НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

В космос за три часа. «Союз МС-17» стартовал в Байконуре

14 октября 2020
14 октября в 8 часов 45 минут по московскому времени со стартовой площадки космодрома Байконур состоялся запуск пилотируемого корабля «Союз МС-17». Редакция Hi-Tech Mail.ru рассказывает о полете и экипаже корабля.

«Быстрее, чем от Подмосковья до Байконура»

Планируемая продолжительность полета — 177 суток. Накануне запуска члены основного и дублирующего экипажей приняли участие в пресс-конференции, где ответили на вопросы журналистов и пользователей социальных сетей.

Командир пилотируемого корабля «Союз МС-17», командир МКС-64 Сергей Рыжиков рассказал, что оба экипажа успешно прошли весь цикл предполетной подготовки, никаких дополнительных сложностей или нагрузок, к которым следовало бы быть готовыми, в течение полета не предвидится. Он отметил, что участники уверены в себе и в технике и планируют добраться до МКС быстрее, чем из Подмосковья до Байконура.

Рыжиков рассказал и об утечке воздуха в российском сегменте МКС. По его словам, полностью герметичных объектов нет, а микроутечки — нормальное явление, существовавшее и до этого. Обнаруженная превышает расчетную, но это не сказывается ни на безопасности экипажа, ни на функциях станции. Оборудование на борту позволило узнать об утечке в рабочем отсеке служебного модуля «Звезда». Экипаж возьмет дополнительное оборудование, которое позволит детально определить место повышенной утечки, а также модернизированный герметический материал, чтобы ее устранить. Воздух же доставляется на МКС с помощью грузовых кораблей, так на борту поддерживается нормальное давление.

На целостность космической станции может оказать влияние космический мусор или микрометеориты. Рыжиков отметил, что количество мусора возрастает и достаточно сильно из-за интенсивности освоения космического пространства. «Станция больше страдает именно от микрометеоритов. Имеются небольшие повреждения на внешней поверхности, на солнечных батареях, на иллюминаторах. Все эти нагрузки рассчитаны заранее, у МКС есть повышенный запас прочности. Специалисты проводят постоянный мониторинг с помощью оборудования для регистрации микроударов и дополнительных повреждений. Ведется анализ деградации панели солнечной батареи и энергообеспечения станции. МКС летает на орбите уже 20 лет, а существующие повреждения все еще меньше расчетных. Прочности станции хватит еще на несколько будущих поколений космонавтов».

Отвечая на вопрос о космических традициях, чтобы вернуться на станцию, командир корабля подчеркнул, что похожего ритуала, как кинуть монетку в море, у него нет. «Каждый сам решает, хочется ли ему вернуться, а космос затягивает. Несмотря на все сложности длительных полетов, покидая станцию, мечтаешь вернуться туда повторно. Основное условие возврата — это безупречно выполнить свою работу». Свободное от исследований время на станции Рыжиков использует, чтобы получить дополнительную информацию о планете, на основе наблюдений из космоса.

Командир экспедиции призвал вспомнить знаменитые слова Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!». Глядя на планету с борта МКС, сложно представить, что люди способны уничтожать не только природные богатства, но и друг друга. «В состав экспедиции входят представители разных стран, культур, вероисповеданий. Мы умеем поддерживать и помогать друг другу, дружить и веселиться. Хочется, чтобы наш пример способствовал распространению такого же товарищества и любви на планете».

Девушка на корабле — не к беде

Второй бортинженер пилотируемого корабля «Союз-МС 17», бортинженер МКС-64 Кэтлин Рубинс из NASA поделилась личными ощущениями от полетов в космос. По ее мнению, МКС — одно из самых больших человеческих достижений. «Чудо — наблюдать, как эта огромная машина, построенная человеком, уже 20 лет летает в космосе».

Во время первого полета неизгладимое впечатление на Кейтлин произвел вид Земли из иллюминатора. «Когда я открыла люк первый раз и смогла увидеть планету, не было ощущения страха. Я была счастлива находиться в космосе, это замечательный момент». В этом с ней согласен ее американский коллега, член дублирующего экипажа Марк Ванде Хай: «Во время первого моего полета задачей на день после прибытия было выспаться. Я не мог спать, мне хотелось только смотреть на планету, она так прекрасна».

Для Кэтлин Рубенс это уже второе путешествие на МКС. Впервые она оказалась на станции четыре года назад и провела там шесть месяцев. Она с нетерпением ждет момента, когда сможет вновь увидеть Землю из иллюминатора, а также приступить к исследованиям. «В этот раз мы планируем экспериментировать с воспроизведением тканей в биопринтере, выращиванием клеток, а также продолжить исследовать ДНК».

Космонавты напомнили, что МКС — одно из самых безопасных мест во время эпидемии коронавируса. Кэтлин рассказала, что участники экспедиции соблюдали строжайший карантин, взаимодействовали только в масках и перчатках, несколько раз тестировались разными способами. «У нас есть возможность проконсультироваться с врачом по любому вопросу и сделать все лабораторные исследования, доступные в больницах. Меры безопасности на МКС очень хорошие».

«Долететь до Марса можно и без искусственной гравитации»

Бортинженер основного экипажа Сергей Кудь-Сверчков рассказал, что многих интересует, будут ли космонавты рассказывать о своей работе в социальных сетях. Он отметил, что основная задача экспедиции — научные и технические эксперименты, но если будет время, он постарается посвящать пользователей в детали работы. Рассказывать о жизни на МКС, о том, как функционирует то или иное оборудование.

Экипаж МКС развеял стереотип о том, что все космонавты мечтали с детства связать свою жизнь с полетами. Сергей Кудь-Сверчков хотел стать спасателем или военным разведчиком, так как в этих профессиях, по его мнению, больше повседневного героизма. Уже будучи взрослым человеком и получив инженерное образование, он понял, что самая интересная работа для него связана с космонавтикой.

Сергей Рыжиков рассказал, что после каждой прочитанной книги или просмотренного фильма увлекался разными видами деятельности. А Кэтлин добавила, что помимо космонавтики ей всегда была интересна геология и не исключено, что после полетов она займется именно этой наукой.

Члены дублирующего экипажа также поделились рассуждениями о будущем полетов в космос. Бортинженер МКС Петр Дубров опроверг мнение о необходимости создания искусственной гравитации при полете на Марс. «Отсутствие ощущения собственного веса в невесомости — один из основных факторов, влияющих на здоровье космонавтов в полетах, особенно в долговременных. Создать искусственную гравитацию сложно, но возможно, однако это приведет ко множеству технических проблем, например проблеме с управлением кораблем. С момента самых первых полетов люди думают, как нивелировать влияние невесомости. Сейчас разработана программа физических упражнений, чтобы максимально избавить космонавтов от последствий нахождения в невесомости. Это показывает, что мы сможем долететь до Марса и без искусственной гравитации».

«Я бы не хотел покидать Землю надолго, чтобы жить на другой планете. Я понимаю, что очень быстро начну скучать по мелочам, на которые перестаешь обращать внимание в повседневности. Например, по шелесту листвы»,— добавил Дубров.

Это тоже интересно:

Полина Малахова