НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Параллельный импорт» по-советски. Как в СССР доставали импортную технику и одежду

13 августа 2024
Как параллельный импорт заменил нам советских фарцовщиков и челноков.

За последние два года Россию покинули сотни зарубежных компаний. IT-гиганты лишились лицензий на программы и поставок оборудования. Геймеры стали с трудом получать новые игры, ретейлеры ведут борьбу с дефицитом товаров, а из продуктовых магазинов исчезает зарубежная еда и хозтовары.

Hi-Tech Mail решил вспомнить времена «железного занавеса», позднего СССР и начала нулевых, когда ограниченное количество отечественных товаров и отсутствие зарубежных заставили людей находить тайные лазейки и обходные пути, чтобы добыть эксклюзивный продукт. Народ привозил одежду из командировок, просил у знакомых и друзей, чтобы те достали для них иностранные вещи и технику.

Кто привозил

В первую очередь доступ к заграничным товарам был у моряков. Они на рейсах отправлялись в другие страны, жили там некоторое время и покупали себе вещи, которыми пользовались на родине. Особо предприимчивые моряки начали пользоваться своим положением и привозить импортные вещи домой. Эти товары либо шли в дом, либо предоставлялись знакомым и друзьям, либо отправлялись на продажу на рынке.

«Параллельный импорт» тех времен также обеспечивали фарцовщики и челноки. Первые с 60-х по 80-е обменивались товарами с иностранными туристами. Вторые в 80-е сами ездили в другие страны за товаром, чтобы продавать его у себя. Привозили все: технику, одежду, журналы, музыку, фильмы, еду, косметику, игры и многое другое. Ниже вспоминаем, какие товары так трудно было достать простому советскому человеку, в фотогалерее Hi-Tech Mail.

Техника

В СССР потребительской электроники было не так много, как сейчас. Если у современного россиянина есть десятки гаджетов, то в те времена техника (приставки, телевизоры, магнитофоны) покупалась на всю семью и на несколько лет. В более серьезном оборудовании (компьютерах, радиостанциях и фотоаппаратах) нуждались только профессионалы, которым техника необходима для работы. Так, фотографы и программисты того времени организовывали специальные командировки, из которых привозили крупные вычислительные машины и хорошие камеры. Конечно, многое производилось в СССР, но на этом нужда в иностранных девайсах не исчезла.

Главной потребительской электроникой в девяностых были игровые приставки, видеомагнитофоны, первые аудиоплееры. Некоторые из них привозили из поездок в другие страны, а в более позднее время стали появляться специализированные магазины. Главное для советского человека, чтобы техника была больших размеров, сразу бросалась в глаза, пестрила всеми цветами радуги и на ней было много иностранных слов и надписей.

В 90-е большинство техники привозили челноки. В сети есть информация, что в 1990-х годах челноками работали более 10 млн россиян. Только в Москве существовало более 200 рынков, где торговали челноки. Особый интерес вызывала техника из Южной Кореи. Именно в 90-е годы в России стали популярны Daewoo, GoldStar (сейчас LG), Electa, Supra, Samsung. Также спросом пользовались холодильники Sharp, магнитофоны JVC, музыкальные центры Panasonic и телевизоры Sony.

Сотовые телефоны получили свою популярность уже после дефолта 1998 года. Тогда телефонами не фарцовали, а барыжили. И все мы прекрасно помним, как в 2010-х годах привозили первые iPhone, «накатывали» на них джейлбрейк и пользовались в РФ.

Также предлагаем ознакомиться с подборкой легендарных консолей из прошлого:

Одежда и продукты

С одеждой и едой дела обстояли куда интереснее: они нужны были всем. Все мы привыкли к изобилию и огромному ассортименту товаров в торговых центрах. В СССР приходилось часами стоять в очередях за обыденными нам продуктами. Те, кто хотел ощутить вкус иностранной пищи или носить модную одежду, были вынуждены хорошо постараться.

Фарцовщики предоставляли приезжим гражданам советский товар в обмен на зарубежный. Так, отечественную шапку-ушанку или матрешку обменивали на джинсы или жвачку. Челноки отправлялись в ближние страны СССР и привозили: венгерские ветровки, югославские платья, кожаные куртки и трикотаж. Главным сокровищем того времени считались американские джинсы и кроссовки.

Музыка, фильмы, игры и журналы

Когда музыка считалась «излишеством», по ТВ показывали только отечественные фильмы, а на прилавках продавались политические газеты или сборники для домохозяек, в СССР находились свои противники жесткого ограничения иностранного контента. Зарубежные фильмы и музыка создали отдельную культурную массу.

Как справлялись с запретами:

  • с 40-е по 60-е музыку записывали на диски, сделанные из рентгеновских снимков («музыка на костях»);
  • с 60-е по 80-е фарцовщики обменивались с иностранцами товарами из СССР на диски с зарубежной музыкой;
  • с 70-е по конец 80-х песни записывали на кассеты, давали переписывать ее другим и обменивались записями;
  • в 90-е умельцы записывали музыкальные подборки на флешки и CD-диски;
  • игры «пиратили» и продавали на рынках;
  • энтузиасты записывали иностранные фильмы и выпускали их в одноголосом переводе.

Посмотрите, как это было:

Что сейчас

С начала нулевых по 2022 год Россия была завалена иностранными товарами. Сейчас с уходом зарубежных компаний из страны в 2022 году обстановка ухудшилась, но не до такой степени, как это было в условиях железного занавеса. К тому же, не все иностранные компании покинули Россию. Некоторые производители смартфонов, продуктов и одежды до сих пор поставляют к нам свои товары.

Что делают с продукцией ушедших компаний:

  • технику привозят параллельным импортом из соседних стран;
  • скупают российскую долю иностранных компаний и продолжают деятельность («Макдоналдс» стал «Вкусно — и точка», Starbucks стал Stars Coffee, Renault стал «Москвичом»);
  • ретейлеры продают восстановленные, подержанные и б/у гаджеты;
  • создаются аналоги зарубежных продуктов (напитки Cool Cola, Fancy и Street);
  • продают лицензионные игры с русскими субтитрами;
  • некоторые кинотеатры находят способ показывать зарубежные фильмы («предсеансовое обслуживание»).
  • на рынках до сих пор продают турецкие вещи, китайские кроссовки, зарубежный трикотаж и еду;
  • российские маркетплейсы продают товары от отечественных поставщиков ушедших компаний (Ikea).

Главным инструментом российских продавцов остается параллельный импорт. Обо всех плюсах и минусах такого импорта вы можете прочитать в нашем обзоре. Как будет развиваться история с иностранными товарами в дальнейшем, никто не может точно сказать. Ясно одно — зарубежные продукты стали неотъемлемой частью жизни россиян. Поэтому в ближайшее время большая их часть останется на полках отечественных магазинов. Тем более, не стоит ожидать возвращения фарцовщиков и челноков в России. К счастью, прошлое осталось в прошлом.

Напоследок предлагаем посмотреть на вещи, которые бесили нас в 90-е:

Никита Лактюшин