Тенденция увеличивать габариты «третьих» NEX наряду с сохранением их младшего статуса (и продвижением серии NEX-5 как более компактных моделей) приказала долго жить — NEX-3N меньше и по габаритам, и по весу. Это и самая недорогая, и самая маленькая камера серии. Такое позиционирование выглядит более логичным, чем раньше — при выборе своего NEX, если вы решили остановиться именно на беззеркалке Sony, теперь придется учитывать меньше неизвестных, подбирая конкретную модель. Sony утверждает, что NEX-3N и вовсе самая легкая и маленькая беззеркалка с APS-C сенсором — но тут ей придется делить первенство с вышедшей чуть позже Samsung NX2000, не самой компактной из-за крупного экрана, но более легкой камерой.
В остальном Sony NEX-3N — классический пример камеры начального уровня. Она лишена упомянутых выше применительно к NEX-6 видоискателя, гибридного автофокуса, селектора режимов; к тому же тут нет какого-либо аксессуарного разъема (вспышка — встроенная), беспроводных модулей. Схема управления — с минимальным числом активных элементов (нет функциональной клавиши и даже фирменного селекторного диска наверху), но при этом с язычком электронного зума, ставшим актуальным с появлением power zoom объективов в линейке под байонет E. Максимальное упрощение. Расчет в первую очередь на потребителей, рассматривающих эту модель как альтернативу компакту либо как свою первую камеру.
Основные характеристики
- Матрица: тип APS-C (23,5 x 15,6 мм; кроп — 1,5), Exmor APS HD CMOS с фильтрами основных цветов RGB; эффективное разрешение — 16,1 Мп
- Байонет: Sony тип E. Совместимость с объективами на байонет A через переходник (с ручной фокусировкой или автофокусом, есть две модели)
- Защита от пыли: покрытие оптического фильтра и механизм ультразвуковых колебаний
- Размер снимков: до 4912 X 3264
- Формат снимков: JPEG (DCF вер. 2.0, Exif версии 2.3, совместимость с MPF Baseline), RAW (формат Sony ARW 2.3)
- Соотношение сторон: 3:2, 16:9
- Режим Sweep Panorama, разрешение до 12416 x 1856
- Видео: 1920 x 1080 (50i, 24Мбит/с, FX) (матрица — 25 кадров/с ), 1920 x 1080 (запись 50i, матрица — 25 кадров/с/средний битрейт 17 Мбит/с), 1920 x 1080 (25p, 24 Мбит/с, FX), 1920 x 1080 (25p, 17 Мбит/c, FH) — AVCHD; 1440 x 1080 (25 кадров/с, 12 Мбит/с), VGA (640 x 480, 30 кадров/с 3 Мбит/с) — MP4
- Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB
- Светочувствительность: от 200 до 25600 ISO; Auto ISO
- ЖК-дисплей: TFT, диагональ 3'', поворотный, общее число точек 460 800
- Видоискатель: нет
- Максимальная скорость серийной съемки: 2,5 кадров/c
- Фокусировка: контрастная; 25 точек; многоточечная, центровзвешенная, универсальная точечная, ручная. Режимы автофокуса — покадровый и непрерывный
- Тип экспонометрии: 1200-зональный оценочный, замер матрицей
- Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная
- Экспокоррекция: +/-3,0 EV при шаге 1/3 EV
- Брекетинг по экспозиции: непрерывный, 3 кадра с шагом от 0,3 до 3,0 EV
- Затвор: контролируемый электроникой, вертикального хода, шторно-щелевого типа
- Диапазон выдержек: от 1/4000 до 30 с, выдержка с руки
- Баланс белого: авто, дневной свет, тень, облачно, люминесцентный, свет лампы накаливания, вспышка; гибкая настройка пользователем
- Режимы экспозиции: iAuto, iAuto+, Программируемая автоэкспозиция (P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M), сценические, панорама
- Сюжеты: портрет, пейзаж, макро, спорт, закат, ночной портрет, ночной пейзаж, съемка с рук при недостаточном освещении, устранение размытого движения
- Художественные стили: стандартный, яркий, портрет, пейзаж, закат, ч/б, контраст, насыщенность, резкость
- Спецэффекты изображения: взрывной цвет, ретро, яркий тон, высококонтрастный монохромный, насыщенный монохромный, мягкий фокус, игрушечная камера, HDR-живопись, миниатюра, мягкие светлые тона, постеризация, частичный цвет (красный, желтый, синий, зеленый)
- Динамический диапазон: выкл., D-Range Optimiser (Авто, LV 1-5), Auto HDR (автоэкспозиция, настраиваемая экспозиция: до 6 EV, от 1,0 EV до 6 EV с шагом 1 EV)
- Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC
- Вспышка: встроенная, ведущее число (при ISO 100) — 6, система замера вспышки — TTL с предвспышкой, компенсация вспышки — +/-2.0 EV (с шагом 1/3 EV), время перезарядки — около 3 с; синхронизация — 1/160 с
- Интерфейсы: microUSB, microHDMI
Средняя цена в Москве за аппарат без объектива в комплекте — в районе 16 000 рублей, за аппарат с объективом 16—50 мм power zoom — 18 100 рублей, за комплект с объективами 16—50 мм power zoom и 55—210 мм — 23 100 рублей.
Дизайн и конструкция
Sony NEX-3N, при узнаваемом серийном стиле в целом, имеет ряд отличительных черт. В первую очередь, это отсутствие крупного, вписанного в «архитектуру» корпуса выступа под правую руку, замененного небольшим наплывом из рельефного пластика. Также камера тоньше, а верхняя панель смотрится легче за счет отсутствия того самого навигационного диска. У нас на тесте была версия с корпусом белого цвета — выглядит она отлично, привлекает внимание своей свежестью, но при этом материал не слишком интересный, недорогой глянцевый пластик.
Такой же материал применен и в розовой версии (да, есть и такая), а вот черная отличается чуть более солидным исполнением, хотя корпус также облицован пластиком.
Габариты — 109,9 х 62 х 34,6, вес — 269 граммов с учетом батареи и карты памяти. Камера действительно очень компактна и легка. Для сравнения выше можно увидеть ее на фото рядом с Panasonic Lumix GF6, оснащенной более мелкой матрицей, но при этом чуть более крупной (по толщине) и заметно более тяжелой. Камеры системы Micro Four Thirds при этом, конечно, выигрывают в размерах оптики за счет более мелкого относительного отверстия. Даже комплектный power zoom объектив 16— 50 мм смотрится относительно громоздко — при этом оставаясь самым компактным решением для NEX за исключением оптики с фиксированным фокусным расстоянием.
В руке NEX-3N лежит весьма неплохо, нескользкого наплыва на правой стороне хватает, чтобы обеспечить приличное сцепление с рукой, сзади есть и резиновая площадка для большого пальца. На мой взгляд, подобная эргономика даже лучше классической для NEX с крупным выступом — в том случае мне, например, зазор между выступом и объективом кажется слишком маленьким.
Функциональные элементы. На лицевой панели находится байонет SonyE с кнопкой высвобождения объектива и лампа подсветки автофокуса.
На правом ребре есть только проушина для наплечного ремня. На левом ребре располагаются интерфейсы USB, HDMI и слот под карту памяти, скрытые под единой крышкой (отмечаем нестандартное расположение слота для карты памяти, он перенесен сюда в целях экономии толщины), а также еще одна проушина.
Верхняя панель: выскакивающая вертикально вспышка, стереомикрофон, кнопка воспроизведения снимков, кнопка спуска с язычком зуммирования и язычком выключателя.
На нижней панели расположен отсек для батареи, динамик и отстоящая от батарейного отсека достаточно далеко штативная резьба.
Тыльная панель: большой экран, посаженный на шарнир, обеспечивающий ему возможность поворачиваться на 180 градусов в вертикальной плоскости, механическая кнопка активации вспышки, кнопка видеозаписи, две софт-клавиши, пятипозиционная навигационная клавиша, окантованная поворотным диском.
Качество сборки не слишком высокое — заметны неаккуратные стыки в облицовке, также вызывает вопросы не слишком удачное крепление некоторых элементов управления, особенно кнопки активации вспышки, совершенно лишенной отзывчивости. Сборка осуществляется в Таиланде.
Интерфейс и управление
Про схему управления частично уже сказано выше. Она предельно упрощена даже по сравнению с довольно скупыми на аналоговые органы управления другими моделями серии NEX. Отсутствует верхнее селекторное колесо, нет дополнительных функциональных клавиш. С учетом того, что и быстрого меню в «рационе» NEX-3N нет, придется очень часто обращаться к основному меню, что, конечно, не слишком удобно. Вынесенных на навигационную клавишу настроек явно недостаточно для быстрого управления камерой. Но есть и элемент, наличие которого можно счесть и неожиданным, и радостным, — речь о язычке электронного зума, расположенном в районе кнопки спуска. Эту функцию он выполняет при использовании power zoom оптики; в ином случае он используется только для зуммирования фотографий при воспроизведении, повесить на него другие функции при эксплуатации объектива с ручным зумом или фиксированным фокусным расстоянием нельзя. Расположение кнопок вполне удовлетворительное (несмотря на отсутствие наклона, кнопка спуска оказывается под указательным пальцем), за исключением не слишком удачно размещенной кнопки видеозаписи. В принципе, привыкнуть к управлению NEX-3N можно, но необходимость слишком часто заглядывать в основное меню не слишком радует.
Само меню организовано точно так же, как и на прошлых камерах серии: шесть иконок на главном экране, вертикальные списки в каждом подменю. Приятные шрифты, привычная графика, достойная русификация, активные софт-клавиши, перемещение с помощью навигационного колеса. Нижняя софт-клавиша активирует подсказки, доступные в большинстве меню.
На экран в единственном доступном для съемки режиме Live View можно выводить параметры съемки в самых разных вариантах, сетку. Виртуальный горизонт недоступен, гироскоп в младшую модель встраивать не стали; нет и встроенной гистограммы. В автоматическом режиме при нажатии нижней части навигационной клавиши срабатывает переход в меню творческих настроек.
Экран также установлен более простой, чем на старших моделях: TFT, 3 дюйма, разрешение 460 800 точек. Достаточно высокая яркость и неплохая цветопередача позволяют относительно комфортно работать с камерой. С прямыми солнечными лучами, ослепляющими экран, помогает справиться поворотный механизм — дисплей можно поворачивать на 180 градусов в вертикальной плоскости. В предельном положении автоматически активируется трехсекундный таймер, а также делается пара кадров — это помогает делать автопортреты; те, кому эта функция кажется лишней, могут ее отключить.
Видоискателя нет, и никакой возможности установить его опционально также не предусмотрено.
Функциональность
Sony NEX-3N, при всех своих ограничениях в остальных аспектах, оснащена обычной для всей линейки (за исключением флагманской NEX-7) матрицей APS-C разрешением 16,1 Мп. Если сравнивать с той же NEX-6, она просто лишена фазовых датчиков автофокуса — в остальном это тот же самый сенсор, что касается непосредственно фотографических характеристик.
Не видно проблем у NEX-3N и с оперативностью, пока дело не касается серийной съемки. Камера включается за секунду (если не считать времени, которое тратится в данном случае на активацию power zoom оптики), не испытывает проблем с обработкой снимков (в том числе при накладывании фильтров и склейке панорам/HDR), минимален лаг затвора.
Но с серийной съемкой у камеры серьезные проблемы — более чем на 2,5 кадра в секунду ни в каком из режимов рассчитывать нельзя. В компании с крохотным буфером обмена (до 9 кадров JPEG, до 5 RAW и до 4 RAW+JPEG) это производит достаточно печальное впечатление. Именно в плане серийной съемки мы видим одно из главных ограничений NEX-3N в сравнении со старшими моделями.
Автофокус контрастный, с 25 точками, покрывающими почти всю область кадра. Работает он не слишком быстро по современным меркам, уступая многим «контрастным» конкурентам (например, последним поколениям Panasonic и Olympus), а также моделям с гибридным автофокусом (тут выделяется Nikon и собственные старшие модели Sony). Фокус «плавает», прежде чем навестись на резкость, замедляя работу. Что в сочетании с низкой скоростью серийной съемки не способствует созданию имиджа камеры, пригодной для репортажа (даже на любительском уровне). По точности фокусировки также есть претензии — хотя часть из них можно списать на далеко не самую цепкую оптику. Есть следящая фокусировка. В качестве помощи ручной фокусировке используется увеличение зоны фокусировки; на фокусировку можно «повесить» переднее кольцо объектива, которое в ином случае можно использовать для зуммирования.
Камера не оснащена встроенным стабилизатором, что компенсируется большим парком оптики со встроенной стабилизацией.
Встроенная (и единственная доступная) вспышка стандартна (ведущее число — 6, время синхронизации — 1/160 с), хотя по сравнению с прошлым поколением, имеющим место на NEX-6, сокращено время перезарядки с четырех до трех секунд. Радует возможность отклонять вспышку назад для направления светового потока вертикально вверх. В таком случае необходимо, правда, придерживать ее пальцем.
Режимы работы: P/A/S/M, два автоматических режима (iAuto и iAuto+, они отличаются наличием/отсутствием пользовательских настроек), сюжетные режимы и панорама. Ничего необычного — творческие фильтры включаются через меню в других режимах, съемка видео активируется вынесенной кнопкой в фоторежимах. Переключение между режимами производится через специальное меню, как и в других камерах NEX, кроме NEX-6.
Доступен двукратный цифровой зум за счет кропа, он активируется автоматически при достижении верхней границы оптического без всякой паузы, из-за чего несколько раздражает при работе с камерой. Он неотключаемый, но не работает с телеобъективами.
Творческие фильтры стандартны для Sony: тот же привычный набор из 12 настраиваемых фильтров, достаточно удачно реализованных. Примеры их применения можно увидеть выше. Есть также «творческие стили», представляющие собой различные цветовые профили.
Камера умеет автоматически и весьма быстро склеивать 180-градусные панорамы. При этом поддержки 3D-панорам уже нет, Sony от этого окончательно отказалась.
Остальные программные возможности также хорошо знакомы по современным камерам Sony: Auto HDR, отличная программная подгонка динамического диапазона (Dynamic Range Optimizer), борьба с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров. Можно сглаживать дефекты кожи включением режима «Soft Skin», автоматически кадрировать портрет и автопортрет (далеко не всегда корректно). Есть брекетинг по экспозиции, балансу белого.
Беспроводной функциональности NEX-3N, как младшая камера в семействе, лишена.
Видео. Здесь у NEX-3N все на современном уровне: съемка FullHD-видео в форматах AVCHD или MP4, поддержка 50 кадров в секунду с чересстрочной разверткой (либо 25 кадров в секунду с прогрессивной), битрейт 17 Мбит на максимальном разрешении, либо 24 Мбит при съемке 1280 х 720. Поддерживаются ручные настройки, творческие фильтры (при их заблаговременном выставлении в меню), прямо в процессе съемки можно активировать следящий автофокус. Есть стереозвук. Качество съемки очень неплохое, для любительских нужд мне оно кажется вполне достаточным.
Качество съемки
Sony NEX-3N в целях экономии габаритов оснащается в версии kit объективом E PZ 16—50 мм F3,5—5,6 OSS с электронным зумом, который своими размерами куда ближе к объективам с фиксированным фокусным расстоянием, нежели к классической зум-оптике. Учитывая, что на камерах начального уровня оптику меняют весьма нечасто, все тестирование проводилось исключительно с этим объективом. Есть и второй вариант kit-поставки — со вторым комплектным телеобъективом 55—200 мм — доступным с момента запуска серии NEX и уже очень хорошо знакомым.
E PZ 16—50 мм мы тоже уже пробовали в деле, вместе с NEX-6. С тех пор, собственно, ничего не изменилось — это достаточно слабая оптика, примечательная в первую очередь своими размерами. Плюсы: неплохая резкость в том числе и на открытой диафрагме, в целом приличный рисунок, стабилизатор. Минусы: не очень удачная по исполнению конструкция (кольцо зуммирования вращается слишком свободно, рычажок в неудачном месте, есть общее ощущение хлипкости), не самый быстрый и цепкий фокус. Плюс естественные для подобной системы объективов проблемы с забивающейся под выдвигающийся «хобот» пылью. Проблемы с виньетированием снимаются хорошей программной обработкой (которая позволяет справиться и с хроматическими аберрациями, но не выправляет геометрические искажения, естественным образом возникающие на широком угле). Подобная оптика для системы Micro Four Thirds от Olympus и Panasonic производит куда более приятное впечатление — но и стоит дороже.
Автоматические режимы оставляют хорошее впечатление — есть и небольшое пространство для маневра (можно подрихтовать размытие, приоритеты по цветам, добавить творческий фильтр), и успешная работа автоматики с экспозицией. Автоматика предпочитает задирать светочувствительность (ставя себе границу в ISO 6400), нежели удлинять выдержку, что для камеры без встроенного стабилизатора и с достаточно светочувствительной матрицей логично. Баланс белого отрабатывается неплохо, но не слишком стабильно — в условиях сложного освещения бывают ошибки, которые видны, например, в приложенной ниже тестовой галерее ISO.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
Матрица хорошо знакома по прошлым NEX — и знакома в плане светочувствительности с лучшей стороны. Рабочим можно назвать диапазон вплоть до ISO 3200, чем мало кто из беззеркального класса может похвастать (на равных конкурирует с Sony в этом плане только Fujifilm). На ISO 6400 также можно получить снимки приемлемого качества. Но несколько расстраивает высокий нижний порог светочувствительности (ISO 200).
Шумоподавление на NEX-3N неотключаемое, можно только настроить его активность — низкая (на левом снимке) и нормальная (на правом). Шумодав достаточно активный, но скорее эффективный, нежели вредный в плане своего воздействия на качество снимка.
По цветопередаче и детализации к снимкам, сделанным на NEX-3N, нет никаких вопросов. При активации Dynamic Range Optimizer кардинально улучшается программными методами и динамический диапазон (по умолчанию — не самая сильная сторона сенсора). По чистому качеству снимков, обеспечиваемому матрицей (без учета используемой оптики), NEX-3N может считаться, пожалуй, лучшим предложением в своей ценовой категории.
Галерея снимков, сделанных на Sony NEX-3N:
Батарея
Sony NEX-3N комплектуется знакомой батареей NP-FW50 емкостью 1080 мАч. Ее хватает этой камере примерно на 400—420 снимков, что можно назвать хорошим результатом для беззеркального класса, показателем выше среднего.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru
Маркетинговое стремление Sony максимально разграничить все свои NEX по статусу сыграло NEX-3N не на руку. Мы имеем дело с очень недорогой камерой, интересной в первую очередь качеством выдаваемой за счет отличного фирменного сенсора картинки. По малошумности и детализации снимков с NEX-3N в этом классе «до 25 тысяч рублей» другим беззеркалкам поспорить тяжело, на равных она держится и с доступными по этой цене зеркалками (Nikon D3200 и Sony SLT-A37, оснащенной подобной матрицей), заметно превосходя Canon EOS 1100D. Плюс к этому NEX-3N, если брать в расчет только габариты корпуса, действительно компактна. Эта компактность, конечно, сильно скрадывается вынужденно крупной (из-за размера матрицы) оптикой, но в комплекте с фиксом или тем самым power zoom объективом разницы с камерами Micro Four Thirds или Nikon 1 практически нет.
Но NEX-3N недаром позиционируется как камера начального уровня — здесь искусственно порезаны очень многие характеристики: скорость съемки 2,5 кадра в секунду, минимальное число аналоговых элементов управления, отсутствие аксессуарных разъемов (что ведет к невозможности подключить видоискатель), отсутствие поддержки беспроводных соединений, довольно слабый автофокус. Слишком много компромиссов — это мешает назвать модель NEX-3N оптимальной покупкой.
Если же вас не интересует скорость работы и дополнительные возможности камеры, а также не смущает не очень качественная комплектная оптика Sony под байонет E, традиционное слабое звено линейки, и вы хотите получить максимальное качество съемки за относительно небольшие деньги — эта камера выглядит хорошим вариантом для приобретения.