«Ъ» ознакомился с презентацией «Верхнеуровневой стратегии развития национальной мобильной экосистемы на основе операционной системы "Аврора"». В документе говорится, что «Ростелеком» планирует разработать и выпустить три линейки смартфонов и планшетов для бизнеса, госсектора и граждан. Устройства будут работать на «Авроре» с предустановленными российскими приложениями. По словам собеседника «Ъ», знакомого с ходом обсуждения, концепция была разработана в августе и уже представлена Минцифры и Минпромторгу.
Министерство спрашивало производителей о возможности производства и поставки смартфонов на «Авроре» в 2022–2030 годах в конце сентября (письма есть у «Ъ»). В Минцифры также «ознакомлены с предложениями», но отмечают сложность их реализации «в условиях существующих серьезных бюджетных ограничений». В «Ростелекоме» лишь заявили, что считают важным развитие национальной мобильной экосистемы.
В презентации приведены несколько сценариев развития проекта. При «негативном» «Ростелеком» намерен выпустить к 2030 году 1,5 млн устройств (драйверами спроса станут госзаказы телефонов и планшетов силовыми структурами), а при «максимальном» — 65,9 млн. Но такой вариант потребует масштабной господдержки: постепенного запрета использования российского ПО на иностранных мобильных ОС, введения квот на ввоз техники из-за границы (включая запрет параллельного импорта), субсидирования и других мер поддержки производителей российской техники. Стоимость проекта в презентации не уточняется, но говорится, что финансирование может быть обеспечено через концессии с органами власти или дистрибуторами (для населения).
Без этого условия «выход в потребительский сегмент будет невозможным», признается в документе. Спрос, считают разработчики, обеспечат как пользователи кнопочных телефонов и «цифровые агностики» (по оценке авторов документа, 14,6 млн человек), так и владельцы иностранных смартфонов (95,3 млн человек).
Потенциальный объем рынка для устройств мобильной экосистемы в России в документе оценивается в 138 млн гаджетов (за какой период, в презентации не уточняется), из них порядка 80% придется на граждан, 17% — на корпоративный сектор и около 4% — на госсектор.
По данным аналитического центра холдинга GS Group, за первое полугодие 2022 года общий парк смартфонов Samsung на руках у российских граждан составил 48 млн штук (38% смартфонов в России), Apple — 19 млн (15%), Xiaomi — 27 млн (более 20%). Исходя из этих цифр, общее число используемых смартфонов в стране может составлять более120 млн (без учета кнопочных телефонов), то есть «Ростелеком» предполагает полностью заменить весь парк устройств. Но сделать это быстро вряд ли получится: в январе-июне общие продажи устройств в РФ упали на 26%, до 15 млн штук.
Единым оператором экосистемы собирается стать сам «Ростелеком». Дистрибуторами же, судя по концепции, будут операторы связи, «Почта России» и др. Среди потенциальных производителей названы GS Group, «Аквариус», «Марвел-Дистрибуция» и другие. В Минпромторге говорят, что вендоры подтвердили готовность выпустить нужное количество устройств. Президент «Аквариуса» Владимир Степанов называет проект «Ростелекома» «перспективным и своевременным». Он «выглядит приоритетным и направленным на обеспечение безопасности российских пользователей», согласен управляющий партнер F+ tech (входит в «Марвел-Дистрибуцию») Алексей Мельников.
Однако неофициально источники «Ъ» как в правительстве, так и на рынке электроники сомневаются в перспективах проекта. Один из чиновников поясняет, что Минпромторг настаивает на «решительных действиях» по внедрению экосистемы и ограничению импорта смартфонов, а в Минцифры считают столь радикальные шаги обоснованными только в госсекторе.
Начать переводить 1,4 млн чиновников на мобильные устройства на «Авроре» по поручению президента планировалось еще в 2019 году, потратив на это 160 млрд руб. за четыре года. Но правительство потребовало от «Ростелекома» подтвердить надежность ОС (см. «Ъ» от 16 апреля 2020 года). В частности, у правоохранительных органов возникли вопросы к возможности передачи ключей шифрования от средств криптографической защиты за рубеж (исходно ОС разработала на базе открытого кода финская Jolla Oy, основанная бывшими сотрудниками Nokia).
Мы переходим на Linux и подобные продукты — есть «Астра», есть «Альт», есть другие коллеги. А вот с точки зрения мобильных операционных систем — тут зависимость у нас высокая.
Пока единственным масштабным проектом «Ростелекома» с использованием «Авроры» была поставка 312 тыс. планшетов для переписи населения в конце 2021 года. После завершения проекта Минцифры должно было передать устройства другим госорганам: рассматривалось МВД, но министерство не устроила конфигурация устройств (см. «Ъ» от 22 февраля). В результате планшетами заинтересовался Минспорт (см. «Ъ» от 9 июня).
Топ-менеджер одного из производителей электроники подчеркивает, что смартфоны будут создаваться в основном на китайских компонентах, до тех пор пока не появятся российские процессоры: «Произвести к 2030 году 65 млн устройств можно, только кратно увеличив мощности российских предприятий, которые сейчас не превышают 1 млн устройств в год». К тому же, считает он, чтобы экосистема стала приоритетной в стране, потребуются изменения в законодательстве. И наконец, подчеркивает собеседник «Ъ», «пока устройства на Android и iOS остаются в России, никто из производителей и дистрибуторов инвестировать проект не решится».
Источник «Ъ» в сегменте поставок электроники отмечает, что планы «Ростелекома» слишком амбициозны — чтобы произвести до 2030 года 65 млн смартфонов, нужно ежегодно выпускать порядка 10 млн штук, что фактически сопоставимо с объемами поставок Samsung или Huawei в Россию до пандемии:
При этом ограничение импорта, по его мнению, не поможет, только усилив серый рынок, особенно прямой поток неофициальных поставок из Китая через Казахстан и другие страны Средней Азии.
В «Марвел-Дистрибуции» возражают, что механизм может быть эффективным при адекватном применении: «Квотирование — вполне жизнеспособная и распространенная мировая практика. В нашем случае размер квоты должен определяться степенью развития ОС. Если она будет, например, вдвое отставать от Harmony от Huawei, то реальная доля ОС на рынке не превысит 5-7%. Заставить пользоваться ею большее число потребителей будет возможно только путем действительно жестких мер».
«"Железо" должно быть сравнимого качества с иностранными моделями и не очень дорогим, а ОС — давать преимущества, например доступ к приложениям и сервисам, недоступным на зарубежных устройствах»,— добавляет источник «Ъ» на рынке. Он отмечает, что в пользу проекта «Ростелекома» играет удаление российских приложений из магазинов Google и Apple. Но собеседник «Ъ» сомневается, что эта практика станет широкой, отмечая возвращение приложений VK в AppStore.
Тимофей Корнев, Никита Королев, Юлия Тишина