Зачем туда вообще лететь?
Нет, серьёзно. Какой смысл лететь на Луну, если не ради победы в «холодной войне» и не ради доказательства собственного превосходства? Современные проблемы землян требуют современных решений, но привычных для Земли нефти и угля на Луне, к сожалению, нет. Зато есть много другого. Из уже известных полезных ископаемых в лунном грунте на глубине нескольких метров обнаружены залежи алюминиевых руд, магния, серы, натрия, калия и даже титана. Всё это, как отмечают специалисты в области геологической разведки, легко извлекать и добыча не требует дорогостоящих затрат на взрывные работы и другой подготовки, которая обычно требуется на Земле.
Подобная информация не дает спокойно спать владельцам сырьевых и энергетических компаний. Последние мечтают о Луне лет 45. Ключевым средством для прорыва в области термоядерной энергетики может стать гелий-3 — редкий изотоп гелия, получить который в достаточных количествах на Земле практически невозможно. Однако тут важно понимать, что добраться до лунных залежей без космических компаний эти самые гиганты не смогут. А в мире не так много специалистов в этом направлении, и их услуги и продукты стоят целое состояние.
Кто тут главный по Луне?
Когда закончилась «холодная война», о Луне как-то тихо забыли. Промежуточным итогом стало то, что американцы смогли превзойти не только самих себя, но и гения мировой космонавтики, одного из идеологов лунной программы, Сергея Королёва. В СССР хоть и мыслили масштабно, но дальше разработки и пробных пусков лунной ракеты Н1 дело так и не зашло. Хотя непосредственно к колонизации Луны советские спецы были готовы лучше своих американских коллег. Кроме опыта в строительстве ракет, была спроектирована и создана в миниатюре лунная база «Звезда». Её моделировали с учётом арктических технологий, но по известным и секретным причинам не случилось не только её строительства, но и советского полёта на Луну вообще.
Понятно, что идею никто не забывал, хотя вновь «замахнуться» на Луну стало крайне непросто. Свои планы по освоению спутника давно озвучили американцы. Делятся амбициями и в «Роскосмосе». Если верить заявлению компании, то строительством объектов для ПМЖ космонавтов будет заниматься НПО им. С.А. Лавочкина. Для наиболее быстрого возведения объектов хотят задействовать промышленный 3D-принтер с зеркалами-концентраторами солнечной энергии, который будут заправлять тем самым реголитом — лунным грунтом.
В «Роскосмосе» обещают реализовать программу в рамках третьего этапа освоения Луны. Дедлайн — 2040-й год. И всё бы ничего, но к планам российского космического агентства есть несколько вопросов. Во-первых, в России нет приличных тяжёлых и сверхтяжёлых ракет. Работы в этом направлении пока не идут по плану даже номинально: «Ангара-А5», которую должны были запустить пять раз, слетала за пределы Земли лишь однажды, в 2014 году.
С ракетой «Енисей», основной для российской лунной программы, ситуация ещё сложнее. Сроки её разработки, по некоторым данным, могут быть существенно сдвинуты вдаль, и в итоге Россия рискует не попасть на Луну вплоть до 2050-х годов.
В-третьих, российские энергетические гиганты, которые могли бы частично профинансировать весь лунный «банкет», не то чтобы очень хотят заниматься чем-то за пределами Земли. Вообще, это относительно здравое рассуждение не только российских, а вообще всех мировых «сырьевиков», и основано оно на одном обстоятельстве — туманная перспектива и миллиарды долларов инвестиций могут не окупиться, а терять деньги по собственной инициативе никто не хочет.
Зачем Луна, если денег нет?
Потому что заниматься ею будут те, у кого деньги есть. Казалось бы, это очевидно, но тратить состояния на освоение единственного спутника Земли могут только те, кто изначально понимает всю ценность космического пространства и объектов, его населяющих. Первым о планах появиться на Луне заявил американский миллиардер Илон Маск. Его SpaceX — это в каком-то смысле конструкторское бюро Сергея Королёва, только без вечных дедлайнов и страхов разгневать начальство. На финишную прямую вышли испытания ракеты Starhopper: уже провели три попытки запустить аппарат. Два запуска закончились неудачей, но с третьего раза Starhopper на пару десятков секунд поднялся на высоту около 20 метров, а затем опустился на землю.
До конца 2020 года состоится первый пробный пуск.
При этом ракета, создаваемая в рамках проекта BFR (Big Falcon Rocket), заменит собой вообще все транспортные системы компании и будет применяться как для земных проектов, например, для запуска военных и гражданских спутников, а также станет основным средством для колонизации ближайших миров. И хотя Илон Маск не раз говорил, что ракета сможет применяться для межзвёздных перелётов, ближайшая цель — именно колонизация Луны и Марса.
В беседе с Hi-Tech.Mail.ru историк космонавтики Антон Первушин сказал: «Вне зависимости от того, какая из стратегий космической экспансии будет выбрана в дальнейшем — экспедиция на Марс или освоение ресурсов сближающихся астероидов, создание системы планетарной защиты или больших орбитальных колоний, Луна станет базой для развертывания соответствующей инфраструктуры. На ней сначала развернут и испытают необходимые технологии, закрепят опыт их применения, и лишь потом человечество сможет двигаться дальше».
В ближайшее время Луна станет полигоном для испытаний наиболее передовых технологий, которые могут понадобиться человечеству «на дальних рубежах».
«Заработал, развёлся, покоряет космос»
Джеффа Безоса, основателя онлайн-магазина Amazon и самого богатого человека, почти всегда обсуждают лишь через призму заработанных им денег. Однако именно он, если верить последним новостям с «космических полей», может подвинуть не только Илона Маска, но и «Роскосмос» целиком на ниве освоения Луны. Не исключено, что именно с его помощью на Луну своё возвращение планирует и NASA.
Кстати, NASA в качестве ключевого игрока не упоминается сознательно. Его проблемы ещё серьёзнее, чем у «Роскосмоса». Если российская промышленность пусть медленно, но верно, развивает тяжёлые и сверхтяжёлые транспортные системы, программа NASA под названием SLS пока поставлена на паузу. И первые старты космического корабля Orion могут быть проведены именно с помощью ракет-носителей, созданных в компании Blue Origin — такой же частной космической компании, как и SpaceX.
Тяжёлая ракета New Glenn, если верить планам Blue Origin, должна взлететь в 2020 году. Тогда же эксперты ожидают начала полномасштабной лунной гонки.
А где все остальные?
Индия и Китай — два последних крупных участника лунной гонки, которых тоже не стоит списывать со счетов. Их объединяет одно — огромные бюджеты на освоение космоса и почти полное отсутствие опыта в деле завоевания Луны. Индия и Китай находятся на начальной стадии развития своих космических программ. Первая в 2019 году запускает лишь автоматическую лунную станцию, второй смог лишь успешно посадить аппарат на обратной стороне Луны. Почти всё из этого списка СССР и США прошли еще в период «холодной войны», однако сбрасывать со счетов ближайших соседей с самым быстрорастущим населением и экономикой не стоит.
И в Индии, и в КНР хорошо понимают, что заявляться на участие в лунной гонке нужно именно сейчас. Именно по этой причине (пока ещё) не особенно космические державы наращивают темпы разработки ключевых проектов. Китайцы, например, вообще сделали то, чего не смогли ни в СССР, ни в США — сумели наладить нормальную навигацию и связь для космических аппаратов на обратной стороне Луны.
Именно по этой причине нет чёткого ответа на вопрос о том, кто первым поселится на Луне. Оба подхода — и американо-российский, и индо-китайский, имеют критические недостатки. Теоретически, проблему можно было бы решить объединением усилий и создании общего проекта, но пока к такому шагу ни один из участников лунной гонки не готов.
Это тоже интересно: