Стиль X-Pro1 традиционен для серии — это винтаж, стиль ушедших в прошлое дальномерных камер; камера очень похожа на X100, вплоть до почти аналогичного расположения органов управления (от X10 в этом плане она также отличается не сильно). Материалы — металл и резина, органы управления выполнены из пластика. Производятся все камеры X-серии в Японии.
Должен отметить, «хипстерский» взгляд больше цепляется за черно-серебристый корпус первенца серии, чем за чисто черные «тела» X-Pro1 или X10. Но это, конечно, вкусовщина. Новинка выглядит хорошо. Только надо отметить, что она еще крупнее той же X100, то есть это одна из самых габаритных беззеркалок на рынке, поспорить за это «первенство» с ней может разве что Panasonic GH2. Sony NEX-7 или Samsung NX200, также оснащенные матрицей формата APS-C, заметно меньше.
Зато на большой корпус можно уместить значительное число органов управления, что позволило это самое управление максимально оптимизировать. Из отличий от X100 отмечаю наличие быстрого меню (активируемого кнопкой Q), исчезнувшее кольцо вокруг навигационного джойстика (измененный интерфейс лишает в нем необходимости) и слегка изменившееся расположение кнопок.
Хват X-Pro1 стал более удобным, имеется небольшой выступ под правую руку; причем есть возможность еще увеличить этот выступ для максимально надежного хвата с помощью опциональной рукоятки.
Странно, что, несмотря на крупный корпус, не удалось развести резьбу для штатива и отсек для батареи и карты памяти по разным углам. В итоге заменить карту памяти на установленной на штатив камере становится невозможным. Для позиционирующейся как полупро- или даже про- камеры это существенная недоработка.
Экран новый, с разрешением теперь в 1 230 000 точек с антибликовой защитой, но по-прежнему не поворотный, что слегка разочаровывает. Видоискатель перенесен с X100, это тот самый гибридный оптически-электронный, для данной модели еще и доработанный — подстраивающийся под оптику. То есть при установке объективов с разным фокусным расстоянием в видоискатель поступает адекватная этим самым расстояниям картинка. Такое работает, правда, не всегда — для объектива на 60 мм, например, зона кадрирования выделяется рамкой на общей картинке. Могу сказать, что это не слишком удобно, с этим объективом хочется уйти от видоискателя к экрану.
Перейдем непосредственно к начинке Fujifilm X-Pro1. Тут есть, о чем рассказать. Главное — это совершенно новая, уникальная, матрица. Она называется X-Trans CMOS, обладает разрешением в 16,3 мегапикселей и отличается тем, что ей не требуется оптический низкочастотный фильтр. Цитирую: «компании Fujifilm удалось разработать новый цветовой фильтр на основе случайного расположения мелких зерен фотопленки, которые устраняют необходимость применения оптического низкочастотного фильтра, что решает, в свою очередь, проблему муара и искажения цветов. RGB фильтры расположены в матрице в случайном порядке 6х6 пикселей. Благодаря повышению степени случайности устраняется основная причина муара и искажения цветов, возникающая в обычных матрицах при съемке полос и других повторяющихся узоров. Наличие фильтров R, G и B в каждой вертикальной и горизонтальной серии пикселей минимизирует искажение цветов и обеспечивает более качественную цветопередачу». По первым ощущениям, цветопередача действительно впечатляющая — но я не буду делать никаких выводов до полноценного тестирования.
Другой важнейший аспект новой матрицы — резкость. Отказ от низкочастотного фильтра позволяет получить очень высокое попиксельное разрешение камеры, которое сравнивается разработчками с разрешением полнокадровых матриц. То есть X-Pro1 подается не просто как топовая беззеркалка, а как вполне рабочий конкурент профессиональным полнокадровым зеркалкам, вроде Canon EOS 5D Mark II или Nikon D700 (D800 с его почти среднеформатными 36-мегапикселами к этой компании лучше не причислять). Впечатляет, правда? Еще один повод сильно ждать полноценного обзора.
Разработан, само собой, и новый байонет X-Mount, характерный самым маленьким среди всех камер со сменной оптикой рабочий отрезок — 17,7 мм, что позволяет использовать с камерой максимально широкий парк сменной оптики. Переходные кольца уже запланированы к выпуску. Ну и резкость по краям изображения должна быть, в теории, оптимальной. Из деталей — имеется встроенная система очистки от пыли.
При этом отмечу, что разница между рабочим отрезком X-Pro1 и отрезком Sony NEX, например, составляет 0,3 мм. Так что сильно напирать на эту особенность я бы не стал.
Естественно, оснащается новинка и процессором EXR нового поколения, который должен обеспечивать максимально быструю работу камеры. На предсерийных и очень сырых сэмплах оценить это не вышло. Скорость работы не относится, кстати, к серийной съемке — камера способна делать только 3 кадра в секунду с максимальным разрешением.
Зато вышло оценить пару новых режимов работы.
На этом кадре можно видеть пример примененной мультиэкспозиции — X-Pro1 умеет накладывать одну картинку на другую. Причем делать это удобно, на дисплее (или в видоискателе, если задействован электронный или гибридный режим) отображается «тень» сделанного первого снимка, которую нужно наложить на следующую экспозицию.
А это — два свежих типа пленки, доступных для имитации: PRO Neg.Std и PRO Neg.Hi. Акцент на имитации пленки при отсутствии традиционных «творческих режимов» будет делаться на всех камерах X-серии, это должно подчеркнуть их особенность.
Оптика. На старте продаж системы X-Pro1 будут доступны три компактных и светосильных объектива с фиксированным фокусным расстоянием: XF18mmF2 R, XF 35mmF1.4 R и XF60mmF2.4 R Macro. Компактность достигается в том числе и за счет электронного управления всеми элементами оптики, в том числе и по внешнему виду аналоговыми, вроде кольца регулировки диафрагмы и фокусировки. Объективы действительно резкие и обладают приятным рисунком.
Уже скоро планируется выпуск еще двух объективов — в том числе и обладающих зумом (14 mm и 18-72 mm F4.0 IS).
Всего в ближайшие год-два планируется увеличить парк оптики до девяти пунктов (на следующий год запланированы 28 mm F2.8 (Pancake), 23 mm F2.0, 70-200 mm F4.0 IS, 12-24 mm F4.0 IS). Неприятный факт — встроенного в камеру стабилизатора нет, только, как видите, встроенные в некоторые объективы.
К сожалению, и сырость предсерийных образцов, и обстановка, доступная для съемки, не позволяет в достаточной степени судить о качестве съемки. Для первого знакомства с новинкой в этой статье есть несколько снимков на X-Pro1. Портреты, мультиэкспозиция, фотография объективов и выставленной на подиуме матрицы приведены ниже. Здесь еще несколько кадров:
Делать снимки в формате RAW не имело смысла, пока что их попросту не на чем смотреть — конструкция матрицы предполагает особенности в алгоритме цветовой обработки изображения, который пока не поддерживают общедоступные RAW-конвертеры. В ближайшем будущем, безусловно, научатся, но пока ситуация такова.
Ну и, наконец, самое животрепещущее — цена. Да, X-Pro1 — очень дорогая камера. Это одна из самых дорогих беззеркалок на рынке, дороже даже, чем Sony NEX-7 и Panasonic GH2. Стартовая цена — 59999 рублей. Объективы также обойдутся недешево: 18mm и 35mm в 23999 рублей, 60mm в 25999 рублей. То есть комплект «камера + объектив» выйдет в 84-86 тысяч рублей. Искать аналоги на рынке можете сами, это нетрудно.
В продажу X-Pro1 поступит в конце февраля.
К новой стильной камере логичным образом подготовлены стильные же аксессуары: про рукоятку я уже отметил выше, также будет доступна вспышка EF-X20, ультрафиолетовые фильтры под каждый объектив и кожаный чехол, имеющий скорее эстетическую, нежели функциональную, ценность. Он подходит под X-Pro1 с «блинчиками». Уже с объективом 60mm камера в чехол не поместится, что говорить о грядущих зумах.
Вместе с X-Pro1 на сегодняшней презентации была показана черная версия X100, доступная в ограниченной серии в 10000 экземпляров.
И напоследок — кажется, на этой модели останавливать развитие своих беззеркалок Fujifilm не планирует, и в ближайшее время можно от ведущей очень агрессивную политику японской компании ждать новых анонсов. В конце-концов, девять объективов для одной-единственной камеры — это чересчур.