Точка добавила отрицательных эмоций коротким сообщениям

Стандартные знаки препинания, такие как точки, могут негативно окрашивать короткие текстовые сообщения.
Hi-Tech Mail

Это выяснили американские ученые, которые попросили студентов оценить окраску коротких текстовых диалогов. Статья опубликована в журнале Computers in Human Behavior.

В отличие от привычной беседы вживую, в которой эмоции могут быть выражены с помощью интонации, жестов или выражения лица, в текстовом общении передача эмоционального контекста осложняется отсутствием таких дополнительных невербальных средств. Эмоциональная часть общения, конечно, может быть передана при помощи эмодзи, дополнительных знаков препинания (например, !!! вместо !) или повышения регистра (например, ВОТ ТАК). Несмотря на это, не все подобные средства могут быть правильно интерпретированы: например, отсутствие знаков препинания не всегда говорит о неграмотности, а точка в конце предложения может быть расценена как сигнал о том, что собеседник не настроен на дружеское общение.

Авторы новой работы проверили роль точки в переносе негативных эмоций в сообщениях при помощи простого эксперимента, в ходе которого 49 студентов просили оценить представленные им скриншоты коротких переписок. Такая переписка обычно состояла из приветствия, короткого вопроса (например, «Не хочешь прийти повторить со мной материал с лекции?») и ответа: негативно окрашенного («нет»), позитивно окрашенного («ага») и нейтрального («может быть»). Такие короткие ответы могли быть представлены как с точкой в конце, так и без нее. Участников просили отметить по шкале от 1 до 7, насколько собеседник, давший ответ, настроен на общение.

Ученые выяснили, что точка в конце короткого ответа на предложение или вопрос делает его существенно (p < 0,001) более резким и негативным, причем даже в том случае, если он уже негативно окрашен.

На основании полученных данных авторы делают вывод, что функции точки (и других знаков препинания) в текстовой коммуникации скорее семантические, чем грамматические (как в обычных письменных текстах), и могут служить невербальными средствами коммуникации при текстовом общении.