Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
, Источник: Life.ru

Подвинься, Starship. Какой будет новая ракета «Ангара» и кому она понадобится

После второго успешного пуска ракеты «Ангара-А5» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин поделился планами создания новой, ещё более мощной ракеты. Третья ступень с двигателями на водороде и почти 40 тонн полезной нагрузки на борту — впечатляющие характеристики. Однако с созданием ракеты не всё так просто.

Сколько нужно времени?

На создание ракеты «Ангара», взлетевшей во второй раз с космодрома Плесецк 14 декабря 2020 года, российской промышленности потребовалось 22 года. Учитывая, как быстро меняются технологии, два десятка лет на проектирование перспективного носителя, который нужен был военным и гражданским заказчикам ещё вчера, это слишком большой срок. Специалисты, близкие к космической и военной промышленности, успеху «Ангары» радуются, но делают это сдержанно. Праздничную рюмочку в честь исторического пуска все причастные, конечно, уже выпили, но теперь предстоит подумать, какие именно задачи будет выполнять новая ракета.

Второй испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с габаритно-весовым макетом полезной нагрузки с космодрома Плесецк 14.12.2020. Фото: Wikimedia / ИА Военинформ / CC BY-SA 4.0

Сможет ли «Ангара» вернуть России статус великой космической державы? Технологические возможности для этого есть, но на международном рынке российскую ракету-носитель ждут не только конкуренты, но и санкции.

Планируется, что «Ангара-А5» станет основным транспортом военных. На этой ракете в космос будут запускаться все военные аппараты, включая как спутники-разведчики, так и многоразовый пилотируемый корабль, который разрабатывают с оглядкой на технологии предыдущих лет.

Кроме того, «Ангара» заменит тяжёлые ракеты «Протон». Надёжность последних долгое время вызывает вопросы, и вскоре от ракет-носителей этого типа откажутся совсем. Как и «Протон», «Ангара» может стать основным типом носителя для всех видов спутников, используемых российскими операторами. От ГЛОНАСС и телекоммуникационных коммерческих аппаратов до спутников системы связи «Сфера». В целом характеристик тяжёлой «Ангары» достаточно, чтобы покрыть все основные потребности как российских, так и зарубежных заказчиков на много лет вперёд. Но для чего тогда нужна ещё более мощная, тяжёлая и дорогая «Ангара-А5В»?

Starship разнесло на куски, но Илон Маск доволен. Почему новую ракету SpaceX называют «воротами на Марс»? Прототип ракеты, взорвавшийся на космодроме в  Бока-Чика, лишь ненадолго притормозит работы SpaceX над сверхтяжёлой ракетой. У Илона Маска и его космической компании есть все шансы не только реализовать полёт на Марс, но и заработать кучу денег.

Ещё не сверхтяжёлая

После старта «Ангары-А5» с Плесецка глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что в скором времени посетит омский завод «Полёт», где будет производиться самая мощная версия «Ангары» — модификация А5 В. Рогозин напомнил, что уже начались работы над двигателем РД-0150 для этой ракеты. Новые водородно-кислородные двигатели будут установлены на третью ступень носителя.

Ранее сообщалось, что «Ангара-А5В» сможет выводить на низкую околоземную орбиту 38 тонн груза — на 14 тонн больше, чем мог выводить «Протон». Эта ракета, по словам Рогозина, ещё не сверхтяжёлая, однако уже может называться супертяжем, поскольку масса полезной нагрузки, выводимой в космос, существенно возрастает. Однако с её созданием не всё так гладко, как хотелось. Недостатков у нового носителя тоже хватает, и некоторые из них устранить нельзя даже на стадии проектирования.

Три проблемы «Ангары»

  • Проблема номер один. С учётом того что тренд на многоразовые ракетные системы никуда не делся, а, наоборот, стал только набирать обороты, классический подход к созданию «Ангары» с одноразовыми ускорителями может сослужить дурную службу всему проекту. Проблема всё та же — срок изготовления ракеты (производственный цикл) при текущих успехах российской космической отрасли может растянуться с 9−10 месяцев («Ангара-А5») до 11 месяцев с супертяжёлой версией ракеты. Источники «Лайфа» в космической промышленности отмечают, что между головным разработчиком «Ангары» — ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и создателями многоразовых ускорителей «Крыло-СВ» ЭМЗ им. В.М. Мясищева — год назад наблюдалось явное недопонимание. Из-за  разногласий (их характер источники не поясняют) срок создания полностью многоразовой «Ангары» может быть отодвинут вплоть до 2027−2029 годов. 
  • Проблема номер два. Других задач, кроме как обновления спутниковой группировки, перед «Ангарой» пока не ставят. В тексте Федеральной космической программы написано, что на втором этапе (2021−2025) осуществляется поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, а также частичное переоснащение её машинами нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов. Опережающий технологический рывок при этом ожидается лишь в 2025 году. Ни слова об экспансии на международные рынки с помощью «Ангары», тем более в многоразовом исполнении, в этих документах нет. Индия вслед за КНР обзавелась собственным разведывательно-ударным беспилотником. Теперь армия страны может наносить удары по противнику без привлечения пилотируемой авиации. В России ударный беспилотник строят почти 10 лет, однако на вооружение эта машина до сих пор не принята.
  • Проблема номер три. Там же, в ФКП, предусмотрено участие в проектах по освоению Луны, однако тут есть вопросы. В одиночку «потянуть» полёт к Луне и долговременную базу на поверхности спутника Земли «Роскосмос» не сможет. Единственная возможность осуществить задуманное — тесная кооперация с ЕКА и китайцами, у которых есть и свои тяжёлые ракеты — Ariane 5 и «Чанчжэн». Какое место в экспедиции к Луне займёт «Ангара», сказать сложно. С учётом того что ракеты в этой модификации летали в космос только дважды, перспективы стать основным транспортным мостом в другие миры призрачны.

Трудные роды «супертяжа»

Создать «Ангару-А5В» будет не сложнее, чем модификацию, дважды запущенную с Плесецка. Но есть тонкости. Например, до сих пор неизвестна точная стоимость тяжёлой версии «Ангары». Согласно данным из открытых источников, на создание ракеты могли потратить от 120 до 200 млрд рублей. Программа создания сверхтяжёлой версии ракеты может обойтись примерно в эту же сумму и даже дороже — в зависимости от того, какой будет выбран курс. Инженер-ракетостроитель, кандидат технических наук Вадим Зацепин пояснил, что стоимость «Ангары-А5В» трудно спрогнозировать, поскольку на этот параметр влияет множество обстоятельств.

Если ракету будут проектировать и создавать по классической компоновке без многоразовых технологий, то это обойдётся дешевле. Если многоразовая «Ангара-А5В» — это будущее российской космонавтики, то разработка влетит в копеечку. При этом цикл заводских и государственных испытаний разгонных блоков и ракеты в новой конфигурации — главная угроза для сдачи проекта в срок.
Вадим Зацепин
Инженер-ракетостроитель, кандидат технических наук

Кстати, о сроках.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что новая ракета с водородными двигателями третьей ступени позволит решать все задачи, поставленные перед ведомством, вплоть до 2032 года. Это значит, что наиболее перспективная конфигурация ракеты должна появиться, пройти испытания и начать летать примерно в 2024—2025 годах. Если «Роскосмос» поднимет сверхтяжёлую «Ангару» в воздух с соблюдением этих сроков, есть шанс, что перспективы у главной российской ракеты будут. Но всё это — идеальный сценарий, в котором есть и финансирование, и явное понимание того, куда и как нужно двигаться. С учётом того что декабрьский запуск «Ангары-А5» готовили шесть лет, судьба более дорогих и сложных проектов пока находится под вопросом.

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Хотите первыми узнавать о «космических» новостях – жмите на кнопку подписки
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
15
W значит вендетта
Роскосмос-монополист, сколько запросит на освоение космоса, столько и получит от бюджета. Маск-коммерсант и фундаментальные исследования ему не нужны, а только деньги. но без фундаментальных исследований никуда... Если бы вместо Роскосмоса, у нас было несколько организаций, занимающихся ракетостроением с конкуренцией в этой сфере, то это могло бы двинуть вперед наших космонавтов. Ну и финансирование должно быть хорошим. Если Ангара не будет многоразовой, хотя бы частично, то она будет коммерчески менее привлекательной, чем Старшип Маска. Чем Ангара лучше, чем Старшип? Она может участвовать в строительстве новой орбитальной станции, так как может вывести больший вес. У нас в прошлом (при СССР) было столько прорывных проектов, что Маск мог бы нервно курить в сторонке-один Буран чего стоит...
СсылкаПожаловаться
Vovan
В ответ на комментарий от Sleeping Doc История переписки2
Sleeping Doc
Любой беспилотник легко убивается генератором белого шума. Потому беспилотники используются только в бедных отсталых странах. А у нас все ракеты беспилотные с автопилотом.
СсылкаПожаловаться
не все так просто. достаточно сделать узконаправленную антену, на спутники, и с земли ничего не загасить. придется очень мощный сигнал слать. а стоит взлететь ему повыше и все опять восстановится.
СсылкаПожаловаться
Sleeping Doc
В ответ на комментарий от Vovan
Vovan
о как оказывается беспилотников у нас нет и методов борьбы с ними то же нет. а они заразы могут летать низко и тихо и наши ПВО их не видят, судя по конфликтам в Армении и Сирии. выходит мелкие боевые столкновения мы будем продувать.
а ангара, если стоимость полетов ее будет не дешевле американских тогда она никому и не нужна будет. смысл в нее деньги вливать.
СсылкаПожаловаться
Любой беспилотник легко убивается генератором белого шума. Потому беспилотники используются только в бедных отсталых странах. А у нас все ракеты беспилотные с автопилотом.
СсылкаПожаловаться
Sleeping Doc
В ответ на комментарий от Alexander Shaparev
Alexander Shaparev
ну что диванные аналитики, жду комментарии
СсылкаПожаловаться
Я хочу, чтобы русская православная ракета порвала пространство-время.
Россия должна стать первой страной, порвавшей пространство-время! К другим галактикам!
СсылкаПожаловаться
Sleeping Doc
В ответ на комментарий от KVK KVK История переписки2
KVK KVK
так и я про это!
пока китайцы какие то несчастные 2 кг лунного грунта...
пока Маск тестирует свой смешной космический корабль для полёта на Марс...
наш Роскосмос уже разрабатывает буксир на ядерном реакторе для полёта на Юпитер, и к другим звёздам!
можно к Юпитеру не лететь, сразу к звёздам и в другую галактику!
нам некогда размениваться по мелочам!
СсылкаПожаловаться
Для полёта в другую галактику нужно порвать пространство-время! Мы, россияне, должны первыми порвать пространство-время!
СсылкаПожаловаться
Белавин Сергей
В ответ на комментарий от KVK KVK
KVK KVK
Россия имеет не имеющие аналогов гиперзвуковые ракеты, портативные ядерные двигатели для "Посейдонов"
никто не мешает установить эти ядерные установки и двигатели на новую Ангару и получить ядерный буксир, который полетит к Марсу и Юпитеру.
СсылкаПожаловаться
Рабочее тело в ядерных ракетах воздух (газ) который расширяется от нагрева! В космосе нет воздуха (газа). У Посейдона установка вырабатывает электричество, которое вращает электродвигатель, электродвигатель вращает винт, винт приводит в движение рабочее тело - воду! В космосе нет воды.
СсылкаПожаловаться
Елена Меледина
Остется вновь толь посмяется: ангара летает, но это плохо, поскольку, только вдумайтесь - мы "не знаем", что с ней делать! Мейл конечно не знает... Хотя нет, из одного слова Ангара и Роскосмос нужно выжать максимум негатива, хотя пока плохо получается... Маск взрывается, но все равно молодец! И еще, г-да "соврамши", Ангара 5 создается с 2015 года, это общедоступная информация. Как можно было додуматься, даже отрабатывая деньги хозяев, что она создавалась 22 года. По вашему алкаш Ельцин начал ее создавать в 1998 году? Зайдите в свою любимую википедию "источник знаний" - будете неприятно удивлены.
СсылкаПожаловаться
gorillaz969
В будующем у нас будут ракеты, это радует
СсылкаПожаловаться
KVK KVK
В ответ на комментарий от Серхио Бускетс
Серхио Бускетс
KVK KVK, у нас намного умнее делают. Буксир на ядерном реакторе у нас в разработке, причем он будет не только тащить суммарно (вместе со своей массой) 55 тонн к планете, но и будет давать 500 киловатт свободной для использования энергии, а также картографировать поверхность планет не сходя с орбиты. У американцев такой разработки нет.
СсылкаПожаловаться
так и я про это!
пока китайцы какие то несчастные 2 кг лунного грунта...
пока Маск тестирует свой смешной космический корабль для полёта на Марс...
наш Роскосмос уже разрабатывает буксир на ядерном реакторе для полёта на Юпитер, и к другим звёздам!
можно к Юпитеру не лететь, сразу к звёздам и в другую галактику!
нам некогда размениваться по мелочам!
СсылкаПожаловаться
Серхио Бускетс
KVK KVK, у нас намного умнее делают. Буксир на ядерном реакторе у нас в разработке, причем он будет не только тащить суммарно (вместе со своей массой) 55 тонн к планете, но и будет давать 500 киловатт свободной для использования энергии, а также картографировать поверхность планет не сходя с орбиты. У американцев такой разработки нет.
СсылкаПожаловаться
engaiv
маска держим в уме, а делаем всё по своему...
СсылкаПожаловаться
Невозмутимый
20 лет доили налогоплательщиков...
Маск ради денег хочет оседлать Марс, а может на земле скоро денут кончатся что б ему за все платить?
СсылкаПожаловаться
KVK KVK
Россия имеет не имеющие аналогов гиперзвуковые ракеты, портативные ядерные двигатели для "Посейдонов"
никто не мешает установить эти ядерные установки и двигатели на новую Ангару и получить ядерный буксир, который полетит к Марсу и Юпитеру.
СсылкаПожаловаться
Vovan
о как оказывается беспилотников у нас нет и методов борьбы с ними то же нет. а они заразы могут летать низко и тихо и наши ПВО их не видят, судя по конфликтам в Армении и Сирии. выходит мелкие боевые столкновения мы будем продувать.
а ангара, если стоимость полетов ее будет не дешевле американских тогда она никому и не нужна будет. смысл в нее деньги вливать.
СсылкаПожаловаться
Alexander Shaparev
ну что диванные аналитики, жду комментарии
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас