Немного истории
Любите пиво «Гиннесс»? Котлы для него и послужили материалом для первых гантраков. Во время Первой мировой в Ирландии вспыхнуло очередное восстание. Британцы прислали войска, чтобы его подавить.
Бронетехники на это выделить не смогли — вся была на фронте. При этом она была ой как нужна — городская герилья вещь коварная, пуля или камень внезапно могут прилететь откуда угодно — из окна, с крыши, из-за угла.
Чтобы получить бронированное прикрытие, англичане на месте разжились грузовиками. Взяли те самые здоровенные котлы и водрузили их на рамы автомобилей. Не забыв прорезать бойницы, чтобы оттуда можно было вести огонь. Двигатель и кабина также обшивались стальными листами.
После этого скрещивание грузовика, эрзац-брони и всевозможного вооружения только набирало обороты. Этим занимались в гражданской войне в Испании, в ходе Великой Отечественной, во Вьетнаме и Ираке, в Афганистане и Чечне, Сирии и Ливии — да где только не строили гантраков.
Те же англичане в годы Второй мировой создали из того, что было под рукой, много гантраков для отражения ожидавшейся высадки немцев на свой остров. При этом подчас рождались и вовсе монструозные образцы — например, грузовик со 152-миллиметровым морским орудием.
Но чемпионами в «злости» массово построенных образцов, пожалуй, являются американцы. Тут сошлись обилие и разнообразие тяжелого вооружения, размеры и мощность грузовых машин, позволяющих тащить на себе много брони и больших пушек, и специфика задач, о которой мы еще поговорим ниже.
Во Вьетнаме американцы, например, делали гантраки, устанавливая на грузовик корпус от списанного бронетранспортера М-113. Или стенки кузова просто обшивались броней Вооружались такие гантраки всем подряд — шестиствольными пулеметами, крупнокалиберными «пятидесятками» Браунинга, автоматическими гранатометами и даже 40-миллиметровыми автопушками.
В Ираке гантраки у американцев вновь испытали ренессанс. И тому были конкретные причины.
Во-первых, гантрак — это всегда дешево и сердито. Причем в случае с богатыми армиями вроде американской вопрос зачастую даже не в дешевое или дорого, а в том, как бы побыстрее и с минимумом усилий на месте получить эффективное средство, не дожидаясь решений Пентагона на том конце Земного шара.
Гантраки не требовали и особой подготовки людей. Использовать их могли все, кто умел водить грузовик и стрелять из пулемета. Более-менее серьезная война — это постоянные нехватки вообще всего, включая время и человекочасы. И экономия ресурса там всегда кстати.
На гантраках редко ходят в наступление. Они редко помогают при активной обороне. Бывает, конечно, всякое, но грузовик, пусть и бронированный, не предназначен для того, чтобы наносить удары.
Истинная их стихия — это сопровождение воинских колонн. Танки, бронемашины и артиллерия — лишь верхушка айсберга современных армий. Всему этому нужно снабжение — или будет не на чем ездить и нечем стрелять. А колонны — это десятки, сотни, тысячи грузовиков, везущих необходимые грузы.
Их надо прикрывать от засад, диверсантов, от рейдовых групп противника. Грузовик, как основа, тут хорош — он едет с той же скоростью, что другие, потребляет меньше топлива, чем танк или боевая бронированная машина. А еще, когда опасность грядет, с него всегда можно снять броню, вооружение, и получить такой же полезный грузовик.
Верно и обратное — всегда можно взять любой грузовик из состава колонны, быстро модифицировать его и обеспечить ей эффективное прикрытие.
Уж больно удобное это средство — гантрак. Поэтому не приходится сомневаться, что их будут вовсю использовать и сотню, и две сотни лет спустя.