НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Музыка под санкциями: какие изменения ждут индустрию в России и что делать простым слушателям

18 апреля 2022
За последний месяц свою деятельность в России прекратили несколько десятков компаний, в их числе — музыкальные лейблы и стриминговые площадки. Рассказываем, почему вы могли не найти новый релиз своего любимого исполнителя в привычном приложении и предстоит ли россиянам «расцвет» пиратских сайтов.

Что означает приостановка деятельности музыкальных лейблов и как пережить уход любимых стриминговых сервисов

В начале марта об уходе с российского рынка друг за другом объявили все члены «большой тройки» мировых звукозаписывающих лейблов. Universal Music Group (UMG), владеющий 80% прав на музыкальные произведения, закрыл российские представительства и приостановил любые бизнес-операции в стране. Warner Music Group (WMG) отказался от инвестиций, разработки новых проектов, маркетинговых операций и производства физических носителей. Sony Music объявил о приостановке работы в России, но не уточнил, будут ли разорваны действующие контракты с исполнителями.

Российский рынок цифровых музыкальных релизов считался достаточно прибыльным: только в 2020 году доля продаж составила почти 200 миллионов долларов. Россия стабильно входит в двадцатку крупнейших музыкальных рынков в мире.

Отдельных объявлений о том, будут ли отозваны права на музыку для пользователей стриминговых сервисов из России, сделано не было. 14 марта стало известно, что российские стриминговые сервисы, например, «VK Музыка», испытывают сложности с обновлением собственных музыкальных каталогов — новые релизы лейблов «большой тройки» не выпускаются по решению правообладателей. В Apple Music российским слушателям недоступны новые релизы некоторых артистов, например инди-поп исполнителя Гарри Стайлза. Группа Pink Floyd самостоятельно приняла решение удалить все свои песни с сервисов в России и Белоруссии.

С зарубежными лейблами, объявившими об уходе из страны, работают многие российские исполнители. Расторжение обязательств по выполнению контракта между музыкантом и дистрибьютором — сложный процесс со множеством юридических тонкостей. Вероятнее всего, контракты российских музыкантов сохранятся, но подробной информации об этом в заявлениях лейблов нет. Помимо крупных компаний, в стране работают десятки независимых инди-издательств: DNK Music, Zion Music, CPLUS и других. В крайнем случае, исполнители смогут сменить лейбл, но это решение может не уберечь от таких проблем, как трудности с выплатами роялти за прослушивания за рубежом из-за блокировки платежных систем.

Достаточно остро стоит вопрос резкого падения популярности легальных стриминговых сервисов среди пользователей из России: какой смысл платить за подписку, если в медиатеке больше не будет новых альбомов любимых западных исполнителей? Многие официальные сервисы уже объявили об окончательном прекращении работы на территории России. В начале марта шведский Spotify сперва лишил россиян возможности продления премиум-подписки, а спустя месяц и вовсе разослал пользователям email-предупреждения об уходе из России.

Также с российского рынка ушел французский сервис Deezer, а своевременная оплата подписки на Apple Music превратилась в квест из-за ограничений в работе платежных систем. Если задержать оплату больше, чем на 30 дней, все песни в медиатеке исчезнут. Многие пользователи оплачивают подписку с баланса мобильного телефона, но неясно, как долго будет работать этот способ обхода ограничений и захочет ли аудитория дальше пользоваться платным сервисом без обновления контента в нем.

Онлайн-платформа и сайт для распространения музыкальных ремиксов Soundcloud не делал заявлений об уходе с российского рынка, часть пользователей может переключиться на этот канал получения контента. Непривычный функционал и интерфейс способны оттолкнуть меломанов, поэтому, вполне вероятно, многие россияне вновь вспомнят о существовании пиратских сервисов.

«На абордаж!». Возможна ли новая волна музыкального пиратства в России

В России расцвет пиратских музыкальных сайтов пришелся на вторую половину 2000-х. Одним из самых заметных и популярных среди пользователей ресурсов zaycev.net, появившийся в 2004 году. Простой, но понятный функционал сайта, позволяющий скачивать популярные хиты быстро и бесплатно, был рассчитан на массового слушателя: на странице нельзя было скачивать альбомы целиком или увидеть разбивку музыки по категориям. После того, как в 2015 году в Россию пришли крупнейшие стриминги, а антипиратское законодательство ужесточили, zaycev.net перестроил свою деятельность и сейчас подписка на легальный сайт, а также мобильные приложения стоит 169 рублей в месяц.

Среди пиратов популярны были и сайты-файлообменники. Они позволяли выкладывать файлы в общий доступ, а пользователям — после просмотра рекламы, долгого ожидания, введения капчи — скачивать музыку по ссылкам. Самым большим подобным ресурсом стал музыкальный раздел сайта FunkySouls, где в нулевые можно было найти редкие альбомы, слитые до релиза новинки и обсудить музыкальную индустрию. 1 марта 2022 года стало известно, что после двадцати лет работы сайт закрылся.

Сейчас те, кому не хочется платить за подписки, могут найти музыку даже в мессенджерах. На просторах Telegram есть множество ботов, которые находят и предоставляют аудио-файлы по названию композиции или исполнителю.

В середине марта стало известно, что глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов обратился к Михаилу Мишустину с просьбой легализовать производство пиратского контента тех развлекательных компаний, которые отказались сотрудничать с Россией. Незадолго до этого появилась информация, что власти обсуждают частичную отмену уголовного и административного наказания за использование нелицензионных программ, произведенных в странах, поддержавших санкции против России. В Минцифры эту информацию опровергли, но многие эксперты соглашаются с тем, что количество пиратского контента, в любом случае, будет расти.

Антон Выборнов, основатель агентства Choize Music, спикер курса «Музыкальный менеджер» в Skillbox, подчеркивает, что последние несколько лет стриминговые сервисы воспитывали культуру платного потребления контента в России. «Вместе с уходом зарубежных сервисов эти достижения будут свернуты и приостановлены. Нас ждет расцвет пиратских и торрент-сервисов. Этот хорошо знакомый нам по нулевым способ удобнее и проще “костылей” в виде технологических вариантов обхода блокировок и VPN. Если говорить о новых релизах, недоступных на локальных стримингах, предполагаю, что значительная часть их аудитории со временем просто переключится на потребление контента российских музыкантов».

Последние несколько лет стриминговые сервисы воспитывали культуру платного потребления контента в России. Вместе с уходом зарубежных сервисов эти достижения будут свернуты и приостановлены. Нас ждет расцвет пиратских и торрент-сервисов. Этот хорошо знакомый нам по нулевым способ удобнее и проще “костылей” в виде технологических вариантов обхода блокировок и VPN. Если говорить о новых релизах, недоступных на локальных стримингах, предполагаю, что значительная часть их аудитории со временем просто переключится на потребление контента российских музыкантов.
Антон Выборновоснователь агентства Choize Music, спикер курса «Музыкальный менеджер» в Skillbox

Похожего мнения придерживается Зоя Скобельцына, основатель агентства Lineup, лейбла Lineup music и платформы onlineup.me. Она добавляет, что переход на российские аналоги стриминговых сервисов — самое простое решение для сохранения доступа к музыкальному контенту. «Однозначно вырастет доля пиратского потребления из-за нежелания пользователей иметь дополнительную статью расходов в виде подписки, а также недоступности зарубежных релизов. Последнее даже привело к разговорам в профессиональной среде о том, что пиратство станет вынужденной мерой для музыкальных гиков. Вернуться на Зайцев.нет — это не стыдно».

Вернуться на Зайцев.нет — это не стыдно

Эксперт обращает внимание, что хотя и существуют хорошо описанные варианты сохранения подписки в Spotify через «семейный» аккаунт и VPN, такие изощренные варианты останутся частной практикой. При этом, уход зарубежных стримингов стал большой потерей для профессионального сообщества. «Тот же Spotify оказывал внушительную поддержку начинающим музыкантам. Для многих исполнителей доход с зарубежных стримингов составлял 40−50%, сейчас они его лишились».

Вице-президент агентства КРОС по стратегии и развитию Кирилл Лубнин добавляет, что благодаря развитой сети отечественных стриминговых платформ критического расцвета пиратских сервисов не будет, хотя масштаб нелегальных скачиваний действительно вырастет.

Музыкант и продюсер Алексей Морозов рассказывает, что издавал свою музыку на Spotify ещё до прихода компании в Россию, и будет делать это и после ее ухода. Несмотря на то, что многие российские исполнители потеряют часть аудитории, эксперт видит в уходе стримингов и положительные черты. «За музыку не платят не только в России, но и в Европе, в Америке и в других частях света. Иностранные стриминг-сервисы плохо поискуются и, если проскакивают в выдаче, то не на первой странице. Набирая название группы в поисковике, пользователь увидит страницы в социальных сетях, отечественную музыкальную платформу и пиратские сайты».

Алексей Морозов считает, что уход иностранных стриминговых сервисов слушатели из России переживут легко — ведь пиратство никуда не делось и все также существовало в тени официальных площадок. «Пиратские площадки будут ловить правоохранители, они будут удалять запрещённый контент по требованию правообладателя и продолжать существовать дальше, успешно зарабатывая на рекламе, и регистрировать новые домены». По мнению эксперта, через пиратские платформы музыкант получает аудиторию, гораздо большую, чем у всех стриминг-сервисов, что особенно важно для начинающих перспективных исполнителей.

Ответственность за компьютерное пиратство и нарушение авторских прав назначается в соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса РФ. Тем, кому не хочется даже думать о нелегальном контенте, генеральный директор Dr.Head Валентина Гладких рекомендует вспомнить о существовании виниловых носителей и зафиксировать свою любовь к отдельным исполнителям в таком формате. «В кризисный период приобретение винила — это отличный способ поддержать музыкантов и независимые звукозаписывающие лейблы».

Это тоже интересно:

Полина Малахова