В 1950—1960-е годы Советский Союз оказался втянут в гонку военно-морских вооружений. Главной и фактически единственной задачей советского ВМФ было противостояние американскому флоту, а одним из главных способов ее достижения стало размещение баллистических ракет и торпедных комплексов на борту подводных лодок.
Дизель-электрическая подводная лодка С-49 проекта 633 была заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком в 1961 году. Первые 10 лет она выглядела как самая обычная субмарина: классический сигарообразный корпус с эллипсоидной кормой и боевая рубка, возвышающаяся примерно посередине.
Однако уже к 1971 году ее внешний облик был подвергнут существенной модернизации. Долгое время две торчащие настройки в носовой части С-49 оставались загадкой даже в узких кругах подводников.
Для чего С-49 нужен был такой огромный нос
В 1969 году началась разработка противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер», предназначенных для поражения подводных лодок противника на дальности до 50 км. «Водопад» представлял собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533 мм. «Ветер» — аналогичный комплекс увеличенной дальности для торпедных аппаратов калибра 650 мм.
И все бы ничего, но жесткие габаритные ограничения субмарин того времени сильно сказывались на тактико-технических характеристиках ракет. Из-за габаритов пусковых установок их нельзя было разместить в стандартных корпусах субмарин. В связи с этим инженеры приняли необычное решение — утолщение носовой части С-49.
В носовом отсеке лодки удалили часть стеллажей для запасных торпед и ПЛУР, а также установили контрольно-измерительную аппаратуру. Были внесены значительные улучшения в гидроакустическое вооружение. В результате водоизмещение лодки увеличилось до 1350 тонн в надводном положении и до 1810 тонн в подводном положении, а длина лодки выросла до 76,7 метра.
В таком облике субмарина простояла на вооружении 475-го дивизиона подводных лодок в Феодосии вплоть до 1991 года, после чего была выведена из состава ВМФ и переоборудована в плавучую зарядовую станцию ПЗС-50. В этом статусе лодка почти четверть века базировалась на причале в Южной бухте Севастополя практически без капитального ремонта.
После 2019 года субмарина могла превратиться в груду металлолома, однако в ноябре 2021 года силами Черноморского флота ее отбуксировали в Балаклавский музейный комплекс, в недра горы Таврос. Там подлодка обрела вторую жизнь в качестве грандиозного музейного экспоната.