согласно которому во всех школах с 1 января 2014 года бумажные журналы и дневники заменяются на электронные.

Реформа проводилась для облегчения работы учителя и обеспечения круглосуточного доступа родителей к информации об успеваемости детей. Электронный дневник не выкинешь, родителям «нам ничего не задали» не скажешь. Даже подделать отметки в нем гораздо сложнее, для этого придется освоить хотя бы информатику.

Хорошая инициатива столкнулась со школьной действительностью. Мария Ерохина, заместитель директора «Физико-технического лицей No 1» из Саратова рассказывает, что они полностью перешли на электронные дневники в 2018, хотя сам формат существовал в учебном заведении с 2010 года. Первую платформу разработали партнеры-родители, чтобы следить за динамикой успехов и неудач своих детей. Сейчас бумажный дневник в лицее остался только у учеников 5-х классов, как привычный элемент школьной жизни. Для старшеклассников и их родителей переход на цифровые дневники прошел безболезненно, чего не скажешь про учителей.

«Проверки школы, которые в течение учебного года идут постоянно, приводят к любопытному казусу, — рассказывает Ерохина. — Школа все равно обязана хранить данные об успеваемости детей в печатном виде, потому что проверяющие органы до сих пор не в состоянии перестроиться на проверку электронных ведомостей в электронном виде.

Все типовые регламенты документооборота говорят о том, что ежегодно весь электронный дневник школы должен выкачиваться, распечатываться, прошиваться и храниться в школьном архиве установленное количество лет.

Но когда очередная проверка приходит в середине учебного года — мы все равно достаем и предъявляем им обычные классные журналы, которые приходится вести в параллель с электронным дневником. Пока проверяющие органы не перестроятся на проверку электронного документооборота, школа так и будет вместе с педагогами делать двойную работу, заполняя и электронную базу данных, и печатную».

Дневник может быть электронным, но чаты в WhatsApp никто не отменял

Надежда Львович, мама четвероклассника, считает электронный дневник современным. В их школе на цифровые носители перешли, когда ее сын учился в первом классе.

«Сейчас у наших детей есть и обычный дневник и электронный, потому что система иногда дает сбой. Домашнее задание записывается и там, и там. Это удобно, если ребенок забыл записать задание, его всегда можно посмотреть в интернете».

Наталья Дышекова, мама двух школьников из Нальчика к цифровому дневнику относится отрицательно. Дочка Натальи учится в 3-м классе, а сын в 6-м. И у них нет электронных дневников.

«В нашей школе его нет и не было никогда, — говорит Наталья. — У меня есть знакомые, в школах которых был этот дневник. Ничем он родителям не помогал. Оценки зачастую вносились с опозданием, а позже школа вообще отменила эти дневники».

В школе, где учатся дети Натальи, практикуются чаты в WhatsApp. Именно в них учителя скидывают домашнее задание и новости, касающиеся детей.

«Если ребенок не в школе и об этом не предупредили, то учитель позвонит или напишет. Поэтому 'сбежать' с уроков не получится. Оценки периодически классный руководитель вклеивает каждому в бумажный дневник. Есть, в конце концов, родительские собрания, где можно узнать какие успехи и 'неуспехи' у твоего ребенка в школе. В итоге и без обычного дневника можно жить, что в старших классах и происходит».

Электронный дневник это способ контроля

Для учителей и родителей электронные дневники — это одна из форм контроля, в которой не замажешь двойку и который не забудешь дома. Школьники к введению электронных дневников относятся спокойно, хотя некоторые больше склоняются к бумажному варианту.

Полина Голушкова учится в 9-м классе в одной из школ Санкт-Петербурга. Здесь электронные дневники ввели год назад и поначалу, по рассказам девушки, никто не знал как с ними обращаться. Потом школьники привыкли и стали следить в интернете за своими оценками и домашними заданиями. Сейчас в школе у Полины действуют два дневника.

«Мне кажется, сочетание бумажного и электронного дневников вполне удобно. Один дневник — это не куча тетрадей, которые надо с собой таскать. Он особо веса в рюкзаке не прибавляет, так что его носить в школу совсем не трудно. Я больше склоняюсь к бумажному. Я люблю физические носители, к тому же в бумажном дневнике ты организовываешь все самостоятельно — так, как тебе удобно, а не как прописано в программном коде.»

Электронный дневник это способ контроля. Если в бумажном можно вырвать страницу, то с электронным такой трюк не прокатит. Так как я почти отличница, мне никогда не приходилось прятать оценки от родителей, я сама иногда приношу им дневник на проверку.

К самим оценкам у школьницы отношение неоднозначное. Девятиклассница говорит, что с одной стороны отметки — показатель успеваемости и сигнал ученику, на какой предмет можно обратить внимание. С другой стороны — пережиток прошлого.

«К сожалению, в системе образования упор ставится не на количество получаемых знаний, а на количество 'пятерок', поставленных в журнал, и это неправильно. Хорошую оценку можно выклянчить, задобрив учителя, но к получению знаний это не будет иметь никакого отношения. А весь смысл школы в том, что ты получаешь знания, развиваешься и становишься умнее!»

У Марии Беспаловой из Саратова в школе тоже два дневника. В электронном есть оценки и домашнее задание, а в бумажном учителя пишут замечания о поведении. Школьница рассказывает, что именно поэтому ее одноклассники бумажную копию в школу не носят.

«Каждый школьник отвечает за свои оценки сам. Если они хорошие, то бояться нечего, а если плохие, то тут надо морально готовиться. К моей нынешней успеваемости родители относятся нормально, но, безусловно, хотят, чтобы я училась лучше. Раньше мне иногда приходилось скрывать свои отметки, но с приходом электронного дневника этого сделать не удается. Каждый день, когда я прихожу из школы, мои родители тут же смотрят отметки за день».

Будущее наступило и это неплохо

Переход на электронные дневники — дань времени, тем более, если с ними легче следить за успеваемостью. У каждого школьного поколения есть свои традиции, если в 1990-х на разворотах дневников цветными ручками писали «Каникулы», по классу «ходили» анкеты для девочек, а у писателей в учебнике литературы появлялись рога или усы, то сейчас все по-другому.

Школьники ведут «ВКонтакте» паблики «Подслушано в школе», делают мемы из цитат учителей и постят сториз в Instagram с уроков. Их цифровой след за десять лет учебы огромный, и скорее всего, с каждым годом он будет только расти.

Если раньше дети находили старые дневники родителей и смотрели оценки за четверть, изучали звездочки на полях тетради и надписи «Родителей в школу!», то будущее поколение будет гуглить посты родителей про школу и искать по хэштегам в соцсетях фотографии с выпускного. Цифровое будущее само по себе неплохо, главное, чтобы оно оказалось таким, каким мы его представляем. А еще неплохо, когда к нему готовы все участники процесса, а не только одна из групп.

Это тоже интересно:

Анна Федорова