Как тебе такое? Смогут ли США полететь в космос без России

Тлеющий конфликт между Америкой и Россией вышел на новый уровень. Через несколько лет даже о совместных космических проектах придется забыть. Объясняем, почему это плохо для всех.
Что произошло?
Альтернативы России
Работа собственными силами
Космическая гонка
Что произошло?
Альтернативы России
Работа собственными силами
Космическая гонка
Ещё

Что произошло?

Пентагон внёс Россию, Иран, Китай, КНДР, Сирию и Судан в список стран, совместные космические проекты с которыми запрещаются с 31 декабря 2022 года.

То есть власти США намерены запретить использование стартовых комплексов и планируют отказаться от совместной разработки спутников с государствами, указанными в списке.

США ищут альтернативы России

МКС 11 июня 2008. Фото: NASA / Wikipedia
МКС 11 июня 2008. Фото: NASA / Wikipedia

Россия всегда была ключевым игроком на рынке пусковых и космических услуг. «Роскосмос» зарабатывал серьезные деньги на космических пусках как для обслуживания МКС, так и для других гражданских программ. Даже единичный проект в таком направлении — вывод на орбиту трёх-четырёх спутников, стоит $200 млн. И это только за пусковые услуги. Строительство инфраструктуры, разработка спутников могут принести российским предприятиям примерно половину от этой суммы.

После появления на рынке пусковых услуг Илона Маска и его SpaceX дела у «Роскосмоса» пошли плохо. Коммерческих заказов на вывод полезной нагрузки всё меньше, да и спрос на российские спутники у зарубежных заказчиков единичный — потенциальных клиентов пугает высокая аварийность российских ракет и не вполне приемлемая надёжность космических аппаратов.

Другим стратегическим направлением долгое время оставались ракетные двигатели РД-180 — надёжные как швейцарские часы ракетные двигатели. Правда, их после нескольких лет производства, под давлением Конгресса американцы перестали покупать. Однако тогда здравый смысл восторжествовал — американских двигателей для американских же ракет Atlas V создать не смогли, и решение об отказе от закупки РД-180 почти сразу было отменено.

Американскими корпорациям с российскими производителями приходилось постоянно договариваться. Руководство NASA было не в восторге от того, что к МКС астронавтов приходится возить на российских «Союзах» — потребность в российских ракетах при отсутствии собственных успехов могла перерасти в настоящую зависимость.

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США). Фото: NASA / Wikipedia
Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США). Фото: NASA / Wikipedia

Альтернативы у США не было, и руководители крупных ведомств долгое время были вынуждены улыбаться и говорить о совместных космических проектах. Теперь американцы, кажется, готовы резать по живому.

Работа собственными силами

Отказ США от сотрудничества с Россией и другими странами легко объяснить — американцам остро требуется самостоятельность в космосе, и добиться её нужно любой ценой.

Ситуация с пусковыми услугами — калька истории вокруг комплексов ПВО С-400 и Турции. Именно эти системы ПВО стали причиной ссоры США с ключевыми партнёрами: российские комплексы признали «небезопасными» для систем НАТО, а за любую попытку их купить американцы начали угрожать отказом от сотрудничества и санкциями. Схема работает как часы: сначала угрозы, потом ультиматум, потом угрозы всем потенциальным клиентам за саму мысль о сотрудничестве с Россией. Схема типичная, и Пентагон решает несколько ключевых для государства задач, хотя попутно усложняет жизнь американской промышленности.

ПВО С-400 «Триумф». Фото: Кузьмин / Wikipedia
ПВО С-400 «Триумф». Фото: Кузьмин / Wikipedia

В документ, опубликованный Министерством обороны США, включены пусковые услуги, использование спутников, разработанных в «недружественных Америке» странах и анонс полного запрета на будущие космические программы.

Таким решением Пентагон (а не NASA) может нейтрализовать многолетнюю головную боль американского космоса — Международную космическую станцию, которую американцы всегда и абсолютно искренне считали чуть ли не своей собственностью. Она, как ни странно, является не столько демонстратором технологий, сколько затратным проектом, который не приносит абсолютно никакой прибыли.

Суть проекта в том, что финансируют его сразу с нескольких сторон. Платежи вносят «Роскосмос», NASA, Европейское и Японское космические агентства. Отказ от работы NASA автоматически повлечёт за собой выход из проекта японцев и европейцев — ближайших союзников США по всем вопросам. Финансировать МКС в одиночку Россия не сможет, и скорее всего, МКС ждёт та же судьба, что и знаменитую станцию «МИР».

Нетрудно догадаться, чего в итоговом документе Минобороны США нет. В отчёт военного ведомства не включили запрет на покупку российских двигателей РД-180 и РД-120, производство которых возобновлено на мощностях химкинского НПО «Энергомаш», применять которые можно как в современных, так и в перспективных ракетах.

Свой ракетный двигатель — своеобразный «ответ» на РД-180 пытаются сделать и в США, но пока серьёзных успехов на этом поприще не обнаружено. Этим проектом занимается американская компания Blue Origin — давняя страсть миллиардера и основателя Amazon Джеффа Безоса.

Однако пригодного к постоянной коммерческой эксплуатации двигателя до сих пор нет. Как нет и выдающихся характеристик. Главная проблема BE-4 — отсутствие аналогичных показателей по тяге, из-за чего на американские ракеты нужно будет устанавливать не один двигатель, а два.

Первый собранный  двигатель BE-4 Engine от Blue Origin. 6 Марта 2017. Фото:  Blue Origin / Wikipedia
Первый собранный двигатель BE-4 Engine от Blue Origin. 6 Марта 2017. Фото: Blue Origin / Wikipedia

Космическая гонка

Эксперт в области космонавтики, историк Антон Первушин пояснил, что ничего чудовищного после заявления американских военных не произойдёт.

«Мы и так почти уже потеряли рынок американских заказов. Но, может быть, хоть и опосредованно, недоброжелательная политика США в этой сфере стимулирует 'Роскосмос' на выработку ответных мер и создание внятной стратегии дальнейшего развития отечественной космонавтики», — сказал Первушин.

Специалисты отмечают, что окончательный слом договорённостей произойдёт еще не скоро. Пять лет — большой срок, за который может измениться как позиция Пентагона, так и генеральная «линия партии» в Вашингтоне. Однако недобросовестная конкуренция со стороны США, которую, к слову, уже осудили в «Роскосмосе», разворачивается в полный рост, хоть и работает по принципу «сами не летаем, и другим не дадим».

Состояние дел таково, что российской космонавтике придётся срочно трансформироваться и адаптироваться под новые условия. Коммерческая эксплуатация российских ракет-носителей никогда не была приоритетным направлением, однако теперь благодаря США, это направление обнажится, и на него, наконец, обратят внимание.

Эксперт в области космонавтики Виталий Егоров отметил, что американцы существенно продвинулись в создании собственного ракетного двигателя и ракеты. По словам Егорова, результатов работы осталось ждать всего ничего. «BE-4 будет окончательно готов примерно через год. Ракета под него, по моему мнению, будет готова года через два», — отметил эксперт.

Если учесть, что объём спроса на пусковые услуги оценивается примерно в 250 млрд. долларов, у нашего государства в целом и «Роскосмоса» в частности есть все шансы победить на открытом рынке. Попыток американцев давить на потенциальных покупателей бояться не стоит — в деле космических пусков главное репутация и соблюдение сроков. Остальное заказчиков волновать не будет.

Это тоже интересно: