Мария Портнягина.
Разработка вакцины против ковида, изготовление защитных масок, перчаток или даже перепрофилирование парфюмерного производства под выпуск дезинфекторов — все это часть большой истории борьбы с вирусом, парализовавшим привычный ритм жизни по всему миру. Но одновременно творится и малая история: речь об оригинальных сервисах, стартапах, создатели которых убеждены, что новая задача человечества — выжить в экстремальных условиях, а их продукты, гаджеты и услуги в этом помогут. Как и не сомневаются в том, что в нынешнее тревожное время желающих «спастись» найдется с избытком.
От общего к бизнесу
Природные катаклизмы, техногенные аварии, эпидемии, военные конфликты — вызовы, на которые находит ответы индустрия катастроф. Само название не имеет официального статуса. Скорее это попытка обозначить бизнес-идеи и продукты, которые стали появляться на рынке в последние годы. Впрочем, в англоязычном мире у этого явления есть исторические корни.
Disaster preparedness в переводе с английского означает «готовность к катастрофе» (к этому термину и восходит русская версия — «индустрия катастроф»). По сути, это комплекс мер по минимизации последствий бедствий, который охватывает все уровни: от наличия аптечки у каждого дома до системы оповещения о катастрофе на национальном уровне.
Любопытная история случилась в начале сентября. После многолетнего перерыва немецкое МЧС (официально — Федеральное ведомство по защите населения и помощи при катастрофах) провело «День тревоги»: все приборы в стране, способные передавать специальный сигнал, должны были сработать в назначенный час. Тестирование плановое, напрямую с пандемией не связанное. Вышло так, что со времени окончания холодной войны в объединенной Германии свезли на свалку три четверти от всех уличных сирен тревоги, то есть проверяли оставшиеся 15 тысяч. Плюс было задействовано специально разработанное «тревожное» приложение, которое жителям заранее предложили установить на смартфоны. Главным итогом акции немецкая пресса назвала «фиаско в Берлине» — оказалось, что там уличных сирен почти не осталось, а приложение дало сбой. Однако власти не согласны: зато понятно, что и где следует наладить. Другой вопрос: во сколько это обойдется казне?
Понятно, что готовность к катастрофам — сфера государственной важности, но в нее активно включен и некоммерческий сектор. Например, это отдельное направление работы Международного комитета Красного Креста, который разрабатывает инструкции по выживанию в различных экстремальных условиях (больше они касаются гуманитарных катастроф и есть в открытом доступе). По этому профилю работает много НКО, включая российские: они ведут прежде всего просветительскую работу о действиях при ЧС.
Бизнес начал осваивать эту территорию, конечно, тоже не вчера. От самого простого — продажи огнетушителей для дома. До более изощренного — выпуска готовых тревожных комплектов из вещей, необходимых для выживания в первые сутки после катастрофы, или строительства персональных бункеров.
Это для индивидуальных потребителей. Особое направление — так называемый риск-менеджмент, который включает в себя профессиональную разработку программы действий для компаний на случай чрезвычайных обстоятельств.
Всегда готовы!
Установка на готовность к катастрофе стала почвой для целого движения — сурвивалистов, по-другому — препперов, или, по-русски, выживальщиков. Эта субкультура, зародившаяся в США, — наследие холодной войны: ее адепты готовились к ядерной атаке Советов. Позже идея подготовки к выживанию в экстраординарной ситуации распространилась по всему миру, есть ее сторонники и в России. Впрочем, лидеры по-прежнему Штаты: около 3 млн американцев в той или иной степени относят себя к выживальщикам, в их числе — политики и голливудские звезды.
Зато не поддается точному счету число сценариев, к которым готовятся приверженцы этого движения: войны, природные катаклизмы, эпидемии, аварии на АЭС, восстание роботов и атака зомби, библейский Апокалипсис, падение на Землю гигантского астероида, нападение на землян инопланетных существ и многое-многое другое, превосходящее фантазию обывателя.
Хотя выживальщиков нередко обвиняют в паранойе, пандемия COVID-19 возродила к ним интерес: в западной прессе выходят публикации о том, чему стоит у них поучиться, какие из навыков могут пригодиться в карантин. Например, как при продолжительной изоляции сохранить психическое здоровье или как собрать оптимальный продуктовый набор — сбалансированный по составу и долго хранящийся.
За десятилетия существования идея выживания успешно коммерциализировалась. Это онлайн-магазины, продающие готовые комплекты выживальщика для любого дохода. Обучающие материалы: книги-самоучители, видеоуроки, мастер-классы гуру выживания, информационные бюллетени со свежими сводками и обзорами технических новинок. Или в развлекательном режиме: на имитации выживания в постапокалипсис построены десятки компьютерных игр, при создании некоторых разработчиков консультировали выживальщики «со стажем».
Вдобавок действуют тренировочные лагеря, проводятся форумы для «обмена лучшими практиками», в этом году из-за пандемии переведенные в онлайн. А еще есть обособленные поселения с полувоенной дисциплиной, где можно поучиться выживать. Разумеется, не бесплатно.
Цифра спешит на помощь
Основной акцент сегодняшняя индустрия катастроф делает на цифровизации: борьба с катастрофами монетизируется через цифровые сервисы и другие технологические новации.
Наиболее пострадали от этих бедствий, по оценке ооновских специалистов, Китай и США. Так что не случайно американскую Кремниевую долину авторитетное деловое онлайн-издание Quartz обозначило эпицентром индустрии катастроф. В этой Мекке инноваций объем инвестиций в стартапы, ведущие разработку «антиапокалипсис»-сервисов, вырос в четыре раза за последние пять лет. По итогам прошлого года эта сумма превысила 200 млн долларов, подсчитала аналитическая компания PitchBook.
Что это за стартапы?
Big data и флисовый пледик
Один лишь проект One Concern привлек 36 млн инвестиций. Его создатель — выпускник Стэнфорда, родом из Индии, чудом выживший во время масштабного наводнения в Кашмире 2014 года (тогда погибло больше 600 человек). Вместе с коллегами — разработчиком в области искусственного интеллекта и ученым-сейсмологом — он придумал технологию, которая собирает результаты многочисленных мониторингов за состоянием окружающей среды, задействует большие данные (big data) и машинное обучение, что в итоге позволяет прогнозировать риски природных катаклизмов и предлагать варианты действий при различных сценариях. У проекта в основном американские заказчики, в этом году он вышел на японский рынок — все это коммерческие и госструктуры.
Еще один стартап — Qventus — был запущен в начале 2010-х, но в этом году получил новый импульс. Эта система также задействует ИИ и нацелена на помощь больницам. Она отслеживает потоки данных (и тут big data) о пациентах в реальном времени с учетом имеющихся ресурсов (коек, аппаратуры, медперсонала) в клиниках населенного пункта. И помогает таким образом избегать перегрузки и даже рекомендует, как лучше перераспределить эти ресурсы. В период пандемии ковида сервис и оброс заказчиками, и неплохо заработал.
А есть ли решения для обывателя? Компания RapidSoS, например, предлагает приложение, которое в случае ЧП сообщит экстренной службе (в США это «911») и избранным контактам о месте нахождения владельца смартфона и данные, необходимые службе для фиксации обращения. Создатели приложения отмечают, что на личном опыте убедились, как сложно бывает в стрессовой ситуации проговорить сотруднику на другом конце трубки свои имя, фамилию, возраст, описать, где находишься, и т. п.
Новинка — приложение Harbor, запущенное в октябре,—позиционируется как альтернатива нудным инструкциям по выживанию. Оно создано на принципах геймификации и, по задумке, ни много ни мало «превратит готовность к бедствиям в здоровую привычку». Приложение напомнит, когда нужно проверить, не испортилась ли продуктовая заначка на случай ЧС или не вышел ли срок эксплуатации огнетушителя в доме, а также обучит, как действовать при урагане, землетрясении и других напастях, причем с учетом местности и условий проживания пользователя.
Получают поддержку инвесторов и готовые решения. Например, под брендом Judy выпускаются комплекты с вещами на случай ЧС: от поясной сумки и рюкзака до вместительного пластикового бокса (для семьи из четырех человек с расчетом на 72 часа за 250 долларов). Похожие наборы для выживания продавались и прежде, и дешевле, в чем инновация? Видимо, в форме подачи. По заявлению создателей, комплекты собирались при участии экспертов. Каждый предмет, будь то фонарик или сухпаек, в стильной упаковке ярко-оранжевого цвета, то есть задействованы и дизайнеры. Одним словом, не масс-маркет. Кроме того, действует опция сопровождения «24 на 7»: клиент может получать советы по выживанию — внимание! — через СМС. Судя по авторству отзывов покупателей на сайте проекта, целевая аудитория — домохозяйки: им с комплектом спокойнее.
Или другой пример — компания Redfora, уже известная на американском рынке как изготовитель тревожных комплектов на случай землетрясения, расширила линейку. Теперь это и наборы для других катаклизмов, а еще отдельно — для домашних питомцев, по цене от 48 долларов. В самом «дешевом» наборе для кошки — корм, таблетки для очистки воды, небольшая кормушка с двумя отсеками и флисовый пледик.
Бункер под ключ
В начале ноября мимо Земли пролетел астероид 2018 VP1. Вероятность столкновения, по расчетам NASA, была ничтожной, но даже при таком сценарии он бы сгорел в земной атмосфере. К этому событию компания — производитель известной марки печенья приурочила возведение бункера, где теперь хранится рецепт и «стратегический запас» лакомства. Бункер разместился не где-нибудь, а на норвежской части Шпицбергена, где находится особый бункер — Всемирное семенохранилище, там собраны посадочные материалы всех известных сельхозрастений.
«Печенюшный бункер», конечно, ради медийного хайпа. Однако персональное убежище на экстренный случай — идея, ставшая в нынешнем году вновь популярной. Американская пресса первой приметила, что в пандемию среди состоятельных граждан вырос спрос на бункеры. «Пока нас призывают оставаться дома, некоторые предпочитают спускаться под землю», — иронично заметила газета The New York Times, выяснив, что убежища класса люкс — просторные, с бассейном и другими приметами роскошной жизни — лишь 1 процент от рынка. Ключевые заказчики — из выживальщиков и люди с военным прошлым — интересуются компактными убежищами с максимальной степенью защиты.
Строительство частных бункеров имеет традицию в США. Во время холодной войны, начиная с 1950-х, американцы, опасающиеся советской ядерной угрозы, сооружали такие убежища буквально во дворах своих домов или перестраивали подвалы. Неожиданно другое: спрос на персональные бункеры рос в пандемию и среди состоятельных россиян. Тут же пресса выяснила и ценник у компаний, занимающихся индивидуальным бункеростроительством в России. Их, кстати, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Стартовая цена — от 50 млн рублей, средняя — около 100. Это, как правило, подземное убежище на несколько человек с запасом еды, воды, электрогенератором, системой вентиляции воздуха и другими опциями. Есть и эконом-вариант — комната безопасности: это специально оборудованное помещение в здании, которое может временно существовать в изоляции от внешнего мира. Тут цена вопроса — 1−3 млн и выше, в зависимости от уровня защиты.
Как и в любом бизнесе, в бункеростроительстве есть свои эксклюзивные предложения. Дело все-таки поштучное, поэтому все под заказчика. Например, наподобие «умного дома» можно обустроить «умный бункер» с голосовым управлением приборами. Клиенту, правда, стоит понимать, что выкрутасы затягивают строительство, и, случись неожиданно (а иначе вряд ли будет) глобальная катастрофа, насладиться удобствами подземного убежища, может, и не получится...
На каждый день
Своим курсом движется Европа, в частности Германия, где пандемия породила бум изобретательства с практичным прицелом. Пару недель назад в Дюссельдорфе появился первый вендинговый автомат, предлагающий туалетную бумагу в упаковке по два рулона. Инициатива нацелена на борьбу с ее паническими закупками, с которой столкнулись магазины в первую волну эпидемии: нужно просто больше точек продажи, решили создатели. Но этот проект к индустрии катастроф, конечно, относится по касательной, ведь он может быть востребован и в спокойное время.
Другое дело — различные приложения от немецких разработчиков. Например, программа на смартфоне, которая позволяет пользователю в режиме реального времени отслеживать число посетителей в любимом заведении, допустим, кафе, и решать, идти туда или воздержаться из-за скопления людей. «Светофор для супермаркета» — программа, помогающая магазину контролировать число покупателей внутри помещения. У входа устанавливается сенсор, считывающий входящих и выходящих. Если внутри больше людей, чем возможно для соблюдения необходимой социальной дистанции, загорится красный сигнал: значит, магазин пока закрыт на вход. Разработчики надеются, что программа пригодится и госучреждениям, и развлекательным заведениям, и т. п.
Требование социальной дистанции стало вдохновляющим для немецких стартаперов. Так, Begegnungsbox — небольшой контейнер, разделенный внутри на две секции безопасной перегородкой, предназначен для установки на территории у больниц и домов престарелых: там пациенты с ослабленным здоровьем могут без риска встретиться с родными. По такому же принципу сооружен Corona-Testbox — это мобильный киоск, его можно установить где угодно. В нем медик через защитное окно со специальными отверстиями для рук может брать образцы для теста на ковид у человека, стоящего снаружи.
Или, наконец, Xtra-Raum — тоже мобильный контейнер размером в 8 квадратных метров с минимумом мебели, кондиционером, электрогенератором и роутером — для удаленной работы тем, у кого в квартире попросту нет для этого места. Контейнер могут установить неподалеку от жилья, месячная аренда — 500 евро, а если захочется стать собственником такого мобильного кабинета, цена вопроса — 15 тысяч евро. Разработчики продали первую серию таких контейнеров и верят в успех. Удаленка — это надолго, убеждены они.
Сами спасатели
Еще одно направление индустрии катастроф — обучение. И тут найдется множество любопытных кейсов по России. Авторские курсы, школы и даже (!) академии выживания, обучающие «жизни вне цивилизации», действующие по всей стране — от Калининграда до Владивостока, отметили приток клиентуры за время пандемии. Распространенный формат — двухдневная вылазка в лес группой под руководством инструктора. Ключевые навыки очевидны: как соорудить безопасное жилище, развести из подручных средств костер, прокормиться и т. п. Стоимость от 5 до 25 тысяч рублей. На выходе можно получить «значок, футболку и сертификат». Словом, к Апокалипсису готовы!
Обучающие уроки можно найти на YouTube. Таких влогов десятки — от «профессиональных» выживальщиков до тех, кто просто захотел поделиться житейским опытом и, вероятно, прославиться. Без персонального менторства и реальных переживаний, в отличие от курсов, зато бесплатно и в любое удобное время независимо от локации. У некоторых видео по 3 млн просмотров и сотни комментариев.
Другие соцсети не остались в стороне: например, в Instagram выживальщики ведут аккаунты, где обучают по картинкам и фото, как собрать, например, свой тревожный комплект. В кадре — художественно разложенные предметы: перочинный нож, спички, энергетический батончик...
Вместе с этим, в частности, в Москве центры, ведущие подготовку массажистов, косметологов, сиделок, и другие краткосрочные курсы отметили спрос на обучение первой доврачебной помощи. Весь курс примерно 12 академических часов, можно пройти и онлайн, за 3−5 тысяч рублей. Или специфическое — дезинфектор медпомещений. А еще «ковидное предложение» — курс младших медсестер «с блоком по работе при новой коронавирусной инфекции, оформлением медкнижки и трудоустройством»: 304 академчаса за 17,5 тысячи рублей. Это, пожалуй, для тех, кто решил освоить новую, «спасательную», профессию.
Это тоже интересно: