Пробивной человек
Первая бомбардировка крупного города при помощи воздухоплавательного аппарата состоялась аж в 1849 году. Тогда австрийцы бомбили Венецию при помощи беспилотных аэростатов. Они бросали вниз бомбы автоматически — бортовые часы отсчитывали заранее выверенное время. К Первой мировой этот способ устарел, но его реанимировали кайзеровские войска.
![Осада Венеции в 1849 году и первая в истории воздушная бомбардировка Осада Венеции в 1849 году и первая в истории воздушная бомбардировка](https://resizer.mail.ru/p/c26e52a6-5c9b-5311-850e-65604772ce82/AQAKmYNpSzgv4yF0sCUY94RLUD9PkuAXd8lgAwe6LlTRqP0itrPFcEN0-F7dhJ1yDujnF6DiwurExCUOcoeOhV2vkOs.png)
Немцы были бесспорным лидером в военном применении дирижаблей. Во многом это было результатом ряда случайных совпадений. Историю германского воздухоплавания предопределили две сильные личности — Фердинанд фон Цеппелин и Петер Штрассер.
Дирижабли были весьма опасной и уязвимой ко всем превратностям судьбы игрушкой, которую порой было проще бросить. Аэронавтов поджидало слишком много опасностей и неудач. Повышенная горючесть, заставлявшая дирижабли полыхать факелами, смертельная опасность, исходящая от сильного ветра — все это не прибавляло стабильности и спокойствия Дивизиону воздушных кораблей.
![Петер Штрассер Петер Штрассер](https://resizer.mail.ru/p/02f18519-2a71-54f6-b660-2396f83f9b31/AQAK_iujYM-B2cxggDC60R7skzs6lAMrU3XYU6qNMBMzExFsEsLhj8DmNbBZL1zH2r4-v2J0IJYkbxVIZXi8bu6ECNs.png)
Флотский офицер Штрассер пришел в военное воздухоплавание в 1913 году, за год до начала войны. Он практически ничего не понимал в дирижаблях. Все потому, что в одной их последних катастроф погибли все опытные офицеры. Штрассеру пришлось изучать дирижабли по записям и наставлениям. Мало бы кто на его месте проявил столько смелости, последовательности и веры в свое новое дело.
Что же до Цеппелина, то именно он последовательно доводил до ума конструкцию множества дирижаблей, невзирая на одну катастрофу за другой. Именно благодаря ему к началу войны Германия имела возможность строить боевые воздушные корабли, а не экспериментальные аппараты. Последние были больше опасны не для врага, а для собственного же экипажа.
![Немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» Немецкий дирижабль «Граф Цеппелин»](https://resizer.mail.ru/p/c61892e8-0fcf-59d9-a0d1-510017fe5c02/AQAKpzzvb6UpB9HJC9TGhRa56bKAYbK66nC8UjK9ts0Gw_7rYJ-UUSDR9GEy0uOF7pU_ZzjVyfHCozJxcMt2i_Nce2E.png)
Лакомая цель
Когда грянула Первая мировая, германским дирижаблям сразу же открылась подходящая именно им цель — Лондон, столица гигантской Британской империи. Намного ближе к немцам был Париж, но как раз поэтому он и не был интересен.
Замысел Штрассера состоял не в том, чтобы британцы испугались атак на Лондон и тут же подняли лапки кверху — тогда немцы еще были реалистами и ничего такого не ждали. Но вот заставить противника отвлечь серьезные ресурсы — это другое дело.
![LZ-38 – первый дирижабль, бомбивший британскую столицу LZ-38 – первый дирижабль, бомбивший британскую столицу](https://resizer.mail.ru/p/9b90c8fd-f9b7-558f-804a-d7e52824b0dd/AQAKuLpDruX_UwFjmYOWradpN4XlNhXZVn_h9UUdxIZb8ncWtGfgRPdrP5lrbIghp13BNUoHPgZQDrKpAxKajL7Q1C8.jpg)
До Парижа дотягивались самолеты. Они представляли собой куда меньшую цель и, в отличие от дирижаблей, не были наполнены легко возгорающимся водородом. Город уже был нашпигован зенитками. Кроме того, немцам требовалось пересечь линию фронта, которая тоже огрызалась огнем и представляла опасность. В то же время полет до Лондона почти полностью проходил над водной гладью, а британская столица к тому же не имела серьезного количества зениток. Парадокс состоял в том, что Штрассер как раз и хотел, чтобы эти орудия там появились.
Офицер мыслил просто — орудие, защищающее далекий Лондон от ночных дирижаблей, не стреляет по германским войскам на фронте. Чем больше англичане испугаются воздушных кораблей, и чем плотнее натыкают зенитную артиллерию, тем больший успех и серьезнее заслуги ждут военных аэронавтов.
![Дирижабль LZ-13 Hansa / фото: Wikidata Дирижабль LZ-13 Hansa / фото: Wikidata](https://resizer.mail.ru/p/d8cc931b-6d91-5c6c-876f-f405e2fddfdd/AQAK_mgRAr6y5naXenooduUMWy_pqfEA8sDy9HqTG1SbdJ-OfkeyncVDn5D2EVQErTV6lRq5-ZF_ryOB_nFQqcnmD5U.jpg)
Кроме того, дирижабль, в отличие от самолета, в первые периоды войны был единственным способом дотянуться до Лондона с более-менее приличной бомбовой нагрузкой. Можно было еще запускать самолеты с идущих в надводном положении подлодок, но такой способ не мог обеспечить необходимую бомбовую нагрузку.
Дирижабль же брал с собой полторы-две сотни килограммов бомб. Конечно, по меркам Второй мировой, когда бомбардировщик «Ланкастер» мог швыряться бомбами по 5−10 тонн вроде «Толлбоя» и «Гранд слэма», это было курам на смех.
![Бомбардировщик «Ланкастер» Бомбардировщик «Ланкастер»](https://resizer.mail.ru/p/1688fa0c-ead3-5f72-9786-d9b7eb025c7f/AQAK_ECYO8A6XVXjj6TlVwLrW5cOkl4cRvkNW6A1ynB042L93p60Siynv_qpVL48EVAOdCfn6otjrvnVDxdnbO5__Ak.png)
От расцвета до заката
Первый дирижабль добрался до Лондона 31 мая 1915 года. Мог бы и быстрее, но германская императорская семья была связана с британским королем родственными узами и доходила до нужного состояния ожесточения постепенно. Когда наконец Вильгельм II дал разрешение, на столицу Великобритании высыпалось полторы сотни небольших фугасных и зажигательных бомб.
Это стоило лондонцам чуть более 42 погибших и раненых человек. По меркам Первой мировой это были умеренные потери. Однако сам факт, что от войны теперь было невозможно надежно спрятаться даже в Лондоне, серьезно взбудоражил жителей города. Чтобы среагировать на германские налеты и не допустить паники, британцы усилили зенитными орудиями противовоздушную защиту крупных городов. План Штрассера работал.
![Дирижабли заходят на посадку в Альхорне после возвращения из рейда на Англию Дирижабли заходят на посадку в Альхорне после возвращения из рейда на Англию](https://resizer.mail.ru/p/fcaddb10-807b-5ed9-8f8e-33f0714c084e/AQAKMldOsTkRKPEFxeA92ImJSTLZywDUi8x3aKbTQLrleC34F1D80KptmZQj70q7sTQjUGeuF2zpUlkTmet5tjxKXdg.jpg)
Правда, сидеть в глухой обороне англичане не собирались. Он решили пойти путем активных действий и отрядили самолеты на атаки баз цепппелинов. Подчас это имело успех — немцы несли потери. Даже небольшая бомба, удачно разорвавшаяся рядом с начиненным горючим водородом дирижаблем, превращала его в пылающий факел. Причем неприятность могла застигнуть воздушных левиафанов как в полете, так и на базе.
Тогда немцы предпринимали ответные ходы. В сентябре 1915 года они сбросили на Лондон крупнейшую за всю войну бомбу — она весила около 300 килограммов. По меркам грузоподъемности бомбардировщиков Второй мировой это было не слишком впечатляюще. Однако в рамках Первой мировой от такого невиданного взрыва были в шоке все, кто его слышал.
![Цеппелин L13 над Лондоном Цеппелин L13 над Лондоном](https://resizer.mail.ru/p/d643689e-a3c8-51eb-92e2-53f4e4f20af9/AQAKOOmvcj36Cn5fgOeGGro1ROeuwOdOGiZuhwB8Sp6jPrsEHnh9KAxa6x56OAdgXb87a_n-rOW3RHhMxY22h-04mr0.jpg)
Немцы стремились увеличивать количество налетов, но это работало только до определенных пределов. С осени 1917 года Германия была зажата в блокаду флотами Антанты и вынужденно резко сократила производство новых дирижаблей. До этого момента на Лондон было совершено уже более 200 налетов. Эффект оказался куда больше — британцы отвлекли сотни зенитных орудий и более 12 тысяч человек на их обслуживание. Кроме этого, атаками на дирижабли занималась целая прорва самолетов — дюжина эскадрилий.
Немцы отвлекали больше сил, чем задействовали сами. Но при этом они находились как в количественном, так и в экономическом меньшинстве. Антанта могла себе все это позволить, а Германия — нет. Поэтому интенсивность дирижабельных налетов падала.
![Лучшее — враг хорошего. Самолеты в итоге сделали ненужными дирижабли-бомбардировщики Лучшее — враг хорошего. Самолеты в итоге сделали ненужными дирижабли-бомбардировщики](https://resizer.mail.ru/p/0d2c6052-4e65-59d8-be4f-7f02f3cf8868/AQAK66J1sL-VKkMYr0oxL2maDfIOti8LPT8-Shb1V3vWMa4k711WjLevxM-NLLUw0TsVCS62-jbQz0elZEnYKwxaqh0.png)
Другой причиной снижения упора на дирижабли стало лучшее — тот самый враг хорошего. Если в начале войны самолеты по дальности, бомбовой нагрузке и автономности уступали дирижаблям, то к ее концу ситуация выправлялась. При этом самолеты были дешевле цеппелинов, имели большую скорость и являлись куда более трудной целью. Поэтому они вытесняли своих собратьев из покрытого грозами неба Первой мировой.
Финальную точку в активной деятельности эскадры воздушных кораблей поставила гибель Петера Штрассера. На дирижабле L-70 он отправился бомбить Лондон в августе 1918 года. После смерти этого человека воздушные налеты дирижаблями на британскую столицу больше не проводились.