Защитить бомбардировщики
В воздухе – громадный четырехмоторный бомбардировщик с размахом крыла в четыре десятка метров. В тридцатые он и сам по себе мог поражать воображение. Но самолет летит не один – гигант облеплен, как мошкарой, небольшими истребителями. Они везде – и сверху на крыле, и снизу висят. И вот маленькие «ястребки», по одному, отделяются от самолета-носителя и отправляются в самостоятельный полет. Что это, воздушная акробатика? Нет, изыскания инженера Владимира Вахмистрова.
Зачем все это надо? По простой причине – бомбардировщик, сколько угодно большой и хорошо защищенный пулеметами и авиапушками, всегда будет уязвим для маневренных истребителей. Сколько ни поставь пулеметов на него, на истребителях будет больше. Просто потому, что за счет скорости и маневра они всегда смогут создать подавляющую концентрацию огня, нанеся удар сразу несколькими самолетами с одного направления.
Надежно защитить бомбардировщики могут только дружественные истребители. Они навяжут противнику воздушный бой, выиграют его, и тем самым обезопасят неповоротливые бомбовозы. Или, по крайней мере, отгонят врага и дадут возможность выполнить задачу в относительном спокойствии.
И тут возникает другая проблема. Средний истребитель имеет меньшую дальность, чем средний бомбардировщик. На каком-то этапе у истребителей кончается топливо и они отворачивают назад, и самую опасную часть пути бомбардировщики летят без прикрытия.
Тогда инженер Владимир Вахмистров попытался предложить свое решение проблемы. Идея состояла в том, чтобы… взять истребители с собой. Располагать их предполагалось под крылом или на крыле бомбардировщика и отцеплять в воздухе во время появления в воздухе противника.
Реализация проекта
Воплощать концепцию в реальность Вахмистров принялся в 1931 году. Для начала он взял двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 и истребители И-4. Доработка носителя была не очень сложной – надо было усилить элементы крыла и добавить механизм подвески.
Дальше – больше. В ход пошли тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. Существовали разные схемы подвески истребителей. Максимальное их количество доходило аж до пяти штук, что позволяло обеспечить группе бомбардировщиков уже серьезную защиту.
Потом Вахмистров создал схему, позволяющую не только отцеплять истребители в воздухе, но и «сажать» их обратно. Делалось это очень просто – истребитель нес на себе специальный крюк и просто зацеплялся за перекладину.
Причем сделать это было даже проще, чем приземляться на аэродром. Сближение с перекладиной было довольно плавным – взаимное вычитание скоростей бомбардировщика и истребителя упрощало задачу. Да и в случае внезапной потери скорости истребитель не клевал носом, врезаясь в землю, а просто уходил на второй круг – ведь под крыльями у него был не твердый аэродром, а воздушное пространство.
Боевое применение
Но поучаствовал в реальном деле «Цирк Вахмистрова», как его называли, не в виде эскорта для бомбардировщика, а виде самого бомбардировщика. Составного. Пикирующего.
Он был создан специально для поражения далеких и сравнительно небольших целей – например, мостов. Горизонтальные бомбардировщики вроде ТБ-3 по таким компактным целям безбожно мазали. Чтобы добиться точности, надо было бросать бомбы с пикирования. А для этого из того, что имелось у СССР на конец 30-х, подходили только истребители.
Правда, они чаще всего не дотягивали бы до важных целей. И, что немаловажно, они просто не могли взлететь с бомбами достаточной мощности, чтобы разрушить мост! А вот связка с ТБ-3 решала проблему – бомбардировщик поднимал и доставлял истребители И-16 с двумя 250-килограммовыми бомбами к цели. Потом те отцеплялись, разгонялись сверху вниз, и пикировали, точно сбрасывая бомбы.
Такая схема называлась «Звено-СПБ», то есть, «составной пикирующий бомбардировщик. И таких составных бомбардировщиков собрали шесть штук. Сегодня бы их назвали «комплексами» – ведь в составе одного бомбовоза было аж три самолета.
Пик использования «Звена-СПБ» пришелся на август 1941 года, когда они атаковали сложную труднодоступную цель – румынские мосты, по которым перевозили нефть. Удары вышли результативными – летчики наблюдали красочные пожары.
Но в итоге проект забросили. Причиной тому стал высокий «входной порог» пилотов, от которых требовалось специальное обучение. А большая индустриальная война перемалывала экипажи один за другим. У страны просто не имелось столько топлива, матчасти и человекочасов, чтобы поставить комплектование экипажей «Звена-СПБ» на широкую ногу.
Тем более что вскоре эту нишу заняли двухмоторные пикировщики Пе-2, позволявшие не прибегать к ухищрениям.