Представьте, что ваш самолет уже набрал высоту, сигнал «пристегните ремни» погас, хныкавшие дети получили наконец свободу и перестали плакать. В иллюминаторы светит солнце, небо синее — жизнь прекрасна. И тут самолет начинает трясти.
Вы инстинктивно хватаетесь за ручку кресла, бортпроводник просит всех занять свои места. Вибрации вскоре заканчиваются, вы успокаиваетесь, но вдруг самолет проваливается вниз — да так, что ваш желудок подпрыгивает к гландам. Вы не понимаете, что происходит и стоит ли уже паниковать.
![Турбулентность Турбулентность](https://resizer.mail.ru/p/d783eac0-fed6-57bf-9c43-9250692264ab/AQAKiv216qLi4ljA-xC5NyT3Wfi-Np-sBo6RRKm1U-WnJIEupE8H0-9c8s8VbDloIvOySQFvJ-AoPzpZFAd17Q65ulU.png)
Падение без предупреждения
Такое явление называется турбулентностью ясного неба. Пилоты еще говорят «болтанка при ясном небе». Оно связано с попаданием самолета в поток, скорость которого существенно отличается от скорости движения основной массы воздуха. Поток прорезает атмосферу, в отличие от обычной турбулентности, его невозможно увидеть или засечь с помощью приборов. Причем с привычной турбулентностью как раз все понятно — она возникает из-за вертикальных перемещений воздуха.
По утрам турбулентность всегда происходит в нижних слоях атмосферы, когда солнце начинает прогревать землю и теплый воздух поднимается вверх. Это явление тоже можно ощутить при ясном небе, но оно предсказуемо, да и трясет не слишком сильно.
![В обычной турбулентности нет ничего страшного — тем более что она предсказуема В обычной турбулентности нет ничего страшного — тем более что она предсказуема](https://resizer.mail.ru/p/d107481e-02ce-5994-8dda-27cca9e3e154/AQAKAFopRTx4hudRiBQSkiZ1WwyieeNFsnMwcxHZl4nukof_9HmcfZRrqkjWV5gsNbHiiretR_hddZ31f-gsmY7T5xc.png)
Вертикальные потоки в облаках мощнее, но это не так страшно — ведь на них у самолетов рассчитан запас прочности. В грозовых фронтах турбулентность может принимать опасный размах, но пилоты их просто избегают. А вот турбулентность ясного неба — другое дело.
Скоростные струи
Сильнее всего турбулентность ясного неба проявлена в потоках воздуха, постоянно движущихся над землей на большой высоте. Авиакомпании любят использовать их, чтобы увеличить скорость и сократить время в пути. Эти регулярные небесные течения время от времени рассекают воздушные струи с неожиданно высокими скоростями. На границах потоков возникают нестабильные области — в них лайнеры и могут проваливаться на десятки метров. Увы, это не только неприятно, но и опасно.
Последним громким происшествием из-за турбулентности ясного неба был инцидент с Boeing 777 компании «Аэрофлот», летевшим из Москвы в Бангкок 1 мая 2017 года. За 40 минут до посадки самолет попал в воздушную яму, в результате чего травмы различной степени тяжести получили 27 человек. Некоторым пострадавшим потребовались операции.
В декабре 1997 года Boeing 737 компании United Airlines, направлявшийся из Токио в Гонолулу, на высоте 9448 метров неожиданно провалился на 30 метров. 15 человек получили ранения, одна пассажирка погибла.
![Держите ремни пристегнутыми, а личные вещи — на багажных полках или под сиденьями Держите ремни пристегнутыми, а личные вещи — на багажных полках или под сиденьями](https://resizer.mail.ru/p/fbeb4633-f661-5407-8663-3176662ca57d/AQAK7ZGzqPXKLHv4uoe0NT9n0TdDGL4ehuSfo-cIJJhe6NnzKO5j9M55AkfrTyB1clNNnrjyxoiMRkIIFcDr0CxJwi4.png)
Турбулентность ясного неба опасна как для пассажиров, которые в этот момент оказываются непристегнутыми, так и для самолетов, не рассчитанных на такие ситуации. Конечно, лайнеры не разваливаются пополам, но срок их службы сокращается. Впрочем, раньше самолеты были менее выносливыми — в 1960-е произошло несколько катастроф именно из-за турбулентности ясного неба.
Дальше будет хуже
В наши дни турбулентность ясного неба стала проявляться все чаще. Ученые из Университета Рединга в Англии обнаружили, что частота явления в струйном течении Северной Атлантики с 1979 по 2020 год увеличилась на 55%. Правда, по их наблюдениям, сильная турбулентность все же встречается относительно редко: ее проявляет лишь 0,1% атмосферы.
Это означает, что в среднем на восемь часов полета может приходиться примерно 30 секунд сильной «болтанки» и воздушных ям. На практике скорее получится, что на каждые 10 восьмичасовых полетов, которые совершает человек, 9 не будут иметь сильной турбулентности, а в одном будет трясти несколько минут.
![Облака — источник турбулентности. Она возникает и внутри фронта, и на его периферии. Облака — источник турбулентности. Она возникает и внутри фронта, и на его периферии.](https://resizer.mail.ru/p/45fb2887-688a-537a-82b6-0c5d0a1843ec/AQAKmft1Lv3_E62iDG0npn-OXIU_xQd24jdhWVmel6wcZGwo8rBjQ-rZwrGgWBgmTMtdcbyB5RJS2W2TZyeM2Pgcuxk.jpg)
Прямого объяснения этому явлению у метеорологов нет. Однако то, что ситуация в верхних слоях атмосферы год от года меняется, это факт. Авиастроителям, похоже, придется закладывать в самолеты больший запас прочности, а пассажирам держать ремни пристегнутыми во время полета — как нам обычно и рекомендуют.