Как работает новый сценарий обмана
Чаще всего звонок раздается в утреннее время рабочего дня, когда человек может уже находиться на работе или только направляться на место. Серьезный голос на другом конце телефона представляется следователем Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Звонивший очень обстоятельно объясняет, что жертве необходимо защитить собственный банковский счет от злоумышленников в рамках спецоперации с Центробанком. Голос обещает, что данные карты не понадобятся, ссылался на законы и постановления, а также рассказывает об обязанности не разглашать информацию, полученную во время разговора.
За этими утверждениями обычно следует «переключение на оператора». Женщина объясняет аналогичные вещи, аккуратно вставляя в рассказ вопросы о том, сколько денежных средств осталось на счету, а также картами каких банков обладает жертва. Дальше возможны варианты: либо мошенники получают от испугавшегося человека всю информацию, либо все-таки жертва отказывается говорить.
Самое интересное, что определитель номера, установленный на смартфоне, часто действительно отображает информацию о принадлежности номера телефона ГУ МВД России.
При этом номер со скриншота выше уже известен в поисковиках: на него жаловались уже не раз. Люди рассказывают, что мошенники представляются реальными следователями, дают актуальный адрес ГУ МВД по экономической безопасности, могут назвать ФИО и место работы человека, чтобы втереться в доверие. Многие пользователи отметили, что определитель номера действительно показывает, что звонок поступил из Управления по экономической безопасности.
Почему не срабатывает определитель и что нужно помнить, чтобы не дать себя обмануть
Упоминание силовых ведомств позволяет мошенникам застать человека врасплох. Абонент напряжен и теряет способность мыслить рационально, ведь неизвестно, какими последствиями может обернуться для него разговор с МВД. Этот психологический прием апелляции к авторитетным структурам особенно хорошо действует на граждан в возрасте.
Ранее, в Роскачестве рассказали, что злоумышленники используют технологии IP-телефонии, чтобы на определителе номер выглядел как звонок из реального ведомства. Главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов в разговоре с Hi-Tech Mail.ru подчеркивал, что новая схема призвана дезориентировать абонентов, привыкших к фальшивым звонкам «из банка».
В пресс-службе оператора сотовой связи МТС объяснили, что схема с определителем номера называется подмена А-номера. С помощью специальных ресурсов мошенники подставляют короткий номер банка или ведомства и пытаются ввести жертву в заблуждение. Оператор заметил всплеск таких звонков еще в начале 2020 года и запустил собственную антифрод-систему, которая блокирует подменные А-номера. Решение позволяет в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах и своевременно принимать меры.
Например, мошенник звонит с подставного номера якобы от имени банковского сотрудника. Во время звонка система делает онлайн-запрос в центр проверки трафика и получает ответ, совершается ли такой звонок от банка-партнера. Если банк не подтверждает факт вызова, оператор блокирует звонок и оперативно оповещает системы банка, чтобы пресечь несанкционированный доступ к счету клиента и предотвратить вывод денежных средств. Антифрод-система блокирует за день более 60 тысяч попыток мошеннических вызовов.
Пользователям всегда нужно помнить про бдительность и осторожность — мошенники становятся умнее и подкованнее. Если вы не уверены, что вам звонят представители ведомства, банка или мобильного оператора, закончите разговор и перезвоните по официальному номеру инстанции.
Это тоже интересно: