Зачем идти в аспирантуру?
Андрей Лунь: «С детства я был вдохновлен наукой и уже тогда твердо решил, кем хочу стать. Мама покупала много детских энциклопедий на различные темы, особенно меня поразили книги по физике и астрономии. Помню, открыл одну из них, увидел изображение Солнечной системы и был удивлен, насколько разнообразен космос. В школе после начала курса физики любовь к науке только росла. Часто выигрывал олимпиады. Выбор пал на физический факультет Воронежского технического государственного университета по специальности экспериментальная физика».
Вадим Кондаратцев: «Во-первых, очень нравится преподавать. Занимался этим еще до аспирантуры, преподаю как школьникам, так и студентам. Аспирантура — это возможность развить преподавательские качества. Во-вторых, не мыслю свою жизнь без науки, и в этом плане аспирантура дает возможность не только углубить свои знания в профессиональной тематике, но и развить исследовательские компетенции. В-третьих, часть основной работы непосредственно связана с МАИ и с моим родным институтом No 8 “Информационные технологии и прикладная математика”».
Чем занимаются аспиранты?
Андрей: «В мои обязанности входит проведение экспериментов на кафедре экспериментальной физики. Я измеряю свойства сегнетоэлектриков (кристаллические вещества, которые плохо проводят ток — Ред.) и воздействие на них магнитных полей. По результатам пишу диссертацию и выступаю на конференциях».
Вадим: «Помимо написания диссертации и преподавания мне нравится организовывать мероприятия для студентов и коллег. Например, недавно организовал вместе с IT-центром игру “IT Что? Где? Когда?” для магистрантов. Также в нашем университете есть много мероприятий по интересам, мне нравится периодически участвовать в научных стендапах и хакатонах».
Хватает ли стипендии на жизнь?
Андрей: «Со стипендией мне повезло, ведь я аспирант естественнонаучного направления. Для этой категории аспирантов установлена повышенная стипендия по сравнению с гуманитарными направлениями. В моем случае это 8000 рублей. Гуманитарии получают примерно вдвое меньше. Конечно, этого не хватает, если жить только на стипендию. Но все равно приятно, что за учебу мне платят».
Тяжело ли преподавать, если еще вчера был студентом?
Андрей: «На втором курсе аспирантуры есть обязательная педагогическая практика. У меня она проходила со студентами второго курса по специальности “Химия”. Курс назывался “Оптика”. Ребята сильно удивили своими знаниями несмотря на то, что старшее поколение преподавателей постоянно жалуется на низкий уровень знаний. Возможно, это и правда, но по контрасту с тем уровнем образования, который давали много лет назад. На этом моя деятельность преподавателя прекратилась. Это совсем не просто, особенно трудно действительно качественно преподносить материал в университете. Ведь заинтересовать предметом можно лишь тогда, когда знаешь его на 100% и готов делиться этими знаниями каждый день».
Вадим: «Я преподаю школьникам на курсах довузовской подготовки (математику и физику). Для студентов я читаю предметы, связанные с машинным обучением и искусственным интеллектом. “Введение в машинное обучение”, “Методы искусственного интеллекта в компьютерной графике” и подобные. Впечатления от преподавания самые позитивные. От студентов всегда приятно получать обратную связь и видеть, как растут их профессиональные компетенции прямо в процессе обучения. Наверное, кому-то и непросто стать из студента преподавателем, но для меня это одно из самых любимых занятий в жизни».
Можно ли совмещать аспирантуру с работой?
Андрей: «Я совмещаю аспирантуру с работой тестировщика в центре разработки программного обеспечения ИТ-компании «Рексофт». Это несложно, потому что после второго курса аспирантуры я сосредоточен на научной работе. Несколько раз в год езжу выступать на научных конференциях. В «Рексофт» знают, что я аспирант, и без проблем отпускают. Многие коллеги совмещают работу с учебой.
Работу в качестве инженера по автоматизации тестирования я выбрал потому, что любил параллельно с учебой заниматься программированием. Но изначально посчитал, что устроиться как полноценный разработчик пока не могу — непрофильное образование, недостаточно опыта. Решил попробовать себя в автоматизации тестирования. Не исключено, что дальше буду развиваться как разработчик».
Вадим: «Совмещаю обучение в аспирантуре с работой в компании Phygitalism. Компания, созданная маевцами, под руководством Олега Юсупова, выпускника аэрокосмического факультета МАИ, занимается разработками в области дополненной, виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Я работаю в отделе R&D и исследую то, как методы машинного и глубокого обучения могут помочь улучшить VR/AR системы и продукты. Наша компания — партнер IT-центра МАИ, у нас есть совместная магистерская программа “Дополненная / виртуальная реальность и искусственный интеллект”, одним из архитекторов которой мне посчастливилось стать. Так что половину рабочего времени я изучаю и разрабатываю наукоемкие прототипы, а вторую половину времени учу тому же самому студентов. Учиться и работать всегда трудно. Приходится иногда жертвовать сном, нервами и выходными, но результаты определенно стоят того».
Есть ли смысл идти в аспирантуру?
Андрей: «Честно сказать, я немного разочарован. Размер зарплаты преподавателей оставляет желать лучшего. Мне кажется, что этот труд должен оплачиваться выше. Профессия преподавателя требует очень много энергии, сил, общения и креатива. В моем случае аспирантура — это осуществление детской мечты стать ученым. Кстати, по статистике только 20–25% из поступивших в аспирантуру заканчивают учебу. Я обучение точно закончу, но буду ли продолжать в качестве преподавателя/исследователя – пока вопрос. Уж очень увлекательна IT-сфера!»
Вадим: «Cмысл есть. Аспирантура – место, где ты оттачиваешь как свои профессиональные научные компетенции, так и soft skills (надпрофессиональные навыки, например, умение работать в команде – Ред). Хорошее место чтобы найти себе единомышленников и, например, организовать с ними свой проект или бизнес, как это случилось в моей компании».
Это тоже интересно: