Многоразовая ракета родом из СССР
Справедливости ради, нужно сразу сказать, что идея сажать ракету обратно на космодром, а не сжигать её в плотных слоях атмосферы, не принадлежит Илону Маску и не может принадлежать по одной простой причине. Еще в позднем СССР руководители космических предприятий показывали ряд интересных проектов по экономии ресурсов на космические запуски.
Одним из самых интересных проектов в этой области должна была стать ракета «Энергия» с возвращаемыми разгонными блоками, но тогда все средства вложили в пилотируемый корабль, и дело, что называется, не пошло.
Потом появилась конверсионная ракета «Россиянка», спроектированная уже после развала СССР, но на базе советских оборонных технологий. Ее планировали построить на базе ракеты Р-29РМУ «Синева». Как и у ракет Илона Маска, первая ступень «Россиянки» должна была садиться на космодром либо с помощью парашюта, либо «по-самолётному» на взлетно-посадочную полосу. Но тогда люди, принимающие решения, не стали давать ход уникальной технологии. В стране было полно других проблем, и к началу 90-х нужно было заниматься более важными вопросами, чем производство ракеты с непонятным назначением.
Многоразовая ракета России: идеи есть, а реализации и денег долгое время не было
В конце 90-х за проектирование многоразовых ракет взялся ближайший соратник Королёва Василий Мишин. В 1999 году, понимая всю важность и перспективность многоразовых ракет, он пишет письмо президенту России Борису Ельцину. В одном из интервью тех лет он рассказал, что именно он написал главе государства.
«Главная идея был такой — нужна многоразовая двухступенчатая ракета-носитель, которая существенно удешевляет вывод на орбиту полезного груза. По крайней мере, первая ступень должна быть многоразовой, то есть возвращаемой на Землю для повторных использований. Вторую ступень, более дешевую, можно и не возвращать. Первая ступень может быть отработана на базе ракеты “Союз” с существующими двигателями, которые были “отработаны” еще для ракеты Н-1 и в КБ “Энергомаш”. Даже существующих экземпляров двигателей для Н-1 (сохраненных Кузнецовым вопреки указанию уничтожить) хватит на 2−3 года», — сказал тогда Мишин.
Но к его мнению прислушались лишь частично. Вместо того чтобы серьезно изучить вопрос, проработать проект многоразовых ускорителей получилось только у создателей «Бурана» и ГКНПЦ им. Хруничева. Но в работу уникальный многоразовый ракетный ускоритель, способный садиться на аэродром как обычный самолёт, так и не пошел, и к началу «нулевых» Россия осталась с целым ворохом перспективных, но никому не нужных проектов.
А что украл Илон Маск?
Американского миллиардера и основателя SpaceX обвиняют в том, чего он, по большому счету, не делал. Илону Маску вменяют в вину использование советских и российских технологий, к которым он мог получить доступ во время двух поездок в Россию в начале «нулевых» — как раз тогда, когда отечественная космическая промышленность испытала наибольшие затруднения.
Доподлинно неизвестно, что именно SpaceX могла позаимствовать в России. Но, например, аэродинамические решетчатые рули и схема посадки «по-ракетному», которую SpaceX могла подсмотреть у РКК «Энергия», используются американской компанией до сих пор.
На вопрос «почему в США это работает, а в России нет» не существует однозначного ответа. Если говорить коротко, то частная космическая компания со стартовым капиталом оказалась мобильнее, умнее и профессиональнее неповоротливых корпораций (и российских, и американских), поэтому и заняла свое место на рынке, забрав под ракеты Falcon 9 значительное количество коммерческих запусков. Доказать сам факт воровства можно только подняв патенты на изобретения, дойдя до международных судов. Исхода из таких событий два — если изобретение действительно украли, то нужно сделать так, чтобы из каждого заработанного SpaceX доллара 80 центов шли российским правообладателям технологий. Второй вариант — сделать еще более востребованный продукт, который будут покупать во всем мире.
Если говорить прямо, то Илон Маск сделал то, что должны были сделать ещё в СССР — предусмотреть возможность многоразового использования ракет-носителей в целях экономии и увеличения доли зарубежных заказов. Вряд ли глава SpaceX когда-нибудь признается, что именно он приказал украсть какую-то советскую или российскую технологию, но в истории с успешностью SpaceX и популярностью ракетной техники американского производства все работает как в старом анекдоте: «Кто первый встал, того и тапки».
Шанс наверстать упущенные возможности еще есть, и с 2023 года борьба должна пойти на равных. В работе многоразовая версия «Крыло-СВ» (тот же «Байкал», только на современном уровне), и сразу две многоразовых ракеты — одна на базе многоразовой первой ступени ракеты «Союз», другая частная, разработанная практически с нуля. Смогут ли российские многоразовые ракеты побить американские и отвоевать рынок пусковых услуг обратно, покажут ближайшие несколько лет.
Это тоже интересно: