НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Популярнейший сервис мира появился почти случайно. Как создавали Netflix

6 февраля 2020
Премьера фильма «Ирландец» Мартина Скорсезе состоялась на Netflix. Оскароносный режиссер ушел на стриминговый сервис — это важный этап развития современного кинематографа. Мы видим, что Netflix уже не просто сервис для просмотра сериалов — у компании есть деньги на производство собственного контента и эксклюзивные премьеры. Рассказываем, откуда этот сервис появился и на каком этапе стал конкурировать с классическим кинематографом.

Netflix появился в России в 2016 году — нам были доступны не все фильмы, среди представленных не все были переведены, не было и русского интерфейса. Приплюсуйте сюда отсутствие региональной ценовой политики — и поймете, почему сервис за три года так и не завоевал у нас популярности. Но развитие идет, часть сериалов полностью переводят на русский, у остальных добавляют субтитры — а значит, шансы есть. Тут любопытно другое, из-за небольшой популярности сервиса в России многие могли принять его за очередной успешный интернет-стартап. На самом деле история Netflix куда интереснее, и начинается она в 1997 году, задолго до технологий потоковых трансляций.

Легенда о просроченном диске из проката

Netflix основан в 1997 году Ридом Хастингсом и Марком Рандольфом. Ходит легенда о появлении идеи компании после того, как Рид просрочил сдачу диска «Апполон-13» в видеопрокат. Он не успел вернуть его в срок, и точка крупной американской сети видеопроката Blockbuster выставила штраф в 40 долларов. Тогда-то они с Ридом, согласно легенде, и решили создать Netflix. Компания даже вспомнила об этом случае в своем твиттере, что добавляло истории правдивости. Хотя официального подтверждения ни от одного из руководителей о том, что именно просроченный диск стал отправной точкой для компании, не было.

Джина Китинг, автор книги Netflixed: The Epic Battle for America's Eyeballs много беседовала с Марком Рандольфом о сервисе, в том числе они вспомнили и этот случай. Тогда Марк и рассказал, что это было прекрасным маркетинговым ходом Рида: идея Netflix у них на тот момент уже была, а вся эта история с просроченным диском «Апполон-13» и штрафом от точки Blockbuster сразу показывала, чем они лучше прочих видеопрокатов и как будет работать сервис. И, кроме того, это хорошая история о двух парнях, что хотели сделать мир чуточку удобнее — такое людям нравится.

Название сервиса вполне логично, и о его происхождении можно догадаться, если знать английский. Если вам еще не удалось, то вот разгадка: «net» — это общеупотребительное «сеть», а «flix» — это сленговое «flicks», что значит «фильм».

Самое начало сериальных запоев

Идея компании пришла к Хастингсу и Рандольфу после того, как они убедились в неудобстве существующих сервисов видеопроката: люди вынуждены были отправляться в пункты аренды за дисками — а после просмотра идти возвращать. Это неудобно: после просмотра просто забываешь о диске, и риск не отвезти его обратно велик. Кроме того, если человек намерен устроить себе вечер просмотра фильмов или сериалов, то последнее, что ему хочется — выходить из дома. Создатели Netflix отлично знали потребности аудитории, когда продумывали свой сервис.

Принцип такой: больше не нужно идти в офис, магазин или точку проката за диском, вы выбираете нужный фильм на сайте, получаете его по почте — а платите через банк. Отправлять диски обратно нужно также через почту. За аренду одного фильма в неделю платили четыре доллара, а за почтовые отправления — еще два. Дабы снизить стоимость почтовых отправлений, диски отправлялись в фирменных конвертах Netflix, а не в заводских боксах. Находились ли в таких условиях хитрые ребята, решившие прикарманить диски себе? Наверное, да, хотя документально зафиксированных случаев нет — но в Netflix нельзя было взять новые диски, пока не вернул старые. Мало кто станет лишать себя хорошего сервиса ради одного украденного диска.

В Netflix умеют чувствовать тренды: уже в самом начале у них был сайт с постоянно пополняющимся каталогом и обзорами фильмов. Там были не только американские блокбастеры, но также и европейские фильмы и даже артхаус. Кроме того, в те времена никакого YouTube не было, а вот желание посмотреть нашумевшие видео у людей уже появилось. Netflix за неделю разослал 10 000 копий четырехчасовой речи Билла Клинтона по делу Левински. История был предельно скандальной и «горячей», и в конечном итоге привела к объявлению Клинтону импичмента — пусть и отклоненного. Но подобные объемы вас удивлять не должны. Цена вопроса была иной — всего два цента за диск, плюс стандартные два доллара за почтовые отправления.

Много работы в поисках нужного подхода

История, показывающая, насколько тщательно в Netflix подходили к своей работе. Рид и Марк пересылали диски друг другу, чтобы найти оптимальный способ доставки, а вариантов фирменных конвертов было создано около 150 штук — и все это для того, чтобы сделать доставку клиенту быстрой, дешевой и безопасной. Вы видели, как разгружают почтовые грузовики? Конверт с хрупким диском запросто может пострадать.

Кажется, что создатели Netflix просто придумали новый вид уже существующего бизнеса — аренды дисков. И вроде ничего сложного в нем нет: онлайн-каталог да отправка дисков по почте. Пример выше показывает, насколько Марк и Рид «заморачивались» с проработкой каждой момента — от мелочей до действительно весомых вещей.

Сайт, где публиковался список фильмов, также включал обзоры на них и информацию о новинках. Это давало пользователям возможность находить что-то новое и брать в прокат. В начале 2000 года Netflix представила систему Cinematch — отныне пользователи сайта получали рекомендации исходя из уже просмотренных фильмов: к примеру, если вам понравились фильмы Гая Ричи, то вам с большой вероятностью посоветуют посмотреть работы Тарантино.

Возможность смотреть фильмы по подписке у Netflix появилась еще до того, как появилась возможность смотреть их онлайн — месячная подписка стоила $15,95 и позволяла взять четыре DVD в месяц в аренду. Экономия при этом получилась небольшая — но это было удобно.

Кстати, о DVD-дисках — в Netflix рисковали, выбирая только этот формат, так как он был совсем новый. Netflix выбрала DVD и, понимая, что формат свежий и не особо популярный, — работала над его внедрением в массы. Для этого компания даже добились сотрудничества с Toshiba: покупатель ее проигрывателей получал в подарок бесплатный прокат трех дисков от Netflix.

Как Netflix уничтожила Blockbuster

В 2007 году ребята из Netflix поняли, что интернет становится доступнее, а эпоха дисков подходит к концу — и представили свой потоковый сервис трансляций фильмов и сериалов. Их извечный конкурент, сеть Blockbuster, пыталась покончить с дерзкими выскочками: известная сеть не только запустила собственный онлайн-сервис, но также снизила цены на продукцию, расширила ассортимент и объединила онлайн-сервисы с реальными магазинами — можно было бесплатно выбирать диски и менять их по почте. Все эти шаги в будущем и погубят Blockbuster: у них было слишком много розничных точек, и не все владельцы согласились участвовать в акции — да и бесплатная раздача дисков вкупе со снижением цен больно ударила по прибыли. Blockbuster попыталась закрутить гайки, подняв цены и введя лимит на месячный обмен. Это ее добило — пользователи просто стали уходить к Netflix. А ведь все могло быть иначе: в 2000 году Рид Хастингс обращался в Blockbuster с предложением о сотрудничестве, что подразумевало партнерство либо покупку Netflix за $50 000 000. Но генеральный директор Blockbuster воспринял это как шутку и посмеялся над парнями. Как результат: в сентябре 2020 года будет 10 лет, как Blockbuster закрылись, а рыночная капитализация Netflix достигла 148,86 миллиардов долларов.

В Netflix в свое время догадались, что людям нравятся сериальные запои: время, когда можно забыть обо всем, закупить пиццы и смотреть сериалы ночи напролет. И не ждать воскресенья, чтобы посмотреть очередную серию. Они точно знают, чего хочет зритель. Поэтому они и запустили собственные проекты: одним из первых стал сериал «Карточный домик», который понравился зрителям. Сериалы, которых больше нигде нет, привлекли на сервис еще больше людей. Netflix возглавил армию фанатов сериалов.

Конечно, помимо Netflix есть еще HBO, у которых в копилке «Игра престолов» и «Чернобыль», да и свежие релизы не отстают: о начавшемся в январе 2020 года «Чужаке» хорошо отзывается сам Стивен Кинг, который экранизации своих произведений обычно критикует. Забавно, но прокат DVD-дисков и доставка их по почте, то, с чего Netflix начинали — не пропала и принесла компании прибыль в $212 000 000 за 2018 год. Причиной тому отсутствие широкополосного интернета в некоторых районах (например, в сельской местности) Америки. Оттуда не посмотреть сериал онлайн, но знакомый американцам красный конверт с фильмом или сериалом туда дойдет. Netflix продолжает радовать возможностью смотреть серию за серией.

Это тоже интересно:


Вячеслав Гладков