Почему в США бастуют актеры и сценаристы и при чем тут ChatGPT

Совсем недавно кинорежиссеры использовали костюмы, чтобы создавать персонажей типа Хеллбоя или динозавров из Парка Юрского периода. Но сейчас студии смотрят в сторону искусственного интеллекта, который в итоге может заменить актеров их цифровыми копиями. Hi-Tech Mail.ru разбрался, какие технологии за этим стоят.

Уже несколько дней 65 тыс. актеров Голливуда и 11 тыс. американских сценаристов не выходят на работу. Помимо требования повысить оплату труда, гильдии работников кинематографа SAG-AFTRA и WGA выступают за прозрачные правила в отношении ИИ и использования цифровых двойников актеров.

Что за технология оцифровки людей

Корни технологии уходят в далекий 2002 год, когда профессор Мичиганского университета Майкл Гривс представил концепцию «цифровых двойников» (digital twins). По его пониманию, цифровой двойник — это математическая модель физического объема или системы: завода, ядерного реактора, ракеты или даже горнолыжного курорта.

Задача цифровых двойников состоит в улучшении конструкции, производительности или продлении срока службы промышленных объектов. С тех пор технология проникла в здравоохранение, энергетику, урбанистику и многие другие области. Включая индустрию развлечений.

Цифровой двойник турбины.
Цифровой двойник турбины.Источник: DHL

В киноиндустрии цифровые двойники в первую очередь позволят создавать реалистичные цифровые декорации, персонажей и реквизит, а затем манипулировать ими. Двойников создают с использованием комбинации технологий, включая захват движения, фотограмметрию, репликацию голоса и алгоритмы глубокого обучения.

Вот как устроен этот процесс:

Захват движения. На актеров одеваются костюмы для захвата движений, которые непрерывно отслеживают положение их тела и мимику и передают информацию на компьютер. Эти данные используются для создания цифрового скелета, который может быть анимирован в режиме реального времени.

Фотограмметрия. Используются камеры высокого разрешения для получения детальных изображений лица и тела актера с разных ракурсов. Затем эти изображения сшиваются вместе для создания 3D-модели актера.

Репликация голоса. Искусственный интеллект анализирует записи голоса актера и может генерировать его вариации, позволяя произносить слова или фразы, которые актер не произносил.

Алгоритмы глубокого обучения. После создания 3D-модели алгоритмы глубокого обучения используются для обучения модели имитации движений и выражений актера. Для этого алгоритму необходимо предоставить большой объем данных, например видеоролики, на которых актер выполняет различные действия.

Тонкая настройка. Затем цифровая копия дорабатывается аниматорами, чтобы точно передать сходство и игру актера.

Актеры «Аватара», «Планеты обезьян» и «Властелина колец» с технологей захвата движения.
Актеры «Аватара», «Планеты обезьян» и «Властелина колец» с технологей захвата движения.Источник: CBR

Обычно цифровую копию используют, чтобы создать реалистичные спецэффекты или заменить актеров в сценах, снимать которые с реальными актерами слишком опасно или дорого, а порой и невозможно.

Как в Голливуде создают компьютерные версии актеров и какие компании за этим стоят

К текущему моменту широко известных примеров применения искусственного интеллекта и создания полноценных цифровых копий актеров в крупных постановках нет. Самое близкое — дипфейк-видеоролики, в которых ИИ использовали, к примеру, для создания реалистичной копии Тома Круза.

Видео облетело весь интернет и вызвало бурную реакцию зрителей, которым было сложно отличить дипфейк от реального Круза. Автор этих роликов, художник по визуальным и искусственным эффектам Крисом Уме, выступает за полную свободу в использовании цифровых копий селебрити для кино, рекламы и любого другого контента.

Дипфейк с Томом Крузом, который показывает трюк с монеткой

Тема цифровых копий стала активно тиражироваться в СМИ после новости о том, что 68-летний Брюс Уиллис станет первым голливудским актером, который продал права на свое цифровое изображение после ухода из кино.

Сюжет оказался фейком, но породил вопросы этического характера: а что если компании начнут бесконтрольно оцифровывать актеров и платить им как за один съемочный день? Или платить только за одну картину, а затем бесплатно использовать их копию?

К опасениям актеров присоединились сценаристы: вдруг ChatGPT и подобные ИИ-сервисы начнут сами писать сценарии и лишат этих людей работы?

Вы уже сталкивались с отдельными элементами оцифровки актеров. Например, это вселяющий страх голос Дарта Вейдера из Звездных войн, который создала компания Respeecher по оригинальному голосу 91-летнего Джеймса Эрл Джонса на основе 45 лет выступлений актера. Та же компания работала над синтетическим голосом молодого Люка Скайуокера для сериала «Мандалорец».

Омоложение Марка Хэмилла в сериале «Мандалорец».
Омоложение Марка Хэмилла в сериале «Мандалорец».Источник: Twitter

Одна из самых известных компаний, которая активно работает над созданием цифровых двойников людей, — израильский стартап Canny AI. Технологии компании позволяют редактировать и синтезировать видеоматериалы для кино- и телеиндустрии с помощью ИИ. Компания также предлагает решения для синхронизации видеоповторов, позволяющие синхронизировать дублированный контент на любом языке.

Похожей деятельностью также известна компания Metastage с офисами в Лос-Анджелесе и Ванкувере. Она специализируется на технологиях дополненной реальности (XR), объемного захвата, захвата движений и создания виртуальных миров. С помощью голограммы стартап создал тикток-рекламу наушников Samsung Galaxy Buds2 c участием английской певицы Charli XCX. На сайте компании можно посмотреть, как выглядел процесс создания креатива.

Если одни селебрити опасаются уменьшения гонораров из-за ИИ, то других уже заботит, что будет после их смерти. Все больше звезд в завещаниях запрещают использовать свои голограммы — например, это сделали Робин Уильямс, Вупи Голдберг, Мадонна.

С каждым годом критиков идеи использования ИИ в кино становится все больше: воскрешение умерших людей с помощью технологий можно расценить как эксплуатацию образов и неуважение к ним и их семьям.