Впервые Fujifilm XF1 была показана на выставке Photokina 2012, где была, на мой взгляд, самой красивой новинкой. Дополнительное внимание к ней привлекли неплохие технические параметры: относительно крупная матрица (2/3’’), достаточно светосильная оптика с хорошей разрешающей способностью и ручным зумом, оригинальная конструкция и интересные решения по управлению в сочетании с компактными размерами. Тесты компактов у нас бывают не так часто, как хотелось бы, но эту модель обойти вниманием мы не могли.
Камера занимает низшую ступеньку в X-серии, будучи самой компактной и недорогой моделью премиального сегмента линейки Fujifilm; она действительно рассчитана на тех, кому стиль и компактность чуть важнее удобства управления в сочетании с чистым качеством съемки (за него в среде компактов теперь отвечает X20) или огромного зума (очень спорная модель X-S1). При этом она конкурирует в образовавшемся не так давно рынке компактных камер со светосильной оптикой и небольшим зумом. Сюда можно отнести Panasonic Lumix LX7, Samsung EX2F, Olympus XZ-2, с некоторой натяжкой — Canon S110 и Sony RX100 (которая ощутимо дороже всех конкурентов, но при этом обладает заметно большей матрицей).
Основные характеристики
- Матрица: EXR CMOS 2/3 дюйма с базовым цветным фильтром, эффективное разрешение — 12 Мп
- Разрешение снимков: до 4000 x 3000; Motion Panorama до 11520 x 1624
- Объектив: Fujinon, f=6,4–25,6 мм, эквивалент пленки 25–100 мм камеры 35 мм (4-кратный оптический зум); F1,8–4,9; 6 групп, 7 линз (в том числе 4 литых асферических стеклянных линзы)
- Система стабилизации: оптическая, со сдвигом объектива
- Видоискатель: нет
- Дисплей: TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 460000 точек, защищен закаленным стеклом
- Фокусировка: покадровая, непрерывная, ручная (включая режим АФ одним нажатием); тип — контрастный; есть подсветка АФ
- Автофокус: многоточечный, зона, слежение
- Расстояние фокусировки: от 50 см в широкоугольном положении, от 3 см в режиме макро
- Диапазон выдержки (сек.): от 30 с до 1/2000 c (1/1000 при полной диафрагме)
- Автоспуск: 2 с, 10 с
- Скорость съемки: до 7 кадр./с в максимальном качестве
- Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1
- Экспозамер: матричный, точечный, центро-взвешенный; TTL, 256 зон
- Экспокоррекция: ±2EV (шаг 1/3EV ступени)
- Брекетинг: брекетинг с автоэкспозицией: ±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV; брекетинг с имитацией пленки: PROVIA / STANDARD, Velvia / VIVID, ASTIA / SOFT; брекетинг с динамическим диапазоном: 100%, 200%, 400%; брекетинг чувствительности ISO: ±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV
- Режимы работы: EXR, авто, программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, пользовательский х 2, видео, сюжет, Adv.
- Сюжетные режимы: естественное освещение, естественное освещение со вспышкой, портрет, улучшенный портрет, пейзаж, спорт, ночная съемка, ночная съемка (со штативом), фейерверк, закат, снег, пляж, праздник, цветы, текст, подводная съемка
- Светочувствительность: от ISO 100 до ISO 6400 или ISO 12800 (в режиме приоритета выдержки), авто
- Баланс белого: авто, точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, пользовательский, выбор цветовой температуры
- Дополнительные функции: режимы EXR (авто/приоритет разрешения/режим высокой чувствительности по ISO и низкого уровня шума/приоритет динамического диапазона), узнавание лиц, обнаружение лиц, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», имитация пленки, инструкции по кадрированию, функция запоминания количества кадров, отображение гистограммы, режим быстрого кадрирования Best Frame Capture, расширенный режим (Advanced filter, Motion panorama 360, Pro focus, Pro low light, Multiple exposure, Individual shutter 3D), высокоскоростная видеосъемка (70/120/200 кадров/с), электронный уровень, улучшенная технология предотвращения размытости, видеозапись в режиме EXR Auto (автоматический выбор сцен. (авто, макросъемка, пейзаж, ночь, портрет, портрет+ночь, портрет с контровым освещением)), пользовательская настройка кнопки E-Fn (расширенный функциональный набор)
- Формат файла фото: JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (поддержка формата DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF)
- Видео: до 1920 x 1080, 30 кадров в секунду, стереозвук; формат H.264 (MOV)
- Вспышка: (ISO AUTO (800)) широкоугольное положение: прибл. от 50 см до 7,4 м, телефото: прибл. от 80 см до 2,7 м
- Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC, SDXC
- Интерфейсы: USB, miniHDMI
Цена на камеру в настоящий момент — 12445 – 18560 руб.
Дизайн и конструкция
Несмотря на то, что я почти все вступление посвятил дизайну Fujifilm XF1, не сказать о нем еще и в посвященном этому разделе просто не могу. Обычно при разговоре о камерах речь заходит почти исключительно об эргономике и подчинении всех внешних эффектов вопросам удобства. Здесь мы видим достаточно счастливое сочетание факторов. Камера достаточно тонкая, с аккуратной фигурой, облицована материалом под кожу и алюминием разных расцветок (на данный момент существуют три — черная, бежевая и красная, хотя хотелось бы верить, что опрос на Photokina 2012 был проведен не зря, и мы увидим новые цветовые вариации) в сочетании с пластиком. Смотрится очень стильно, причем цветастость лишена аляповатости, камере яркие краски идут. Безусловно, это одна из самых красивых камер на сегодняшний день.
Чтобы не приносить в жертву чистоте линий эргономику, Fujifilm пришлось пойти на несколько занятных ухищрений. Тут нет кнопки включения, человеку, незнакомому с той же моделью X10/X20, вообще непонятно, как заставить эту вещь работать — я проверял на нескольких испытуемых, в среднем на понимание уходит от одной до трех минут; необходимо потянуть за объектив, после чего повернуть его по часовой стрелке — на самом деле довольно изящный ход, хотя и занимает многовато времени, можно упустить из-за этого движения кадр. Также обращает на себя внимание малое число клавиш, которое компенсируется их многофункциональностью и возможностью настройки. По нажатию кнопки E-Fn мы получаем на экране «дублирующую» схему управления — и это решение вызывает у меня только положительные эмоции, без тени возможных связанных с этим проблем.
Габариты Fujifilm XF1 — 107,9 x 61,5 x 33,0 мм, вес — 225 граммов (с батареей и картой памяти). Это не самая легкая и компактная «мыльница» в мире, безусловно, но она вполне свободно помещается в карман, что можно считать достаточной характеристикой. Облицовка из материала под кожу хорошо сказывается на сцеплении с рукой, но прямоугольная форма без выступов не позволяет надежно ухватить ее одной рукой — необходимо применять «мыльничный» хват четырьмя пальцами двух рук.
Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим объектив с выдвижным кольцом зуммирования, но классической для компактов телескопической конструкцией. При этом в сложенном виде он почти не выступает над поверхностью корпуса. Также на фронтальной стороне корпуса есть лампа подсветки автофокуса и прорези стереомикрофона.
Слева нет ничего, справа можно найти интерфейсные разъемы (miniUSB, miniHDMI) под крышечкой, а также проушину для ремешка.
На полностью металлической верхней панели есть выскакивающая вспышка, кнопка спуска, функциональная клавиша, селектор режимов. Снизу — классический набор из отсека под батарею с картой памяти и на удивление далеко от него отнесенная резьба под штативную площадку. При креплении камеры на штатив сохраняется доступ к отсеку.
На тыльной панели находится крупный дисплей, рычажок поднятия вспышки и управляющие элементы, состоящие из селекторного диска, пятипозиционного джойстика, окруженного кольцом и четырех клавиш: просмотра снимков, видеозаписи, управления отображением и кнопки E-Fn.
Качество сборки превосходное, причем без скидки на класс устройства. И материалы, и исполнение всех элементов корпуса вызывают уважение.
Интерфейс и управление
Я уже выше отмечал необычность и модифицируемость схемы управления Fujifilm XF1: по нажатию кнопки E-Fn четыре управляющие клавиши меняют свое назначение, причем все назначения можно предварительно настроить в меню. Добавляем к этому сразу два селекторных кольца, дополнительную функциональную клавишу на верхнем торце, выделенную кнопку записи видео, аналоговое кольцо смены режимов и механический трансфокатор с помощью кольца на объективе — и получаем едва ли не самый оптимальный способ управления компактной камерой на сегодняшний день. Претензии по размеру органов управления предъявлять к карманной камере тяжело; единственное, что не хватает возможности поворачивать экран и становящейся привычной сенсорной поверхности. Также нет дополнительных селекторов для регулировки экспокоррекции и типа фокусировки, как на модели X10/X20, но это логично объясняется разницей в позиционировании моделей.
Отмечу отдельно две особенности камеры. Из-за механического способа зуммирования для этого необходимо использовать две руки, у чего есть как плюсы (это элементарно более удобно, чем дергать за язычок), так и минусы (навскидку снимать чуть менее сподручно, камера склоняет к более внимательной «охоте»). И есть возможность включения камеры без выдвигания объектива — по нажатию кнопки воспроизведения камера будет показывать отснятый материал, не активируясь для съемки.
Интерфейс типичен для камер Fujifilm, с небольшими отличиями его можно увидеть на беззеркалках компании, X-Pro1 и X-E1, за вычетом быстрого меню и с бонусом в виде той самой схемы с кнопками-оборотнями. Меню неплохо русифицировано и достаточно логично выстроено.
Видоискателя на XF1 нет, выстраивать кадр необходимо по неповоротному экрану. Подключить опционально его также нельзя — камера не оснащена аксессуарным портом, это «вещь в себе».
Сам дисплей немного разочаровывает. Достаточно крупный (три дюйма), он обладает невысоким разрешением в 460 тысяч точек. Неплохие углы обзора и солидный запас по яркости, позволяющий экрану не до конца слепнуть на солнце, помогают выбирать композицию в различных условиях. Но все равно выбор не самого современного дисплея для достаточно продвинутой камеры в остальном, работа с которой целиком от этого дисплея зависит — удивляет.
Функциональность
Ключевой модуль Fujifilm XF1 — это 2/3-дюймовая CMOS-матрица эффективным разрешением 12 Мп, та же, что устанавливалась на модель X10. По своим физическим размерам она превосходит всех конкурентов, кроме Sony RX100. В связке с матрицей работает фирменный процессор EXR, обеспечивающий достойную скорость работы и богатый набор как типичных для рынка функций, так и фирменные EXR-навороты.
По скорости работы к XF1 не может быть никаких претензий. Единственная проблема — это сам механизм включения камеры: на то, чтобы подцепить и вытянуть объектив, могут уходить лишние секунды. Все, что зависит от нее самой, камера выполняет быстро: исключен лаг затвора за счет перехода к электронной конструкции, скорость серийной съемки достигает семи кадров в JPEG максимального качества (длина серии при этом ограничена тем же количеством кадров) и шести при съемке RAW; по окончании серии камера подвисает на секунду-две, не позволяя продолжать с ней работу. Если уменьшить разрешение снимка в два раза, то камера обретает скорострельность в 12 кадров.
Что очень приятно, не оставляет особых вопросов XF1 по скорости фокусировки, хотя именно это можно считать основной бедой старших камер Fujifilm; здесь она выигрывает и у X10, и у других конкурентов, по ощущениям — на пресс-конференции в рамках Photokina 2012 говорили правду. По точности же есть проблемы, как и у X10, на которую младшая модель во многом оказалась похожа (что неудивительно при очень близкой начинке), хотя чуть более удобно, за счет дополнительного селекторного кольца, пользоваться ручной фокусировкой. При этом доступна (помимо многоточечной и точечной по выбору) автофокусировка по нажатию кнопки из ручного режима. Есть довольно мощная подсветка автофокуса.
Режимы работы типичны для Fujifilm, то есть достаточно разнообразны: есть и набор P/A/S/M, и два настраиваемых пользовательских режима, и сюжетные режимы, и режим полной автоматики, когда камера абсолютно все решает за вас. В том числе и когда активировать EXR-режимы.
Из них, в свою очередь, можно выбирать в специальном режиме. Это знакомые уже вещи: за счет уменьшения разрешения вдвое можно снижать уровень шума (суммируется сигнал с парных пикселей) либо получать расширенный динамический диапазон (по-разному экспонируются парные пиксели). При включении EXR можно также увидеть и третий режим — обычная съемка без понижения разрешения.
Расширенные режимы также достаточно необычны: есть режим склейки на ходу панорам, от 120- до 360-градусных; многократная экспозиция; склейка 3D-снимка из двух, сделанных отдельно; снимки с искусственным размытием фона для съемки портретов с «малой глубиной резкости»; съемка при проблемном освещении и темным фоном и со склейкой кадра из нескольких, сделанных с разной экспозицией. Два последних режима доступны только с половинным разрешением (6 Мп).
Поддаются настройке следующие параметры: цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному). Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого. Настраивается и динамический диапазон (можно поставить его в авторежим, камера будет сама определять, где нужен обычный, а где расширенный на 400%, например).
Помимо привычных для Fujifilm режимов постобработки с имитацией различных типов классической пленки Fuji, добавились и более привычные, ожидаемые от камеры подобного формата «творческие режимы» с имитацией разных любимых общественностью эффектов, от миниатюр и ломографии, до низкого и высокого ключа.
Примеры снимков с различными художественными фильтрами.
Предлагаются 4 вида брекетинга: по экспозиции, чувствительности ISO, динамическому диапазону и имитации пленки.
Есть и небольшая, выстреливающая вертикально вспышка. Она обладает подавлением красных глаз, ведущее число — примерно 7. Ничего сверхъестественного. Но учтите, что использовать другую вспышку с XF1 невозможно — нет ни горячего башмака, ни разъема для синхронизации.
Видео. Главным достижением Fujifilm в этом плане можно считать вынесенную кнопку видеозаписи, что нетипично для продуктов компании. Пишет XF1 видео в разрешении FullHD, со скоростью 30 кадров в секунду и стереозвуком, с кодеком H.264. Качество достаточно достойное для своего класса.
Качество съемки
В отличие от матрицы, на XF1 применяется другой, нежели на X10, объектив. Чуть более широкоугольный, с чуть меньшим оптическим зумом. Это FUJINON f/1.8-4.9 с фокусными расстояниями 25-100 мм в эквиваленте 35 мм. Про фирменное трехпозиционное кольцо управления я уже много написал выше. Доступна встроенная оптическая стабилизация, также следует отметить снижающее отражающую способность покрытие линз. В состав объектива входят 7 тонких линз в 6 группах (четыре асферические и три со сверхнизкой дисперсией). Оптические характеристики вполне ожидаемые — объектив достаточно резок на всем диапазоне, но с серьезными хроматическими аберрациями встроенная электроника справляется не до конца; пространственные искажения на широком угле. Также стоит отметить резкое падение светосилы на длинном конце, которое мешает на полном серьезе приписывать XF1 к клану светосильных компактов.
Для съемки приближенных объектов необходимо включать макрорежим — в таком случае расстояние фокусировки на широком угле сокращается до трех сантиметров против пятидесяти в обычном режиме.
Автоматика на Fujifilm XF1 отличается полной свободой действий. Если все пустить на самотек, камера будет помогать делать приличные снимки в любых условиях, но ожидайте регулярного падения разрешения из-за активации различных EXR-улучшайзеров. Многие снимки вы получите не 12-мегапиксельного, а 6-мегапиксельного разрешения. Также чересчур активно автоматика реагирует на источники света и блики, стремясь придать им «звездный» вид; в каких-то ситуациях это может смотреться красиво, но точно не во всех. Решение Fujifilm сделать на подобном компакте кнопку «шедевр», тем не менее, предельно логично — и многих ее действия удовлетворят. Тем же, кому важно контролировать все при съемке, оставлены ручные и полуавтоматические режимы.
По замеру экспозиции никаких претензий к камере не возникло, все работает корректно. А вот с автоопределением баланса белого она справляется не всегда, особенно при свете ламп накаливания — этот грех присущ, правда, слишком многим, чтобы за него набрасываться на компакт.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 100
ISO 200
ISO 320
ISO 400
ISO 640
ISO 800
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2500
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
Диапазон доступной светочувствительности: от ISO 100 до ISO 12800. Но, по факту, 12-мегапиксельные снимки можно получить до ISO 3200 включительно. Выше, до ISO 6400 включительно, происходит двукратное уменьшение разрешения; на ISO 12800 мы получаем уже 3-мегапиксельные снимки; также недоступна съемка RAW на ISO выше 3200. В принципе, это вполне обосновано, серьезные шумы (либо падение детализации при активации шумодава) появляются уже на ISO 800, к ISO 3200 достигая уже неудобоваримых величин. Даже с объединением пикселей добиться четкой картинки на ISO 6400 у камеры не получается — мы видим очень «замыленную» картинку. Впрочем, для своего класса показатели достойные.
Мне понравилось фирменное шумоподавление, достаточно эффективное, чтобы смириться с его агрессией. Слева направо сверху вниз — снимки на ISO 1600 в порядке возрастания мощности шумодава (на левом верхнем снимке он отключен).
Камера ожидаемо для Fujifilm здорово работает с цветом. Детализация и динамический диапазон не блещут, но находятся на приемлемом для своего класса уровне; в плане матрицы соблюден баланс между количеством пикселов и их размером. Отмечу достаточно широкие для компакта возможности внутрикамерной обработки RAW.
Галерея снимков, сделанных на Fujifilm XF1:
Батарея
Комплектного для камеры литий-ионного аккумулятора NP-50 на 1000 мАч хватает примерно на 280—300 снимков, что соответствует заявленному ресурсу (по методике CIPA). Для карманной камеры показатель хороший.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru
Самая младшая модель в X-серии Fujifilm оказалась весьма достойна своих старших собратьев. Яркий дизайн, достаточно крупный качественный сенсор в сочетании с процессором EXR (как на модели X10), интересные идеи в плане управления. При этом цена совсем не кусается — за камеру просят в среднем 13—14 тысяч рублей.
Безусловно, к «просьюмерскому» сегменту камеру мешают отнести скудные возможности по подключению различных аксессуаров, неповоротный (и, в принципе, устаревший) экран, падение разрешения при съемке на высоких ISO, не самая светосильная по нашим временам на «длинном» конце оптика. Это камера не для тех, кто хочет получить максимум всего в компактном корпусе; ее покупателю придется мириться с некоторыми ограничениями. Она может стать хорошей второй камерой на каждый день (она чрезвычайно компактна), либо единственной камерой для любителей, которым важно не только то, как снимает камера, но и то, как она выглядит; при этом серьезных жертв в плане качества съемки и эргономики в угоду дизайну не принесено.