Под новые экспортные ограничения на поставки предметов роскоши попали 276 видов товарной номенклатуры, включая смартфоны и принтеры дороже $300, холодильники и кондиционеры дороже $750, микроволновки, клавиатуры, кофемашины, звукозаписывающее и звуковоспроизводящее оборудование. Под ограничения попадают не только произведенные в США предметы электроники, но и устройства китайских производителей, в которых используется больше четверти американских компонентов.
В начале марта стало известно, что иностранные поставщики, организующие закупки товаров для отечественного ритейла по параллельному импорту, начинают отказываться от сотрудничества с российскими компаниями, опасаясь американских санкций.
Крупные российские магазины электроники, включая Ситилинк и М.Видео—Эльдорадо, отказались от комментариев. В пресс-службе сети «Технопарк» отметили, что ожидают обратной связи по новым условиям от партнеров-дистрибьюторов. На сайте компании можно найти подробную информацию об условиях работы с механизмами параллельного импорта.
В начале марта стало известно, что смартфоны Apple, ввозимые в Россию через параллельный импорт, продаются активированными до продажи. Подобные сообщения появились на сайтах торговой сети DNS, а затем — в карточках товара на Wildberries и Ozon. Это связывают с опасениями ритейлеров, что Apple будет блокировать смартфоны, купленные оптом, до того, как они успеют попасть к конечному пользователю. Есть вероятность, что преждевременная активация устройств поможет сохранить рабочие механизмы параллельного импорта.
В DNS подчеркивают, что активация устройства никак не влияет на его работоспособность и функции. Смартфоны все еще новые и не привязывались к аккаунту Apple ID. Срок гарантийного обслуживания начинается с момента покупки девайса в торговой сети. Купить неактивированный IPhone в России еще можно — из партии, завезенной в страну в 2022 году.
6 марта в медиа появились сообщения об ажиотажном спросе на iPhone. Продавцы-консультанты связывают повышенную востребованность с праздником 8 марта, однако добавляют, что свою роль сыграли и новости об ограничениях. Сотрудники сетевых магазинов электроники отмечают, что запасы будут восстановлены, но не гарантируют, что это получится сделать оперативно.
Эксперты: россиян ждет рост цен и проблемы с ассортиментом. Но это заметят не все
Профессор кафедры рекламы и визуальных коммуникаций факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия» Сергей Зайнуллин уверен, что новые санкции носят в большей степени декларативный характер.
Даже если рассматривать технику американских брендов, таких, как Apple, то основное ее производство находится в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, которые не спешат поддерживать американские санкции. Даже если отдельные китайские компании декларируют уход с российского рынка, то вскоре та же самая продукция начинает идти через посредников.
Эксперт вспоминает опыт 2022 года, когда многим компаниям потребовалась пара месяцев на изменение логистических цепочек. В итоге товары, которые поступали в Россию из США и ЕС напрямую, после запретов поступали в Россию через Турцию, Казахстан, страны Средней Азии. При этом, уверен Сергей Зайнуллин, ограничения повысят расходы на логистику и посредников: увеличатся транспортные издержки и сроки, но уровень дополнительных расходов может составить 5−10% к текущим ценам.
Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель считает, что новые технологические санкции со стороны США могут затруднить процесс поставки товаров в Россию, увеличить их стоимость.
На российские компании и экономику страны в целом они вряд ли серьезно повлияют, а вот на параллельный импорт и, как следствие, на конечного потребителя, вполне могут. Введение санкций в отношении бытовой электроники является существенным ограничением в технологическом секторе. Если ранее параллельный импорт применялся в отношении товаров, не ввозимых в Россию из-за добровольного отказа производителей, то сейчас они попали под реальные санкции, за нарушение которых возможно привлечение к ответственности со стороны США.
Эксперт подчеркивает: несмотря на то, что новые санкции не несут в себе кардинально ничего нового, параллельный импорт становится более рискованным, затратным и, как следствие, менее рентабельным. Не исключено, что это приведет к росту цен, поскольку мелким компаниям будет сложнее завозить товары, а крупные розничные сети могут и вовсе отказаться от ввоза и продажи определенной техники из-за риска попасть под вторичные санкции.
Исполнительный директор в компании Oborot.ru, член экспертного совета Минпромторга Иван Кургузов замечает, что дефицит импортных товаров был замечен еще в марте 2022 года, но ритейлеры более-менее научились с ним справляться.
Бытовая техника и электроника — самый удобный товар для ритейла, который не требует особых условий хранения и имеет широкий ассортимент на любой кошелек. Ситуацию спасали каналы параллельного импорта. Цены уже выросли, дополнительное увеличение будет незначительным, но ассортимент продолжит сужаться — многих брендов на территории России в легальной форме просто не будет. Они и так начали исчезать в 22 году, а сейчас процесс только ускорится.
При этом, отмечает эксперт, во всех товарных категориях, кроме предметов роскоши, у россиян меняется потребление — население переходит на более дешевые альтернативы. В связи с изменениями в потребительском спросе ограничения в ввозе не должны стать сильно заметными для покупателей.