НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

​​​​​​​Частный космос. Зачем нужна сверхлегкая ракета?

31 августа 2020
Судя по новостям конца весны и начала лета, гонку с тяжелыми ракетами Россия проиграла даже не целой стране, а одному человеку. После этого многие стали заявлять, что российское ракетостроение бесполезно и не имеет перспектив. Однако есть альтернативное направление — легкие ракеты. И там наши шансы переломить ход игры все еще высоки.

Легкость весом в пару тонн

Большинство ракет, выполняющих регулярные рейсы на орбиту, включая российские «Союзы» и американские Falcon 9, относятся к тяжёлому классу. Они предназначены для вывода на орбиту космических аппаратов и доставки грузов, масса которых измеряется в десятках тонн.

Ракеты среднего и лёгкого класса за рубежом пока не востребованы, но в России они пользуются большим спросом. «Союз 2.1В» и «Рокот» летают нечасто, однако в перспективе именно на них может прийтись львиная доля космических пусковых услуг. Под «лёгкостью» этих ракет обычно понимают не только их стартовую массу, но и вес полезной нагрузки. Для «Союз 2.1В» он составляет всего 3,3 тонны при пуске с космодрома «Восточный». Для «Рокота» эти цифры ещё скромнее — всего 1,95 тонны при доставке на низкую опорную орбиту.

Как это работает?

«Рокот» — настоящий осколок «холодной войны». Это конверсионная ракета, которую создают при помощи снимаемых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет РС-18Б. С конца 20-х годов в России будет налажено промышленное производство ракет этого типа на полностью российских комплектующих (до развала СССР часть компонентов поставлялась из Украины) и тогда для космических стартапов и небольших компаний наступит «золотое время».

Всё дело в том, что большая часть стартапов и перспективных технологических компаний в первые несколько лет своего существования просто не могут позволить себе поездку не только на «Союзах», но и на модных ракетах Falcon 9. И в этом нет никакого секрета — вывод полезной нагрузки на «Союзе» и на Falcon 9 стоит не менее 50 млн долларов. Такие деньги ради одного пуска – слишком дорого.

Более низкая масса ракет (по сравнению с космическими тяжеловесами) сама по себе не является причиной более низкой стоимости пуска, однако закономерность в этом, само собой, просматривается. Такие ракеты хоть и построены по схеме с двумя и даже тремя ступенями, однако двигатели, используемые в разгонных блоках, дешевле в производстве. Хотя и не менее технологичны, чем их «тяжёлые» собратья.

На стоимость вывода полезной нагрузки в таких ракетах влияет и логистическая (подготовительная) кампания. Перевезти ракету массой чуть более 150 тонн на космодром гораздо проще, чем доставить огромный «Союз». Последний, кстати, нельзя просто привезти и поставить на стартовый стол. На космодромы, в том числе и на Байконур и «Восточный», такие ракеты доставляют по частям, а затем собирают внутри монтажно-испытательного комплекса. И уже оттуда ракета на специальной мачте «выезжает» к месту пуска.

У России отличные шансы выиграть конкуренцию на рынке легких ракет

Репутация российских предприятий после появления Илона Маска и Джеффа Безоса на рынке пусковых услуг слегка пошатнулась. Но наша уникальность в том, что никто больше не предлагает решения по выводу полезной нагрузки на легких и сверхлёгких ракетах на постоянной основе, да ещё и с гарантией. И тут нужно пояснить, что такие ракеты в целом по миру — это как увлечение стендапом. Низкий порог входа, есть своя аудитория, и всё что нужно для успеха — правильно подавать выверенные решения. Если сработает — то в перспективе, играя на этом поле, можно заработать целое состояние.

Производство ракет сверхлёгкого класса — это не только вывод микроспутников для связи и картографии, но и огромный, неосвоенный рынок технологий, заработать на которых можно миллиарды долларов. От стендап-комедии рынок пусковых услуг сверхлегких ракет отличает только одно — здесь платят за результат, а не за попытку рассмешить толпу. Именно по этой причине большая часть доступных космических стартапов на грани банкротства.

Пример интереса государства к таким компаниям уже есть. Американская Rocket Lab, производящая сверхлегкие ракеты, пока не может похвастаться выдающейся статистикой и низкой стоимостью запуска, а также регулярно теряет ракеты из-за технических сбоев. Но это не мешает военным вкладывать в стартап десятки миллиардов долларов и пичкать «частников» государственными контрактами.

Теперь такой стартап появится и в России. В проект компании «Успешные ракеты» вложат около 50 млн долларов, и в перспективе именно она может стать ключевым государственным подрядчиком. Однако небольшие частные космодромы могут быть востребованы в проектах вроде выведения на орбиту небольших спутников. И таких в России минимум два: озвученный «Роскосмосом» спутниковый интернет «Сфера» и наращивание спутниковой группировки Минкомсвязи.

«Успешные ракеты» – не единственный проект. Есть как минимум сверхлегкая ракета «Таймыр», создаваемая специалистами Lin Industrial.

«Младшая» космонавтика в России может не только подобраться к обычной по количеству пусков за год, но и по сумме зарабатываемых денег. Для того чтобы всё работало, нужно лишь уладить формальности — дать «частникам» право на разработку, строительство и пуски ракет через специально созданные, но выполнимые стандарты и протоколы безопасности.

С учетом опыта разработки космических аппаратов и особенностей создания космической техники в России (дешевле и быстрее западной), есть шанс, что наша страна захватит рынок новых пусковых услуг, который никто (пока что) толком не смог изучить.

Глобальные космические проекты от этого не пострадают. Наоборот, есть вероятность, что крупнейшие игроки на рынке будут работать в тесной связке с небольшими. В итоге государственные и частные зарубежные заказы будут получать все, и каждое предприятие сможет осваивать отдельные этапы.

Легкие ракеты это выгодно. Очень выгодно

Посчитать, сколько денег может принести новое направление космонавтики, не сложно. В 2019 году компания Polaris Market Research прикинула, что к 2026 году рынок микро- и наноспутников превысит 6 млрд долларов. В России, к великой радости, промышленная индустрия «кубсатов» и средств их вывода на орбиту развивается семимильными шагами. Единственное, что нужно для успешной работы: как можно скорее преодолеть бюрократический барьер и начать действовать.

Если идея заработает в ближайшие год-два, есть шанс, что до половины 6-миллиардного пирога пусковых услуг останется на счетах российских предприятий. Верить в такой исход можно хотя бы по той причине, что ни один космический стартап не подготовлен к новой космической гонке лучше, чем российские компании.

NASA опубликовало лучшие космическими снимки этого лета. Эти фотографии потрясают:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев