Как может быть: «Если развитие криптовалют пойдёт по плохому сценарию, ключевая мера, которая может быть принята в России — блокировка на уровне Роскомнадзора», — рассказывает Алексей Королюк, генеральный директор хостинг-провайдера REG.RU.
Федеральная налоговая служба как компетентная организация может признать все элементы инфраструктуры криптовалют запрещенными. Роскомнадзор — как исполнительный орган — будет блокировать сайты ICO, криптовалютных бирж и так далее.
«Можно будет уверенно сказать, что в нашей стране криптовалютный рынок исчезнет, — констатирует Королюк. — А те, кто им занимался, пойдут на свободные рынки [в другие страны], где подобные истории легитимны. Яркий пример — проект МММ. Он был разрешен в России [в 90-е], потом его резко не стало. Примерно через 10 лет Мавроди запустил подобные проекты в Африке и Азии».
Как сейчас: Блокировки тоже есть, но выборочные, а не массовые. Например, на основании судебного решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга в прошлом году Роскомнадзор блокировал сайт биржи EXMO. После этого в реестр запрещенных сайтов включили русскоязычную биржу BTC-e (сейчас закрыта), а еще LocalBitcoins и другие ресурсы.
Большинство сайтов, посвященных цифровому золоту, работают без ограничений. Логика простая: что не запрещено — то разрешено.
Как может быть: Государство не решится отдать в руки граждан контроль за богатством, прогнозирует Александр Китченко, член Bitcoin Foundation. Криптоэнтузиасты, в принципе, ожидали запретов еще до бума крипты в 2017 году. Такова специфика рынка. Сейчас многие страны, не только Россия, пытаются осознать, как действовать в условиях новой экономики. А запретить — всегда самое простое решение.
Однако даже с вечным баном цифровые деньги не перестанут быть интересны людям. Уже есть сложившаяся культура со своим коммьюнити, и чем дальше, тем она крепче. В итоге многие владельцы крипты уйдут на черный рынок, а монеты, естественно, потеряют в цене. Поменять или купить их можно будет только в даркнете.
Сама технология благодаря децентрализации продолжит развиваться, уверен Китченко. Хорошая новость, кажется, только в том, что о криптовалютах перестанут кричать из каждого утюга.
Как сейчас: пока криптовалюты не запрещены, в их отношении нет действующих ограничений. Но Минфин уже подготовил законопроект, который должен будет вступить в силу этой осенью. По условиям документа, монетами нельзя будет расплачиваться за товары и услуги, их можно будет использовать только для обмена на другие криптовалюты или на фиатные деньги.
Как может быть: биткоин, эфириум и другие криптовалюты «упрутся» в закон. Единственной легальной криптовалютой будет крипторубль, операции с которым власти смогут легко контролировать.
«В этом случае Россия лишится больших притоков капиталов из других стран, ведь сейчас с помощью ICO и продажи токенов в российские блокчейн-стартапы приходят инвестиции из Азии и Европы, — рассуждает Олег Сейдак, CEO фонда Blackmoon. — Если токенсэйлы запретят, это ударит по малому бизнесу и развитию инноваций».
Как сейчас: Госкриптовалюты не существует, однако власти о ней подумывают. Крипторубль может появиться в 2019 году. Пока неясно, для каких задач он будет нужен — возможно, для иностранных инвестиций в криптовалюте, возможно — для борьбы с коррупцией (все расходы чиновников будут записаны в блокчейне).
Что касается ICO (размещение монет-токенов), оно в России не запрещено, как и криптовалюты. Но власти не устают повторять, что «подобные инвестиции — высокий риск», от которого россиян стоит обезопасить. Тот же Минфин в законопроекте предлагает ограничить сумму вложения в ICO до 50 000 рублей для тех, кто не является квалифицированным инвестором. Ну, и выпускать токены сможет не абы кто, а только аккредитованные организации.
Как может быть: Транзакции с криптовалютой приравняют к операциям по легализации преступных доходов и финансированию терроризма, думает Владимир Анников, советник президента Европейской Юридической Службы по цифровым рынкам. То есть что-то вроде отмывания денег, за которое можно получить до семи лет тюрьмы (если речь об особо крупных суммах).
«Краудфандинг в форме ICO назовут организацией финансовой пирамиды. Это — шесть лет лишения свободы. Участников процесса причислят к организованному сообществу нарушителей», — говорит Анников.
А уж с биржами и обменниками еще больше вариантов, их можно подвести под мошенничество (штраф или лишение свободы до двух лет), мошенничество в особо крупных размерах (штраф до 500 000 рублей, лишение свободы до пяти лет) и так далее.
Как сейчас: формально использовать криптовалюты в России пока можно, но не в преступных целях. Отмывание денег, продажа оружия/наркотиков, уклонение от уплаты налогов — все это статьи уголовного характера.
По закону, единственным официальным платежным средством в стране остается рубль. Однако на практике криптовалютами можно платить там, где бизнесмены отдают налоги с операций с криптой. За товары кооператива LavkaLavka, например, можно расплачиваться биокоинами. Прокуратура уже не раз проверяла компанию, но не нашла нарушений.
Правда, все может в корне измениться. В марте заместитель главы Минфина Алексей Моисеев рассказал о планах ввести уголовную ответственность за использование денежных суррогатов, под которые подпадают и криптовалюты. Срок ограничения свободы может доходить до четырех лет.
Что станет со страной, если все эти пункты сбудутся?
«Если все это произойдет только в России, самый очевидный вариант развития событий — отток криптовалютного капитала, майнеров и экспертов в области блокчейна, криптовалют, — объясняет Денис Данилов, основатель инвестиционного фонда Stocks and Tokens. — Развитие рынка практически остановится. Люди просто уедут туда, где нет таких законов».
Как итог — экономика России потеряет несколько триллионов долларов. «Пока весь мир будет развивать новые технологии, мы будем стоять на месте», — резюмирует Данилов. Кстати, экономика уже лишилась $1-1,5 млрд из-за долгой легализации ICO, писал «Коммерсантъ». Проекты попросту ушли в другие юрисдикции, где законы уже есть и удобны.
Читайте также: