НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Не выходи из комнаты: как мировые власти следят за гражданами

4 мая 2020
Во многих странах из-за пандемии установили особый контроль над гражданами, чтобы они не нарушали режим самоизоляции. Для этого используют специальные браслеты, которые передают чиновникам все данные о человеке.

Литовский трекер для российских больных

В Мурманской области правительство еще в апреле выделило 1,5 млн рублей на закупку умных браслетов. Цена одного комплекта составляет 11 500 рублей. Их получат 120 человек, которые сидят по домам с коронавирусной инфекцией в легкой форме и обязаны соблюдать строгий карантин. А в будущем, по словам губернатора области Андрея Чибиса, может быть закуплено до 2 тысяч подобных девайсов.

Браслет будет отслеживать местоположение каждого больного с помощью встроенного модуля ГЛОНАСС и передавать данные о самочувствии с помощью радиометки. Но это еще не все: вокруг дома пациента устанавливают датчики, которые формируют зону карантина. Если владелец браслета выходит за периметр, то диспетчер получит сигнал тревоги, а перемещения человека можно будет отследить.

Снять браслет и оставить дома тоже не получится. Трекер поймет, что находится без движения, и отправит врачу сигнал о нарушении карантина. Пациента переведут в стационар и через ГЛОНАСС найдут места, где он контактировал с другими людьми. Предполагается, что браслет вообще нельзя снимать, даже для похода в душ. Он влагоустойчивый и ударопрочный, уверяют разработчики.

Сами трекеры произведены литовской фирмой Teltonika, одно устройство стоит около 6000 рублей. Cофт для браслетов и техподдержку взяла на себя российская группа компаний FTNET. Она зарегистрирована в Воронеже и занимается ИТ-решениями для транспорта и поставками техники.

«Основная функция браслета — тревожная кнопка, — объясняет Артем Закарьян, куратор проекта. — Она поможет пациенту оповестить врача, если ему стало плохо. Также трекер может распознать падение своего владельца, если он потеряет сознание, и подать сигнал тревоги на диспетчерский пункт». Это напоминает функционал новых Apple Watch.

Также пациенту нужно вести дневник в личном кабинете: записывать температуру, данные о самочувствии. Если больной забудет внести информацию, то ему придет напоминание, а затем уведомление от лечащего врача. У врачей, кстати, тоже есть личный кабинет, где отображаются дневники всех пациентов и нарушения карантина.

«Цель проекта — снизить нагрузку на медучреждения региона, высвободить время врачей на работу с тяжелобольными пациентами, организовать домашний карантин больных, — поясняет Закарьян. — После пандемии браслеты можно будет использовать в больницах и домах престарелых».

Как выглядит этот браслет — неизвестно. Разработчики рассказали нам об устройстве, но при этом отказались предоставить его фотографии. Нет их и на сайте компании. Возможно, девайс еще не доработан или его дизайн по каким-то причинам держат в секрете. Зато можно изучить другие трекеры, которые используют за границей и ни от кого не прячут.

В других странах следят не только за здоровьем, но и за дистанцией

В Болгарии тестируют похожие трекеры Comarch польского производства. С их помощью власти хотят контролировать пандемию, но устройств пока мало — их выдадут максимум 50 заболевшим жителям Софии. Браслеты будут записывать их перемещения, используя данные о местоположении со спутника GPS. Также трекер может отслеживать пульс своего владельца.

В браслеты вставляются SIM-карты, поэтому их владельцам доступны голосовые вызовы. Можно связаться с медработником и попросить оказать помощь дистанционно или же попросить прислать скорую. Плюс правоохранительные органы могут не проверять заболевших и не приходить к ним домой, а связываться с ними для проверки по браслету, используя голосовой вызов.

В Бельгии осваивают устройства другого типа — социально-дистанцирующие браслеты. Они предназначены для поддержания режима самоизоляции. Девайс вибрирует и мигает лампочками, если рядом (на расстоянии до 3 метров) находится аналогичный браслет. В мае их выдадут тысячам работников крупного порта в Антверпене, писал NY Post. В этом порту работает около 60 000 человек.

Разработчики этого браслета из местной компании Rombit уверяют, что трекеры обмениваются информацией только друг с другом, а данные о передвижении людей не записываются и не сохраняются. Хотя при желании эту функцию можно включить.

В Южной Корее тоже решили использовать чудо-браслеты, узнав, что некоторые заболевшие жители игнорируют карантин и оставляют смартфоны дома, чтобы их не «засекли». На нарушителей принудительно наденут трекеры, которые подключены к мобильному приложению через Bluetooth. Оно проинформирует чиновников, если люди, которые находятся дома и, возможно, заражены коронавирусом, отходят далеко от своих смартфонов или пытаются повредить браслет.

Также девайс дважды в день проверяет температуру и другие параметры с помощью встроенного датчика и периодически просит владельца подтвердить свое местоположение. Если заболевший будет игнорировать браслет, то вскоре к нему нагрянет полиция.

В Лихтенштейне каждый десятый житель получил трекер отслеживания температуры, дыхания и сердечного ритма. Эти данные передаются напрямую в лабораторию в Швейцарии для дальнейших исследований. В этом году такие браслеты должны получить еще 38 000 жителей страны, то есть, все население.

Нарушают ли браслеты права человека

Южнокорейские адвокаты раскритиковали «принудительные браслеты» и заявили, что эта мера не имеет правовых оснований и может нарушить конституционное право на неприкосновенность частной жизни, свободу и самоопределение в отношении личной информации. А в Национальной комиссии по правам человека сообщили, что подобные меры должны применяться по минимуму и только в том случае, если есть правовые основания ограничения основных прав личности.

«Как только права человека будут подорваны в чрезвычайной ситуации, восстановить их будет чрезвычайно трудно», — подчеркнула комиссия. Южнокорейские власти скорректировали первоначальный план и решили надевать трекеры только на тех нарушителей, которые с этим согласны. Сами жители Южной Кореи в целом не против браслетов: эту идею поддержали 80% жителей страны во время открытого опроса.

Российские правозащитники тоже недовольны тем, что придумали в Мурманской области. Глава СПЧ при президенте РФ Валерий Фадеев считает, что идея «фиксации браслетов на пациентах» выглядит некрасиво и нуждается в серьезной юридической экспертизе. И в Госдуме проект не поддержали. Зампред по охране здоровья Леонид Огуль в беседе с «РИА Новостями» заметил, что даже в условиях чрезвычайных ситуаций нельзя заковывать людей в браслеты для слежки.

«На мой взгляд, это перебор, — возмутился Огуль. — А если браслеты не помогут, будем наручниками пристегивать?».

Юрист Дмитрий Аграновский утверждает, что для принудительного ношения электронных трекеров нет ни малейшего законного основания. «Не могу вспомнить ни одного нормативного акта, который может подходить в таком случае, — говорит Аграновский. — Человек может добровольно согласиться на этот браслет, но никакого наказания за отказ от его ношения не предусмотрено. Фактически, это помещение человека под самый настоящий домашний арест, только без преступления, уголовного дела и решения суда по мере пресечения».

Власти Мурманской области последовали примеру Южной Кореи и заявили, что трекеры на пациентов будут надевать добровольно. «Нам принципиально важно, чтобы человек подписывал добровольное обязательство по дополнительной системе контроля за его поведением»,— пояснил губернатор Андрей Чибис.

Как в России борются с коронавирусом:

Это тоже интересно:
5G убивает, а моющие средства лечат. Главные мифы о коронавирусе
Карантин не помеха. Как люди женятся и устраивают массовые акции онлайн

Анна Вовнякова