Гонка вооружений в середине XX века порой принимала удивительные формы. Один из любопытных проектов назывался «Ледяной червь». Если снять по его мотивом художественный фильм, он наверняка провалится в прокате: и с технической, и с политической точки зрения эта история выглядит абсолютно неправдоподобной.
Итак, конец 1950-х. И СССР, и США уже имеют межконтинентальные баллистические ракеты и продолжают наращивать ударный потенциал. Повышается и точность попадания ракет, так что стационарные шахтные пусковые установки оказываются все более уязвимыми. Их, конечно, можно защитить, но возможности ПВО не безграничны. Очевидно, что необходимы мобильные пусковые установки на базе поездов или автомобильного транспорта. Обе стороны начинают работать над этой концепцией, но задача оказывается достаточно сложной и дорогой в реализации.
И тут в 1958 году Исследовательский центр Инженерного корпуса армии США разрабатывает проект «Ледяной червь». Идея состоит в том, чтобы прорыть тоннели в ледяном щите Гренландии и пустить по ним поезда с баллистическим ракетами средней дальности типа Iceman — модернизированную версию стоящих на тот момент на вооружении Minuteman. Отследить движение поездов под снегом СССР не сможет, так что для уничтожения объекта ему придется поразить ядерным ударом огромную площадь.
Дания не разрешала, но отвернулась
Гренландия после Второй мировой стала полноценной частью Дании, которая на тот момент уже входила в НАТО. Официально власти страны были против размещения ядерного оружия на своей территории, но при этом давали понять, что в принципе готовы закрыть на это глаза, и контролировать действия американцев в Гренландии даже не пытались. У США на острове уже были три авиабазы, так что строительство еще одного военного объекта, во льду, не выглядело чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, Армейский инженерный исследовательский центр предлагал замаскировать это под экспериментальный проект по бурению льда и возведению сооружений в толще снега.
Тоннели или траншеи?
Первым этапом стало создание базы «Кэмп Сенчури» (пер. с англ. «Лагерь тысячелетия»). Работы начали летом 1959 года в 150 км к востоку от авиабазы Туле. В качестве проходческой техники использовали швейцарские роторные машины «Питер Плоу», способные выбрасывать снег вверх. Строили, строго говоря, не тоннели, а траншеи глубиной по 9−10 м и шириной в нижней части около 8 м. Сверху их перекрывали аркой из рифленого железа. А прокапывали траншеи в фирне — многолетнем снегу, который частично начал выкристаллизовываться, но в лед еще не превратился. На ледяном щите Гренландии мощность фирна может достигать 100−150 метров.
Жилые и рабочие помещения в траншеях размещались в щитовых вагончиках, установленных так, чтобы между ними и толщей снега оставался воздух.
Строительство Кэмп Сенчури завершили в октябре 1960 года. Кроме необходимых бытовых и хозяйственных построек там были магазины, театр, библиотека, прачечная, научные лаборатории, часовня и парикмахерская. И реакторный зал, поскольку питание лагеря обеспечивал ядерная силовая установка PM-2A массой 400 тонн и мощностью в 1,56 МВ. Это в три раза больше, чем требовалось базе — но ведь реактор впоследствии должен был обеспечивать током и пусковые площадки для ракет.
Реактор на оружейном уране
Реактор был довольно специфичным — он работал на дорогом высокообогащенном оружейном уране и имел только один контур: турбины вращал радиоактивный пар, который затем использовали для плавления снега и получения пресной воды. Стоила эта АЭС $5,7 млн (в современных реалиях это эквивалентно $41,5 млн).
Возведение самого лагеря обошлось в $2,22 млн (в наши дни это равно $16 млн). Общая длина тоннелей составила 3 км. В Кэмп Сенчури постоянно проживало от 85 до 200 человек и действительно шли работы по глубокому бурению льда. Впоследствии добытый с глубины ледяной керн позволил ученым реконструировать климат планеты на протяжении последних 400 тыс. лет.
База Кэмп Сенчури была неплохо продумана. В технических отчетах встречается упоминание о сложностях с нежелательными запахами: сточные воды база сбрасывала в вырытый в снегу отстойник, расположенный в 45 м от административного центра. После строительства вентиляционной шахты ароматы не сильно ослабли. Оказалось, что сточные воды просачиваются в толщу фирна на десятки метров по горизонтали. Однако главной проблемой оказалось совсем другое.
Одним ударом накрыть 80% территории СССР
Следующим этапом реализации проекта должен был стать собственно «Ледяной червь»: система тоннелей общей длиной около 3 тыс. км, в дальнейшем постоянно расширяемая. Тем не менее, уже на первых порах площадь объекта должна была составить 134 679 кв. км. Ракеты Iceman с радиусом действия до 6,1 тыс. км мощностью 2,4 мегатонны в количестве 600 штук могли бы поразить около 80% территории СССР. Да, в тоннелях степень их защищенности была в 10 раз меньше, чем у стационарных Minuteman, но ведь им предстояло постоянно перемещаться на мини-поездах. Так что для их уничтожения пришлось бы накрывать всю площадь объекта тремя с половиной тысячами восьмимегатонных бомб.
Генерал Снег — на стороне Советов
Идея была красивой, но на стороне СССР выступила сама природа. В ходе эксплуатации базы «Кэмп Сенчури» выяснилось, что фирн намного подвижнее, чем предполагали специалисты Инженерного корпуса армии США. Оказалось, что стенки тоннелей в верхней части сжимаются со скоростью около 2 см в год. Снег пытались счищать, возвращая сооружениям исходные параметры, но это требовало колоссальных усилий. Приходилось убирать до 120 тонн снега в месяц — и это лишь для 3 км тоннелей. Кроме того, движение фирна не всегда было постепенным, местами стенки сжимались пугающе быстро. В итоге в 1963 году реактор демонтировали и увезли. В 1966 году базу «Кэмп Сенчури» полностью закрыли. В 1966 сжатие тоннелей фактически разрушило ее остатки, а вместе с тем и надежды на реализацию проекта «Ледяной червь». Но это еще не все.
В толще фирна американские военные оставили 178 тонн радиоактивной воды, около 200 тыс. литров дизельного топлива (дизель-генератор на базе тоже имелся) и 24 млн литров неочищенных сточных вод. Считалось, что ледяной щит Гренландии поглотит это навсегда. Однако согласно современным климатическим моделям, агенты загрязнения могут оказаться на поверхности тающего ледника примерно к 2090 году.