Айсберги против подлодок: как британцы потратили целое состояние на изобретение льда

Гигантские ледяные глыбы, дрейфующие по северным водам, всегда были проблемой для мореплавателей. Именно айсберг унес жизни полутора тысяч пассажиров «Титаника». Но во время Второй мировой войны британцы задумали сделать лед своим оружием против немецких подлодок. Проекты были грандиозные и многообещающие.

Битва за Атлантику

Весной 1940 года немцы неожиданно для всех, и даже в чем-то для себя, разгромили Францию. Войска союзников, которые не попали в котлы, еле успели доплыть до Британии, побросав на пляжах тяжелое вооружение.

С тех пор в Лондоне, а по вступлению в войну США — и в Вашингтоне, много и долго думали о неизбежной высадке войск в континентальной Европе. Доктрина непрямых действий, колониальные театры военных действий и удары по «мягкому подбрюшью» были в какой-то мере эффективны, но недостаточны для победы. Для этого требовалось вернуться на берега Северной Франции.

Германские подлодки стали серьезной проблемой для союзников в Атлантике.
Германские подлодки стали серьезной проблемой для союзников в Атлантике.Источник: Wikimedia

Когда в декабре 1941 года в войну вступили Соединенные Штаты Америки, возвращение на континент стало возможным. Индустриальная мощь США была огромна, однако для вторжения в Европу требовалось накопить войска, вооружение, технику, также иметь огромные запасы топлива и боеприпасов. Логичнее всего сделать это было в Англии, «непотопляемом авианосце» союзников.

Накопить все выше перечисленное было непросто. Сложность, однако, состояла не только в производстве и логистике — в Атлантике активно действовали германские подлодки. Одним из самых надежных средств борьбы с субмаринами была авиация. Но чтобы прикрывать конвои вдалеке от береговых баз, требовались авианосцы. Это были дорогие, долгие в постройке и дефицитные корабли. А ведь в то время они были необходимы не только в Атлантике, но в Тихом океане на войне с японцами. Тогда у британского журналиста и изобретателя Джеффри Пайка возникла идея.

Полет мысли

Мысль эта была проста и, казалось, гениальна. Вместо того, чтобы долго, дорого и упорно строить авианосцы из дефицитного металла, Пайк предложил сделать их изо льда. Позже инженеру пришла в голову еще более интересная идея — смешать лед (то есть, изначально воду) с древесными опилками, причем последних должно было содержаться не менее 18%. В честь изобретателя смесь назвали пайкеритом.

Преимущество пайкерита перед обычным льдом заключалось в том, что намного медленнее таял в теплых водах и был гораздо прочнее. В эффективности своей идеи Пайк убедил лорда Маунтбеттена, который в то время занимался организацией диверсией и рейдов коммандос. В 1943 году лорд пронес на Квебекскую конференцию блок пайкерита и выстрелил в него из револьвера. Пуля отскочила от льдины и едва не ранила одного из командующих флотом.

Проект «Хаббакук».
Проект «Хаббакук».Источник: Sofrep

Это произвело сильное впечатление на всех участников конференции. Однако после этого еще больше оптимизма вызвал проект «Хаббакук» — гигантский пайкеритовый авианосец. Это непотопляемое судно могло использоваться в качестве базы для любых самолетов, включая тяжелые бомбардировщики, которые могли долго находиться в воздухе и брать с собой больше глубинных бомб.

К слову, современный атомный авианосец имеет водоизмещение в сотню тысяч тонн, а «Хаббакук» превзошел бы его почти в два десятка раз. Предполагалось, что он достигнет водоизмещения в 1,8 млн т. Длина такого гиганта должна была составить более 600 м, ширина — 100 м, а высотой он бы сравнялся с двадцатиэтажным домом.

Каркас корабля обкладывали плитами пайкерита.
Каркас корабля обкладывали плитами пайкерита.Источник: Mountain Culture Group

Подводные камни

Для начала прототип «Хаббакука» решили испытать на озере Патриция в Канаде. Первый пайкеритовый корабль построили в миниатюре — он весил лишь тысячу тонн и достигал в длину 18 м.

В ходе испытаний быстро выяснилось, что пайкерит тает не так медленно, как хотелось военным. Поэтому возникла необходимость в целой системе охлаждения этого вида льда. Далее оказалось, что наружная сторона корпуса требует изоляции, а также усиления конструкции большим количеством стальной арматуры.

Экспериментальное ледовое сооружение на канадском озере, 1943 год.
Экспериментальное ледовое сооружение на канадском озере, 1943 год.Источник: Mountain Culture Group

Смета на возведение даже экспериментального относительно небольшого корабля стремительно росла. Вместе с ней возрастало понимание того, каких же затрат потребует полноразмерный авианосец. Впрочем, это не смутило бы союзников, если бы была возможность построить такой корабль оперативно. Но время шло, а американцы к тому времени и без пайкерита уверенно шли к перелому ситуации в Атлантике.

К концу 1943 года стало ясно, что даже за год прототип «Хаббакука» достроить не удастся. А это значило, что полноценные авианосцы могли появиться не раньше 1945 года. Тогда британцы и американцы приняли решение закрыть проект «Хаббакук», та как дальше вкладывать в проект и без того бесценные ресурсы было нерентабельно.