Может показаться странным, что подводные лодки времен войны Севера и Юга выглядели как сплющенная с двух концов труба. Однако в ту пору флот просто еще не воспринимал их всерьез. Субмарины строили частные инвесторы-энтузиасты — такие, как Гораций Ханли, юрист и мелкий плантатор, владелец нескольких рабов.
За каждый потопленный корабль противника Конфедерация учредила премию в $50 000 (эквивалент $1,3 млн в наше время). Так что Ханли надеялся не только на славу, но и на прибыль. Ему достаточно было уничтожить один вражеский корабль, чтобы окупить проект многократно.
Утонувший «Аллигатор»
Первые боевые подводные лодки появились у американцев в 1862-м. Северяне тогда построили «Аллигатор» — он затонул во время шторма при буксировке, как бы парадоксально это ни звучало применительно к подлодке. У нее были конструктивные проблемы с движителем: сначала его роль играли… весла, но потом все-таки установили винт. Увы, вращали этот винт вручную, с помощью коленчатого гребного вала, так что собственный ход у лодки был небыстрый. Так же передвигались и другие подводные суда той войны.
Конечно, мысли приспособить для подлодки паровой и/или электрический двигатель возникали — да, электромоторы к тому моменту уже изобрели. Но это было сложно, долго и дорого, а война требовала быстрых и недорогих решений.
Проблема ограниченной видимости
В 1962-м году команда Ханли под руководством инженеров Джеймса Макклинтока и Бакстера Уотсона сделали 10-метровую подлодку «Пионер», рассчитанную на экипаж из трех человек: два гребца плюс рулевой. Увы, ее пришлось затопить во избежание захвата ее врагом.
Следующее детище юриста-плантатора, 11-метровый «Америкэн дайвер» (он же «Пионер-2»), имело экипаж из пяти человек. При первой же попытке боевого применения судно затонуло. Команда, к счастью, спаслась.
Дело в том, что обзор для навигации под водой у лодок был крайне слабый: его обеспечивал смотровой иллюминатор в командирской башенке. Поэтому первые военные подводники старались подойти к врагу как можно ближе в надводном положении и только потом погрузиться и поднырнуть под корабль. До того лодка шла с открытым люком, из которого выглядывал командир.
Увы, при волнении воды люк заливало — как это и случилось с «Америкэн дайвер».
Ручные помпы и горизонтальные рули
Однако Ханли и его инженеры не опустили рук. Их третье детище получило название «Дайвер» и более мощную силовую установку — в том смысле, что гребцов стало уже семь. Балластные цистерны откачивали при всплытии ручными помпами, через клапаны. Кроме того, имелся аварийный балласт: металлические пластины-грузы, обеспечивающие остойчивость лодки, в крайнем случае можно было сбросить, открутив изнутри болты.
Как и его предшественник, «Дайвер» имел расположенные по бокам горизонтальные рули, корректирующие скорость погружения. А в качестве оружия предполагали использовать буксируемую плавучую мину с взрывателем ударного действия.
При демонстрации возможностей лодки флотскому начальству она с успехом поднырнула под угольную баржу, но это никого впечатлило. И лодку рекомендовали отправить с глаз подальше — в город Чарльстон (Южная Каролина), для усиления его обороны с моря. Доставляли ее туда из Алабамы по железной дороге.
Последняя надежда Чарльстона
В Чарльстоне «Дайвер» пришелся ко двору. Береговая артиллерия южан сильно уступала по мощности корабельным пушкам северян, и те безнаказанно бомбардировали город, планомерно превращая его в руины. Флота же для защиты Чарльстона у Конфедерации не было.
Руководивший обороной города генерал Пьер Борегар за неимение лучшего сделал ставку на шестовые мины. Их прикрепляли к носу небольшого судна на длинном древке и пытались, скрытно подойдя к кораблям противника, подорвать их.
Один раз этот маневр даже удался. Специально построенный для таких атак паровой катер «Давид», похожий на подводную лодку и низко сидящий в воде, смог слегка повредить броненосец «Нью Айронсайдс». После этого северяне повысили бдительность, и «торпедоносцев» к себе больше не подпускали.
Трагедия за трагедией
В свете вышеизложенного на «Дайвер» генерал Борегар возлагал большие надежды. Увы, тут у подлодки началась череда трагических неудач.
Для начала она затонула во время испытаний 29 августа 1863 года. По официальной версии, командир лодки лейтенант Джон Пейн случайно задел рычаг, контролировавший горизонтальные рули. «Дайвер» якобы немедленно пошел на погружение с открытым передним люком и затонул. Спаслись трое из восьми членов экипажа — сам Пейн и двое матросов.
Остается непонятным, почему поворот горизонтальных рулей в надводном положении лодки вызвал столь стремительное погружение. Но, как бы то ни было, факт остается фактом: субмарина ушла на дно.
Однако «Дайвер» удалось не только поднять, но и найти добровольцев для нового экипажа. Лейтенант Джордж Диксон, бывший механик на речных пароходах, добился зачисления его командиром судна, да и в желающих пойти в подводные гребцы недостатка не было.
Для следующих испытаний подводной лодки в Чарльстон прибыл сам Гораций Ханли и лично возглавил ее экипаж. Под его руководством «Дайвер» 15 октября 1863 года дважды успешно погружался за 70 метров до корабля и всплывал в 90 после него. А на третий раз субмарина не вышла на поверхность.
Версию ее затопления историки, опять же, формулируют невнятно: Ханли не смог закрыть забортный клапан. Но забортный клапан — это кингстон, устройство, впускающее внутрь корпуса судна воду. Если он и существовал на «Дайвере», зачем было открывать его? Возможно, речь о клапанах на балластных цистернах…
Но, как бы то ни было, все восемь человек экипажа погибли. Что не помешало южанам после подъема лодки и торжественных похорон набрать новый экипаж. Бомбардировки Чарльстона были слишком жестокими, так что добровольцев оказалось даже больше, чем нужно.
«Дайвер» превращается в «Ханли»
Для придания субмарине героического ореола ее переименовали в «Ханли» (H. L. Hunley). Бывалые моряки недовольно крякали — переименовывать плохая примета. Но применительно к этому судну все самое скверное, казалось, уже произошло.
Новый экипаж под руководством Джорджа Диксона усердно тренировался, совершая по нескольку выходов в неделю. Лодка ложилась на грунт на два часа — на столько хватало воздуха — и успешно всплывала.
Однако атаковать корабли южан, стоящие у входа в бухту, было решено в надводном положении. Во-первых, от идеи буксирования плавучей мины пришлось отказаться: канат не раз наматывался на винт лодки. Так что в оставалась лишь шестовая мина, а при атаке с ней из подводного положения последствия для лодки были непредсказуемы. Во-вторых, северяне благодаря разведке знали о подводном судне, поэтому на ночь вставали на якорь на мелководье у входа в бухту.
Первый и последний бой «Ханли»
Ту самую атаку, вошедшую в историю как первый успешный бой субмарины, экипаж «Ханли» предпринял 17 февраля 1864 года. Ночь была ненастной, и моряки 13-пушечного шлюпа «Хаусатоник» заметили противника в последний момент.
Подлодка подходила в надводном положении, но с задраенными люками. И, конечно, в тишине. Караульные сначала решили, что в воде бревно, а потом стало поздно. «Ханли» подошла слишком близко, и пустить в ход артиллерию северяне не могли. Они стреляли по ней из дробовиков, но безо всякого успеха.
Потом были удар и сильный взрыв — шестовая мина содержала 61 кг пороха. «Хаусатоник» мгновенно пошел ко дну, которое, впрочем, находилось недалеко. Выжившие моряки — спасся 21 человек, погибли 5 — облепили торчащие из воды мачты.
А подводная лодка «Ханли»… исчезла. Ее удалось найти только в 2000-м году в 400-х метрах от места атаки. Похоже, после взрыва ей удалось отойти и залечь на дно — на время, пока не уляжется суматоха. А всплыть онауже не смогла. Останки членов экипажа с почестями, положенными солдатам Конфедерации, похоронили 17 апреля 2004 года на историческом кладбище «Магнолия» в Чарльстоне. Лодка же обрела не покой, но славу в музее Чарльстона.
По материалам hunley.org, warspot.ru, britannica.com