«Цирк Вахмистрова»: как в СССР появились летающие авианосцы

В 30-е годы в мире уже пахло порохом грядущей войны. Армии соревновались в поиске технических решений, позволяющих получить преимущество. Подчас это рождало очень необычные технические комбинации. Как, например, созданные в СССР летающие авианосцы на базе тяжелых бомбардировщиков ТБ-3.
Защитить бомбардировщики
Реализация проекта
Боевое применение
Защитить бомбардировщики
Реализация проекта
Боевое применение
Еще
Проект Звено

Защитить бомбардировщики

В воздухе – громадный четырехмоторный бомбардировщик с размахом крыла в четыре десятка метров. В тридцатые он и сам по себе мог поражать воображение. Но самолет летит не один – гигант облеплен, как мошкарой, небольшими истребителями. Они везде – и сверху на крыле, и снизу висят. И вот маленькие «ястребки», по одному, отделяются от самолета-носителя и отправляются в самостоятельный полет. Что это, воздушная акробатика? Нет, изыскания инженера Владимира Вахмистрова.

Зачем все это надо? По простой причине – бомбардировщик, сколько угодно большой и хорошо защищенный пулеметами и авиапушками, всегда будет уязвим для маневренных истребителей. Сколько ни поставь пулеметов на него, на истребителях будет больше. Просто потому, что за счет скорости и маневра они всегда смогут создать подавляющую концентрацию огня, нанеся удар сразу несколькими самолетами с одного направления.

Даже плотный строй ощетинившихся пулеметами бомбардировщиков защищает не так хорошо, как собственные истребители
Даже плотный строй ощетинившихся пулеметами бомбардировщиков защищает не так хорошо, как собственные истребители

Надежно защитить бомбардировщики могут только дружественные истребители. Они навяжут противнику воздушный бой, выиграют его, и тем самым обезопасят неповоротливые бомбовозы. Или, по крайней мере, отгонят врага и дадут возможность выполнить задачу в относительном спокойствии.

И тут возникает другая проблема. Средний истребитель имеет меньшую дальность, чем средний бомбардировщик. На каком-то этапе у истребителей кончается топливо и они отворачивают назад, и самую опасную часть пути бомбардировщики летят без прикрытия.

Тогда инженер Владимир Вахмистров попытался предложить свое решение проблемы. Идея состояла в том, чтобы… взять истребители с собой. Располагать их предполагалось под крылом или на крыле бомбардировщика и отцеплять в воздухе во время появления в воздухе противника.

Реализация проекта

Воплощать концепцию в реальность Вахмистров принялся в 1931 году. Для начала он взял двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 и истребители И-4. Доработка носителя была не очень сложной – надо было усилить элементы крыла и добавить механизм подвески.

Дальше – больше. В ход пошли тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. Существовали разные схемы подвески истребителей. Максимальное их количество доходило аж до пяти штук, что позволяло обеспечить группе бомбардировщиков уже серьезную защиту.

Специальная ферма для зацепления самолетов в воздухе
Специальная ферма для зацепления самолетов в воздухе

Потом Вахмистров создал схему, позволяющую не только отцеплять истребители в воздухе, но и «сажать» их обратно. Делалось это очень просто – истребитель нес на себе специальный крюк и просто зацеплялся за перекладину. 

Причем сделать это было даже проще, чем приземляться на аэродром. Сближение с перекладиной было довольно плавным – взаимное вычитание скоростей бомбардировщика и истребителя упрощало задачу. Да и в случае внезапной потери скорости истребитель не клевал носом, врезаясь в землю, а просто уходил на второй круг – ведь под крыльями у него был не твердый аэродром, а воздушное пространство.

Боевое применение

Но поучаствовал в реальном деле «Цирк Вахмистрова», как его называли, не в виде эскорта для бомбардировщика, а виде самого бомбардировщика. Составного. Пикирующего.

Он был создан специально для поражения далеких и сравнительно небольших целей – например, мостов. Горизонтальные бомбардировщики вроде ТБ-3 по таким компактным целям безбожно мазали. Чтобы добиться точности, надо было бросать бомбы с пикирования. А для этого из того, что имелось у СССР на конец 30-х, подходили только истребители.

Правда, они чаще всего не дотягивали бы до важных целей. И, что немаловажно, они просто не могли взлететь с бомбами достаточной мощности, чтобы разрушить мост! А вот связка с ТБ-3 решала проблему – бомбардировщик поднимал и доставлял истребители И-16 с двумя 250-килограммовыми бомбами к цели. Потом те отцеплялись, разгонялись сверху вниз, и пикировали, точно сбрасывая бомбы.

И-16 с бомбами под крылом ТБ-3 / Источник: topwar.ru
И-16 с бомбами под крылом ТБ-3 / Источник: topwar.ru

Такая схема называлась «Звено-СПБ», то есть, «составной пикирующий бомбардировщик. И таких составных бомбардировщиков собрали шесть штук. Сегодня бы их назвали «комплексами» – ведь в составе одного бомбовоза было аж три самолета.

Пик использования «Звена-СПБ» пришелся на август 1941 года, когда они атаковали сложную труднодоступную цель – румынские мосты, по которым перевозили нефть. Удары вышли результативными – летчики наблюдали красочные пожары.

Но в итоге проект забросили. Причиной тому стал высокий «входной порог» пилотов, от которых требовалось специальное обучение. А большая индустриальная война перемалывала экипажи один за другим. У страны просто не имелось столько топлива, матчасти и человекочасов, чтобы поставить комплектование экипажей «Звена-СПБ» на широкую ногу.

Тем более что вскоре эту нишу заняли двухмоторные пикировщики Пе-2, позволявшие не прибегать к ухищрениям.