НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Эксперты рассказали, что ждет экономику в 2021

27 января 2021
Одним из главных последствии пандемии COVID-19 в 2020 году стал застой в мировой экономике и кризис во многих странах. Спросили экспертов о том, когда это все закончится и стоит ли делать запасы гречки на 2021.

Согласно результатам опроса о состоянии мировой экономики во второй половине 2020 года, опубликованным глобальной профессиональной организацией ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants) и IMA (Institute of Management Accounts), финансисты смотрят будущее с повышенным оптимизмом, в сравнении с началом 2020. В опросе участвовали более 1000 членов АССА и IMA по всему миру, включая более 100 финансовых директоров.

Показатели вложения капитала и трудовой занятости улучшились, хотя и продолжают оставаться довольно низкими — это свидетельствует о том, что глобальная экономика в 2021 году будет функционировать на уровне ниже, чем до появления COVID-19. Лучше всего, пока что, вторая половина 2020 года прошла для Западной Европы и Северной Америки.

Частичное снятие ограничений способствовало подъему экономик стран этих регионов. Что касается доступа к финансированию, объемная государственная поддержка и гарантии в Северной Америке и Западной Европе означают, что компании в этих регионах имеют более широкий доступ к финансированию, чем бизнес на развивающихся рынках.

Отмечается, что во второй половине 2020 года ожидания мировых экспертов относительно значительного экономического подъема существенно сместились в сторону конца 2021 года.

Анализируя перспективы экономического роста в 2021 году, главный экономист АССА Майкл Тейлор, подчеркивает, что восстановление во второй половине 2020 года было обусловлено потребительским спросом, особенно сильным было оживление розничных продаж. «Во многих странах сокращается финансовая поддержка, что способствует росту безработицы. Маловероятно, что мировой ВВП восстановится до докризисного уровня по крайней мере до второй половины 2022 года.

Сама специфика и длительность потрясения от COVID-19, скорее всего, приведет к перманентным структурным изменениям в экономике. Это означает, что в обозримом будущем государственному сектору, возможно, придется столкнуться с существенным бюджетным дефицитом для поддержания общего спроса».

Что ждет Россию

Комментируя ситуацию в России, основатель компании Easyfinance.ru Михаил Попов подчеркивает, что текущая инфляция на уровне 4%, несмотря на рост курса валют, связана со снижением ключевой процентной ставки, которая снижает стоимость кредитов для бизнеса, и общим снижением уровня зарплат.

«Это отражается на себестоимости продукции, что позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги в условиях снижения потребительского спроса. Вероятнее всего, скоро будут введены дополнительные меры, так как на фоне роста курса валюты, особенно если он будет долгосрочным, в среднесрочной перспективе мы увидим повышение цен, связанное с импортом как самой продукции, так и комплектующих.

В сфере электроники, техники и автомобилей инфляция, на практике, будет выше. Особенно это актуально для электроники, потому что она по большей части производится за рубежом и очень чувствительна к курсу валют. В меньшей степени это коснется сферы продуктов питания, которая за время санкций, сформировала крупный сельскохозяйственный промышленный сектор.

Он в значительной степени обеспечивает население продуктами питания и сдерживает цены для потребителей. Вероятно произойдет снижение цен в индустрии услуг, которые напрямую связаны со спросом со стороны покупателей. Это актуально и для индустрии красоты и общепита.

В 2021 году мы увидим рост инфляции будет актуален для всего мира. Если фактическое производство за это время резко не вырастет, то компенсирующей мерой станет рост цен на товары и услуги, так как денежной массы в экономике станет больше.

Исторически ключевой фактор, который поддерживает рубль зимой — потребление энергоносителей, в частности газа, который востребован в отопительный сезон и напрямую связан с тем, насколько холодная зима в Европе. Чем ниже температура, тем выше потребление отечественного газа, выше валютная выручка и, как следствие, выше курс рубля и ниже курс доллара.

Прогнозировать последствия изменения климата достаточно сложно. Последние годы в Европе были достаточно теплые зимы, поэтому сложно сказать, какой она будет в этом году. Но если температура будет не очень низкой или даже теплой, то это будет негативно сказываться на курсе рубля.

Запуск промышленного производства вакцины от коронавируса — фактор, который обеспечивает высокую работоспособность европейского населения, экономическую активность и потребление энергоресурсов. Если ситуация с коронавирусом ухудшится, а производство вакцины будет передвинуто на конец следующего года, то это также будет оказывать негативное давление на курс рубля.

Также на курс влияет ситуация внутри российской экономики, в частности влияние пандемии на нее. Речь идет о пакетах поддержки, это прерогатива Центробанка и Минфина. Достаточно сложно спрогнозировать, как они будут вести себя зимой, но пока мы видим негативные тенденции.

В Москве уже встречаются ограничительные меры: вводили запрет на ночную работу ресторанов и кафе, полностью запрещали выставочные мероприятия и ограничивали работу спортивных массовых мероприятий, что при увеличении числа заболевших могло (и в теории может) привести к более широкому применению принудительных мер вплоть до локдауна, который сейчас наблюдается в Европе».

В России наблюдались тенденции, схожие с ключевыми трендами мировой экономики, отмечает вице-президент QFB Максим Федоров. «Во втором квартале ВВП упал на 8,5%, а затем стал восстанавливаться. Банк России снизил ключевую ставку до исторического минимума 4,25%, а российский рубль упал к доллару США на 20%. Основной предпосылкой к снижению курса отечественной валюты стал кризис на рынке «чёрного золота» с последующим сокращением темпов нефтедобычи.

Беспрецедентное смягчение монетарной политики в нашей стране привело к рекордному снижению ставок банковских депозитов. В ноябре 2020 года количество инвесторов на Московской бирже достигло 8 млн, причём более половины из них – 4,2 млн – вышли на рынок ценных бумаг за 11 месяцев текущего года. Приток капитала на фондовый рынок спровоцировал рост индекса Московской биржи – в декабре он достиг исторического максимума.

Кроме того, низкие ставки по вкладам стал одной из предпосылок к повышению спроса на квартиры. Количество россиян, которые приобретают жилую недвижимость с инвестиционной целью, резко выросло. Наряду со спецификой ситуации в финансовом секторе причиной бума на рынке жилья является программа льготной ипотеки, запущенная весной текущего года.»

Куда выгоднее всего инвестировать в 2021

Непростая экономическая ситуация в мире не повод отказываться от возможности заниматься инвестициями. Финансовый аналитик инвестиционной управляющей компании Raison Asset Management Николай Кленов советует обратить внимание на рынок акций, криптовалюту и драгоценные металлы.

«Пандемия вызвала панику на фондовых рынках, в том числе на главном мировом фондовом рынке — в США. Индекс S&P 500 с 20 февраля по 23 марта обвалился на 34,5%. Однако уже в августе S&P 500 достиг своего исторического максимума в $3508, а в декабре побил новый рекорд — $3707. И это — на фоне слабого восстановления реальной экономики.

Фондовый рынок и реальная экономика сегодня слабо коррелируют друг с другом: котировки могут идти вверх даже на фоне плохих показателей безработицы и продаж. Однако в чем-то логика сохраняется: основными бенефициарами пандемии стали компании технологического сектора, который меньше всего пострадал — и даже что-то выиграл — от пандемии.

Акции онлайн-ретейлера AMAZON с начала года на сегодняшний день подорожали на 66% (на 2 сентября рост составлял 89%). Акции компании Zoom Video Communications, которая владеет приложением для видеосвязи ZOOM, 19 октября стоили на 725% больше, чем в январе.

Ноябрьские новости об успешном испытании трех вакцин от COVID-19 (Moderna, Pfizer, AstraZeneca) вызвали энтузиазм инвесторов. В надежде на массовую вакцинацию они стали активно покупать акции бизнесов, наиболее пострадавших в кризис: авиакомпаний, круизных компаний и т. д. Так, акции Boeing впервые превысили отметку в $230 с мартовского падения.

Еще одними бенефициарами пандемии стали золотодобывающие компании. Золото считается классическим защитным активом: его покупают, когда на фондовом и валютном рынках неспокойно. Так случилось и в этом году: в состоянии «идеального шторма» инвесторы начали покупать драгметаллы — прежде всего, золото. Точнее, не само золото как таковое, а акции «золотых» ETF (биржевых фондов). По данным Всемирного золотого совета, во втором квартале спрос на «золотые» ETF вырос больше чем на 300%»

На рынке валют ситуация также далека от стабильной. «В начале пандемии доллар США традиционно выступил в роли главной мировой резервной валюты. В ситуации неопределенности инвесторы и те, у кого были накопления, начали выходить в доллары.

Коронакризис в очередной раз пошатнул российскую валюту, которая по-прежнему сильно зависит от цен на нефть. Валюты развивающихся стран в принципе не привлекают инвесторов во время рыночной турбулентности, поскольку несут в себе риски. Рубль к тому же оказался заложником схлопнувшегося спроса на нефть и газ. Сейчас отечественная валюта начинает немного «оживать» на фоне дешевеющего доллара и дорожающей нефти.

2020 год стал удачным и для первой криптовалюты — биткоина. Тенденция продолжается в 2021-м: сейчас он торгуется в районе $31 тыс. — и это уже не рекорд после $34 тыс. в начале января. В моменте стоимость биткоина опускалась ниже $4 тыс. — к сегодняшнему дню он подорожал примерно в 8 раз. Причина в том, что биткоин становится «цифровым золотом», поскольку его выпуск ограничен.

Выкарабкается ли мировая экономика в 2021

Состояние экономики в наступившем году будет сильно зависеть от ситуации с пандемией, считают эксперты. Мир ожидает начала массовой вакцинации, однако она сопряжена с большими трудностями: вакцину надо произвести, закупить, доставить в лечебные учреждения, организовать прививки и так далее. Великобритания уже объявила вакцинацию, на очереди другие страны, а россиян уже начали прививать «Спутником V». Бразилия, Турция и другие страны покупают китайскую вакцину.

«Если вакцинация будет эффективной, следующий год должен стать годом активного восстановления экономики. В том числе начнут восстанавливаться наиболее пострадавшие отрасли: гражданская авиация, туризм, сфера услуг и т. д. Постепенно будет расти спрос на нефть и металлургию. Фондовый рынок США, вероятно, продолжит расти и побьет новые рекорды.

Что касается валют, если доллар продолжит дешеветь, между странами могут начаться валютные войны. Дешевый доллар повысит спрос на американские товары на международном рынке, корпорациям США станет проще конкурировать за покупателя. Чтобы не давать США такое преимущество, другие страны будут вынуждены в ответ ослаблять свои валюты.

В том числе и Россия — дело в том, что российскому бюджету не выгоден сильный рубль, большую часть доходов российского бюджета составляют налоги нефтегазовых экспортеров, а они зарабатывают в долларах. Так что дешевый доллар и дорогой рубль — это сейчас скорее недостижимая мечта», — считает Николай Кленов.

Максим Федоров считает, что даже если противокоронавирусные вакцины начнут массово применяться и человечество победит COVID-19, многие отрасли не вернутся к прежнему направлению развития. «Трендами на ближайшие несколько лет станут цифровизация, переход сотрудников к удалённому формату работы и изменение основ взаимодействия с клиентами и контрагентами. Мир столкнется с новыми вызовами, прежде всего ростом темпов инфляции в социально значимых секторах, которая приведёт к изменению монетарной политики центробанков. Мы снова увидим серьезные колебания на валютном рынке и рынках акций».

Это тоже интересно:

Полина Малахова