Как готовят специалистов в сфере цифровых технологий в вузах России

В последние годы информационные технологии становятся не просто заметным трендом в различных отраслях экономики и социальной жизни. О важности работы с технологиями постоянно говорят на самом высоком уровне. Спрос на специалистов в этой сфере очень высок.

erid: 2VtzqwiCLpx

ИТ-отрасль в настоящее время выступает одной из самых востребованных сфер, куда стремится молодежь: в 2023 году, по данным Минцифры России, этом году самой востребованной специальностью у абитуриентов вузов стала «Информатика и вычислительная техника».

Благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» студенты могут получить ИТ-образование совершенно бесплатно, при этом совмещая обучение по основному направлению с получением дополнительной ИТ-квалификации. Для этого в России были запущены «цифровые кафедры». В проекте участвуют 119 университетов по всей стране. У студентов этих вузов есть уникальная возможность создавать востребованные технологические проекты и тут же внедрять их на практике.

Цифровые технологии
Источник: Hi-Tech Mail

Так, в Самарском государственном медицинском университете появилась экспериментальная площадка на стыке ИТ и медицины — цифровая больница SMART. Это виртуальная среда, повторяющая в диджитале инфраструктуру стандартного лечебного учреждения. Проект помогает будущим медикам формировать цифровые компетенции на примере реальных медицинских кейсов. Передовые инструменты, интегрированные в SMART, позволят расширить возможности врача, когда речь идет о принятии решений о траекториях лечения и диагностики.

Кроме этого в СамГУ создана онлайн-платформа для проведения соревнований по цифровому принятию решений в медицине. Участники состязаний разбирают медицинские кейсы: ставят диагноз и предлагают план лечения, используя набор цифровых инструментов в условиях неполной, противоречивой информации и ограничений времени.

Студенты «цифровой кафедры» Московского авиационного института разрабатывают набор web-сервисов для авиакомпаний. Первый инструмент — для прогнозирования состояния и автоматического планирования обслуживания и ремонтов авиационных двигателей. В основе системы — данные о полетах и результатах предыдущих ремонтных работ. После того, как сервис протестируют на практике в одном из технических холдингов, его будут внедрять в авиакомпании.

Еще один проект учащихся МАИ особенно пригодится тем, кого раздражают внезапные задержки рейсов. Студентка Анна Лебедева разрабатывает бот, способный прогнозировать задержку самолета и оповещать пассажиров о статусе рейса. Во время работы над сервисом девушка уже получила оффер на открытую вакансию в одной из авиакомпаний.

Технологии в авиации
Источник: Midjourney

Учеба на «цифровых кафедрах» дается легко не всем, но это не мешает студентам пробовать новое и добиваться результатов. В Московском государственном педагогическом университете учатся, в основном, специалисты гуманитарных направлений. Программы ИТ-направления представляли для студентов особое испытание, но и у них получилось применить технические компетенции в собственных профильных проектах.

Студентка МГПУ Елена Выдрина работает над информационной системой анализа динамики развития детей с особыми образовательными потребностями в едином пространстве. Эту систему Елена планирует внедрять с нуля на базе платформы «1С: Предприятие 8.3», используя весь арсенал средств и технологий, которые были изучены на «цифровой кафедре». Проект девушки позволит повысить качество психолого-педагогического сопровождения ребенка и оказания помощи в условиях организаций разных ведомств и формировать индивидуальную образовательную траекторию с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Узнать больше о проектах, реализованных студентами цифровых кафедр, можно в специальном сборнике.

Как организованы «Цифровые кафедры»

«Цифровые кафедры» — это программы профессиональной ИТ-подготовки в вузах, которые были запущены в 2022 году, благодаря национальному проекту «Цифровая экономика», инициированному Президентом России Владимиром Путиным. Студенты таких кафедр получают дополнительную квалификацию в ИТ параллельно с изучением основной программы.

В 2022 году в 114 университетах страны появились около 500 образовательных программ. В новом учебном году студентов приглашают уже 119 вузов, где на «цифровых кафедрах» доступно более 800 образовательных программ. Ожидается, что до конца 2025 года специализированные программы окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году пройти профессиональную переподготовку и развить навыки в области информационных технологий смогут более 1 млн студентов.

Принять участие в проекте могут как учащиеся ИТ-направлений, так и те, кто никогда не сталкивался с подобными специальностями. График обучения — плавающий: студенты могут заниматься в свободное от основной учебы время в своем темпе. Чтобы подать заявку, нужно найти свой университет в списке и выбрать одно из направлений.

Специалисты в сфере ИИ

Молодые люди также демонстрируют высокий интерес к изучению искусственного интеллекта. По федеральному проекту «Искусственный интеллект»‎ национального проекта «Цифровая экономика»‎ программы бакалавриата и магистратуры в сфере ИИ реализуются с 2022 года. Уже около 100 вузов занимаются их развитием. По планам, к 2024-му порядка 100 тыс школьников и студентов пройдут обучение в области ИИ, а более 3000 преподавателей повысят свою квалификацию.

Искусственный интеллект
Источник: Freepik

К примеру, в Томском государственном университете более 200 человек обучаются по программам магистратуры в сфере ИИ, a на направление бакалавриата «Искусственный интеллект в системной интеграции информационных процессов» набор провели впервые в этом году, вуз готовит более 100 будущих специалистов в этой области.

Студентов обучают проводить аналитику данных, разрабатывать модели машинного обучения для предсказания ключевых показателей, работать с интегрированными средами разработки и др. При этом результатом проектной деятельности может стать реальное ПО для промышленного сектора экономики.

Интерес к ИИ проявляют не только студенты. Томский госуниверситет реализовал программу повышения квалификации для вузов-региональных партнёров. Обучение прошли более сотни научно-педагогических работников.

Также в России функционируют 6 исследовательских центров по ИИ на базе Сколтеха, университета ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, Университета Иннополис и Института системного программирования РАН. Молодые ученые ищут подходы, как обучать нейросети на меньшем количестве данных, повышать скорость вычислений с помощью машинного обучения, создавать его новые методы.

Правительство России планирует до конца года провести вторую волну отбора, в ходе которой выберет еще 6 центров по ИИ для оказания господдержки, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.