Электромобили спровоцировали мировой дефицит металлов

В состав аккумуляторных батарей входит множество материалов — от лития до никеля, кобальта и графита, в то же время в некоторых автомобилях также используются двигатели, требующие редкоземельных элементов. За прошедший год цены быстро выросли, а стоимость кобальта, в основном добываемого в Конго, за последние 18 месяцев возросла на 190 процентов.
Григорий Матюхин

Будущее — за электромобилями

Автопроизводители и производители аккумуляторов спешат как можно быстрее заключить соглашения о поставках металлов на фоне прогнозов по увеличению рынка электромобилей, а также в соответствии с государственной политикой разных стран, направленной на отказ от двигателей внутреннего сгорания.

Изображение: Tesla
Изображение: Tesla

По данным Международного энергетического агентства, в прошлом году на дорогах мира было 2 миллиона электромобилей, а 2040 году их будет насчитываться уже 40 миллионов. Как считают горнодобытчики, которые работают с Panasonic, производящей батареи для Tesla Motors, обеспечение достаточного количества ресурсов для производства аккумуляторных батарей является ключевым для будущего автопроизводства.

Спекулянты уже готовятся

На этом фоне уже активизировались финансовые спекулянты, которые активно запасают ценные металлы тоннами или вкладываются в их добычу, поскольку очевидно, что цена на них будет расти. Аналитики ожидают, что спрос, например, на кобальт удвоится к 2020 году приблизительно до 200 000 тонн в год. Спрос на литий вырастет к 2025 году на 779 000 тонн, то есть в четыре раза.

Производители — тоже

При этом, производители аккумуляторов стараются уменьшить количество кобальта в своих изделиях из-за высокой цены и неопределенности на рынке. В сентябре была представлена батарея, использующая литий и никель, но с меньшим количеством кобальта. Никель помогает повысить мощность батареи, а стоимость его составляет одну шестую от стоимости кобальта, при этом запасов никеля примерно в 20 раз больше.

Дмитрий Медведев проехался на российском электрическом автобусе «Шатл». Фото: РИА Новости (с)
Дмитрий Медведев проехался на российском электрическом автобусе «Шатл». Фото: РИА Новости (с)

Dyson собирается к 2020 году выйти на рынок электромобилей с твердотельными аккумуляторами, которые будут обладать большей емкостью. Toyota планирует использовать твердотельные батареи в своих автомобилях к началу 2020-х годов. В этих батареях жидкий электролит заменяют твердым, более безопасным материалом.

Чем это обернется для России?

Антон Шабанов, независимый экономический эксперт, рассказал Hi-Tech.Mail.Ru, что подорожание металлов коснется России в первую очередь: по его словам, это для нас, как для страны с экспортно ориентированной экономикой, хорошо.

То, что рынок аккумуляторов для электромобилей будет расти, это факт.

С другой стороны, за счет роста производства электромобилей будет снижаться производство автомобилей с дизельными, а также другими двигателями внутреннего сгорания. А это значит, что будут впоследствии «проседать» поставки нефти, также являющиеся серьезной статьей дохода для России. И, как считает эксперт, в конечном счете Россия вряд ли сможет выиграть что-либо от поставок металлов для аккумуляторов.

Когда на рынке появятся российские электромобили?

При этом, как считает ученый и лидер проката «Глобальная волна» Ярослав Старухин, в области электротранспорта Россия очень сильно отстает от других стран. По его словам, пока в Китае готовятся произвести миллион электромобилей, у нас создаются единицы — и то в качестве эксперимента. Эксперт, однако, не называет сроков развития электротранспорта в России. Старухин полагает, что для этого необходимы политическая воля руководства, а также налоговые льготы для промышленности и потребителя.