НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Скальпель» нового поколения. Россия может вернуться к созданию «ядерных» поездов

25 марта 2021
Много лет боевые железнодорожные ракетные комплексы были ответом на американские ракеты Minuteman и проектируемую систему противоракетной обороны. «Ядерные поезда» были способны действовать с той же эффективностью, что и баллистические ракеты шахтного базирования. Позднее от них отказались, но обстоятельства могут заставить военное и политическое руководство страны реанимировать уникальный проект.

БЖРК придумали в США, но именно в СССР в него поверили

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (или БЖРК) придумали в США. Первоначальная идея была простой — повысить мобильность баллистических ракет Minuteman, только-только принятых на вооружение. К этому решению американцев подтолкнул советский опыт — в СССР ракетные комплексы часто снабжались колесами и гусеницами, и могли наносить сокрушительные удары даже во фланг противнику.

Но в Пентагоне идею сочли бредовой: поезд-прототип для твердотопливных ракет был построен, но дальше макетов и натурных экспериментов дело не пошло. В СССР к этому вопросу отнеслись серьезнее, и как только для комплекса и ракет были выбраны подрядчики, работа закипела.

Уже через пять лет начались испытания — комплекс «Молодец» (РТ-23 УТТХ «Скальпель») ничем не отличался от обычного грузового состава. Такие же вагоны, такой же локомотив. Но вместо пассажиров или коробок с соком внутри возили по три баллистических ракеты, упакованных в пусковой контейнер.

Определить внешность нового «поезда номер ноль» было невозможно. В 1989 году комплекс был принят на вооружение. Для РВСН построили 12 составов — это 36 ракет с дальностью пуска по 10,5 тыс. километров, местоположение которых нельзя было установить даже с помощью спутников. Еще через год информация о самом факте существования этих поездов «случайно» легла на стол к директору ЦРУ Уильяму Уэбстеру и прямо из кабинета, не проверяя данных, опытный разведчик рванул на доклад в Белый дом.

Повод для беспокойства у Уэбстера, как и у президента США был: три баллистических ракеты, запускать которые можно было прямо с путей, могли уничтожить базу флота в Перл-Харборе, Норфолке и Гуаме одновременно, и запаса боевых блоков хватило бы, чтобы разнести что-нибудь еще.

Кстати, о запуске. Для БЖРК создатели комплекса придумали хитрую схему безопасного старта. Поезд тормозил прямо посреди магистрали, и трех минут было достаточно, чтобы гидравлические упоры впились в грунт, а дежурный расчет занял свои места. Подполковник РВСН в запасе Евгений Синичкин отмечает: поезд приводился в боевое положение настолько быстро, что дежурные не успевали вскрыть конверт с пусковыми кодами.

«Дольше трех минут это мероприятие не проходило. Все было максимально автоматизировано, дежурный нажимал две кнопки на пульте, остальное компьютеры делали все самостоятельно. Расчет только проверял, чтобы все датчики были в зеленой зоне», — говорит Синичкин.

Ракеты «поезда судного дня» часто называли «вечными консервами» — они хранились в специальных герметичных контейнерах, а доступ в вагон с ядерным боеприпасом имел только старший дежурный офицер. Твердое смесевое топливо и минометный старт позволяли запускать ракету без «разогрева» — обнаружить сам факт пуска такой ракеты можно было лишь в тот момент, когда боеприпас выходил за пределы атмосферы.

Чтобы во время пуска обезопасить экипаж была придумана уникальная система — специальный гироскоп отклонял ракету после выхода из контейнера и не давал продуктам горения спалить поезд и всех «ядерных людей».

Для этой же цели создан специальный пантограф — он замыкает контактную сеть под высоким напряжением и специальным приводом убирает провода в сторону, чтобы они не мешали выходу ракеты из контейнера. Больше нигде в мире такая разработка не использовалась и даже не разрабатывалась.

В конце 20 века Штаты убедили Россию отказаться от БЖРК, но его могут вернуть в новом виде

В 1993 году Россия и США подписали договор СНВ-3 и главным условием его заключения американцы назвали снятие всех БЖРК с боевого дежурства. С первого боевого выхода эти ракеты было невозможно контролировать, и паритет в ядерных вооружениях сместился в сторону России. После того, как этот комплекс распилили на металл под присмотром сенаторов Боба Лугара и Барака Обамы (да-да, того самого), в нише уникальных стратегических технологий образовалась брешь.

Однако «Молодец» может вернуться в новом обличии совсем скоро. Причин для этого сразу несколько. Главная — активная работа США по наращиванию ударного потенциала ракет Trident II и разработка новой перспективной МБР для замены Minuteman. Процесс доработки ядерного оружия не быстрый, но поступательный — в США рассчитывают завершить этот процесс уже до конца этого десятилетия.

Ответный ход в случае смещения ядерного паритета может быть предпринят и в России. Техническая документация на комплекс «Баргузин» (такой же, как «Молодец», но с более легкой ракетой) лежит в архивах и ждет своего часа. Доработать комплекс могут с учётом появления новой перспективной МБР, создаваемой в рамках проекта «Кедр».

Открытых данных об этой ракете мало. Источники среди военных и учёные отмечают, что научно-исследовательские работы, проводимые в рамках этого проекта, могут быть направлены на замену всего принятого на вооружение арсенала комплексов, включая «Тополь-М» и «Ярс», но точных сроков, как и данных о комплексе пока никто не раскрывает. Ветераны РВСН отмечают, что для нового ракетного комплекса, который может размещаться в железнодорожных вагонах, скорее всего будет создана принципиально другая система управления, сопряженная с системой контроля и нанесения ответно-встречного ядерного удара. Другое её название — «Периметр» или «Мёртвая рука».

В отличие от «Молодца», новый «ядерный» поезд может быть оснащен не тремя, а пятью ракетами с боевыми блоками мегатонной мощности (в старой ракете мощность боевой части составляла 550 Кт). Параллельно с этим увеличат и количество боевых блоков, и доработают их конструкцию. Техническая возможность разместить в головной части новой ракеты гиперзвуковой блок «Авангард» у военных есть, и ею, при необходимости, обязательно воспользуются.

А пока посмотрите на другие военные разработки нашей страны:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев