Клава в мире большого искусства

Этот материал начался с того, что сын корреспондентки «Это Кавказ» головой разбил новую клавиатуру. Случайно. Та посмеялась над курьезом в соцсетях и получила совет отдать клавиатуру-неудачницу художнику Закарье Закарьяеву. Оказалось, автор делает из них фигуры и все время в поиске нового материала — на один объект может уйти больше 60 клавиатур. А через некоторое время открылась седьмая персональная выставка Закарьи «Трэш-ток». Это 78 персонажей, так или иначе связанных с интернетом. А вот как? Фантазия подсказывает десятки вариантов, а мозг мучается в поисках отгадок. Хорошо, что мастер рядом и можно спросить: «Как? Почему вы это сделали? Кто это?».
1

Многогранный Мистер Никто

Оказалось, злополучная клавиатура обосновалась в руке Мистера Никто. Он стоит в первом ряду, натянув капюшон и сразу привлекает внимание: как из кнопок можно сделать струящуюся ткань? Но на это обращаешь внимание, только пока не увидел лицо. Вернее, то, что на находится на его месте.

— Изначально меня просто засосала, вдохновила история человека, который в облике бедного путника ходит по миру, находит нуждающихся людей и помогает им. В Арабских странах люди снимали его на видео — ролики рассылают по WhatsApp. С рюкзачком такой, расспрашивает людей, попросит у них что-то — это такая проверка, и, если они хорошие, отзывчивые, он помогает им. Добрейший человек. Никто не знает, кто он, откуда у него деньги, поэтому я назвал его Никто.

Я остановиться не мог, делал-делал, сон не шел даже, только когда материал заканчивался, делал паузу. В процессе моя задумка уже поворачивалась по-разному. Когда на месте лица получился отпечаток пальца, я подумал: это как современные люди, анонимы из соцсетей, вместо лица у них только отпечаток пальца на клавиатуре. Это другое раскрытие Мистера Никто.

Сначала я думал, что лицо будет знаком бесконечности. Но вышло иначе. Творчество, оно же процесс такой. Увиденная картина, услышанное слово, некий образ переплетается с чем-то твоим собственным и получается, как с моей Девушкой-инфантой.

2

Девушка-инфанта преклонных лет

Колоритный и саркастичный персонаж — Девушка-инфанта. Дама, раскрашенная как гейша, на голове которой восседает маленькая девочка в длинном платье века барокко. Пышная юбка малышки выполнена из пластин, которые находятся под кнопочками в любой клавиатуре. Волосы дамы — из шнуров-резисторов.

— Вдохновили меня на нее два совершенно вроде бы разных персонажа. Первый — инфанта Маргарита с картины Веласкеса, я довольно часто от классиков отталкиваюсь. А второй образ — так и не повзрослевшая дама в преклонных годах. Очень взрослая женщина, застрявшая в маленьком ребенке. Вот эта маленькая девочка в ее голове и находится, она управляет ее действиями. Такие вечные девушки в солидном возрасте чрезмерно красятся, носят одежду юности и ведут себя довольно странно. Особенно часто они встречаются в соцсетях.

Кажется, что Инфанта — воплощение одиночества. Кругом стоят бомбиты, группа «афродагов» и популярных в соцсетях «королев», а она в сторонке, без компании, с боевой раскраской в надежде хоть так привлечь чье-то внимание. А вот следующие персонажи внимания совсем не просят. Оно мешает им исполнять коварные планы.

3

Серые кардиналы. Композиция-невидимка

Самая незаметная композиция находится прямо в центре зала. «Серые кардиналы», одна из первых работ Закарьи, выполнены из светлых кнопок от устаревших клавиатур. Гору списанных компьютеров художник однажды нашел перед городским учреждением. Забрал — и получил новый импульс вдохновения. Это группа из шести персонажей, но обратили мы на них внимание только после того, как нас подвел к ним автор. Как так может быть? Проверяем на других посетителях. «А вы Серых кардиналов видели там, в центре зала?» — «Их там не было, надо еще раз пойти посмотреть».

В этом-то и был замысел.

— Да, я их специально делал такими, чтобы в глаза не бросались, они же так и живут, эти люди. Ты можешь даже не помнить, что они есть. И никогда на них не подумаешь. Вот эти впереди, в традиционных одеждах, — это кардиналы прошлого, которые часто правили королями и королевствами. Время идет, настоящие кардиналы и те, кого называют таковыми, не меняются, а вот одежда их приобретает свои особенности, их профессиональная занятость тоже. Вот это человечек из спецслужб, по роду работы он должен быть незаметным. А это ищейка, сыскарь, или вездесущий стукач. Человек с пенсне на глазу рассматривает, выискивает, записывает и передает «куда следует». Ну, а женщина в центре группы — негласный серый кардинал. Может тихо сидеть, быть незаметной такой, но управлять всем на свете. Они незаметны, но о них все говорят, обсуждают их заговоры, знают, что они где-то есть, но, проходя мимо, не замечают. Они же серые.

Эту группу мне подсказали сами серые кнопки. Из них я еще сделал группу «Целевая аудитория» — вон они, с отрешенными лицами и лапшой на ушах. Во многих моих работах есть маленькие подколы, секретики, я их делал больше даже для себя. Они вроде бы очевидны, но их не все замечают, потому что надо поискать, присмотреться, догадаться. Один могу вам показать, самый простой. Другие ищите сами.

4

Девушка с секретом

Мы переходим к девушке с секретом. На ее бедре кнопочками выложено... нет, оставим эту тайну себе. Дама совершенно не изысканна и так навязчива, что, куда бы ни смотрел посетитель, она обязательно попадет на глаза. Глядя на нее, будто чувствуешь вес пышных форм, которыми она придавила тумбу. Мадам в одном чулке, в руке телефон, род ее деятельности совершенно очевиден. Для совсем недогадливых — название работы: «Тебе скучно, одиноко, позвони мне!».

— Эта женщина из тех, что выскакивают в спаме с просьбой «Позвони». Это бывают и очень вирусные девушки. Ну, в смысле нажимаешь на нее и попадаешь на сайт, который заражает твой комп. На губах у нее игровые кнопки — этот персонаж их использует именно так. Интернет полон соблазна, и она его олицетворение.

5

Тетя Клава. Главный экспонат

А вот Тетю Клаву мастер был вынужден поставить скромненько, в уголке, хотя ее место — главное. Она должна была встречать гостей, но после того, как несколько скульптур посетители уронили, ее облокотили на стеночку. Полное имя этой Клавы, конечно, не Клавдия, а Клавиатура.

— Решил: поберегу ее. Это одна из первых моих работ. Многое я на ней попробовал впервые, к примеру эти волосы. Делал и не знал: будут ли смотреться. Глаза у нее из кнопок «плюс» и «минус», зрение у нее один глаз плюсовой, другой наоборот. Кнопочки для губ красные, не крашеные. Ставить детальки я стараюсь со смыслом, рисунки и значки на некоторых использую для дополнения общей картины.

Дама эта очень популярная, сделать ее было совершенно естественно. Интернет охватил и объединил нас всех, все мы так или иначе знакомы с ней. Тетушка моя очень модная, я одевал ее в 2018 году, и тогда еще сложно было представить, что актуальным станет носить обувь разного цвета. Однако мы задали тон, выходит. Я вообще люблю все, что касается одежды, и мне нравится делать ее для персонажей. Присмотритесь, как Клава одета, наверное, и остальное станет актуальным: небольшая шляпка, юбка рыбкой, алая кофта. Может быть, все не просто так?

P. S. Увидеть работы Закарьи Закарьяева можно в Махачкале, в Научной библиотеке ДГУ, на площадке «Точка кипения» до конца января.

Это тоже интересно: