Буровая платформа Deepwater Horizon была спущена на воду в 2001 году по заказу компании Transocean. Строительством занимался южнокорейский концерн Hyundai Heavy Industries. Сразу после возведения ее направили в Мексиканский залив, где она была сдана в аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP) и прослужила до самой катастрофы.
От безупречности к катастрофе
Бурить скважину на большой глубине под водой — задача не самая простая. Однако технология уже отработана до мелочей, поэтому проблем создание еще одного отверстия в земле не вызывает.
Платформа Deepwater Horizon была в этом деле рекордсменом. В сентябре 2018 года она пробурила глубочайшую на тот момент нефтяную скважину, достигнув 10 680 метров. Она расположилась на месторождении Тайбер во все том же Мексиканском заливе. Как выяснилось, технологии, которые используются для добычи сырья на мелководье, эффективны и на больших глубинах.
На фоне таких успехов British Petroleum все активнее использовала платформы компании Transocean и подписывала все больше контрактов на создание новых скважин. В течение семи лет до 2010 года Deepwater Horizon ни разу не простаивала, а техника безопасности на платформе считалась безупречной.
В 2008 году BP приобрела лицензию на бурение на месторождении Macondo Prospect в 66 километрах от побережья американского штата Луизиана. Еще через год компания составила план изыскательских работ, в котором четко говорилось, что разлив нефти при бурении маловероятен, но даже в случае аварии есть специально разработанные меры безопасности, которые исключат серьезный ущерб. Служба эксплуатации месторождений (Minerals Managements Service, MMS) министерства недр США, которая занимается надзором в этой области, спокойно приняла документ.
На деле же все меры безопасности, о которых говорилось в докладе, были предусмотрены только для мелководья. Бурильщики полагали, что их будет достаточно, так как техника создания скважин на большой глубине аналогична. С 1980 года в Мексиканском заливе произошло 173 случая разлива нефти, однако все они были зафиксированы только на мелководье. Иными словами, полных данных у компании не было.
Случайность против самоуверенности
Deepwater Horizon начала бурение в феврале 2010 года. До этого бурением занималась установка Marianas, которая также принадлежала BP, но накануне ее сильно повредил ураган Ида. Так как это привело к отставанию от графика, рабочие пытались всеми силами ускорить процесс.
Одним из вариантов сокращения времени и цены работ стало использование единой обсадной колонны. Обычно на последних этапах устанавливают трубы-хвостовики, которые обеспечивают четырехэтапную защиту от выброса в случае прорыва газа внутрь скважины. Единая колонна исключает эту предосторожность, при этом стоит на 7-10 миллионов долларов дороже.
Бурение было закончено 15 апреля. После этого рабочим было необходимо закачать в скважину новый бурильный раствор, чтобы достать использованный вместе с остатками породы. Это необходимо для лучшего сцепления цемента, который заливается в кольцевое пространство. По утвержденной технике безопасности на это требуется 12 часов, однако в BP посчитали, что получаса будет достаточно.
Также компания решила, что вместо 21 необходимого центратора потребуется всего шесть. Это специальные устройства, которые удерживают обсадную колонну в скважине так, чтобы цемент заливался равномерно.
С цементом было тоже не все гладко. Раствор, который использовал подрядчик — компания Halliburton — был насыщен азотом. Это позволяет обеспечить хорошее сцепление с породой, но несет риск попадания газа. После затвердевания цемента воздух создаст каналы, куда при сильном давлении проникнут нефть и вода.
Взрыв размером с 70-метровый столб
Цепочка событий запустилась 20 апреля в 17:05. В тот момент был зафиксирован недобор жидкости, поднимающейся вверх по скважине при проведении процедуры ее замены. После измерения давления в трубе выяснилось, что показатель растет. Рабочие приняли решение провести повторные тесты. Они зафиксировали поступление газа в скважину.
Однако это не остановило BP и замена бурового раствора продолжилась. Вместо новой жидкости заливалась обладающая меньшей плотностью морская вода. В это же время производилась установка цементной пробки на глубине свыше 2500 метров. Позже расследование аварии покажет, что проведение двух этих операций стало «фундаментальной ошибкой». До 21:08 рабочие продолжали закачивать воду, хотя давление росло, а жидкости из трубы выходило больше, чем поступало. Даже после выключения насосов это не прекратилось.
Прорыв произошел в 21:47 по местному времени. Из трубы взвился в небо 70-метровый гейзер из воды, грязи и газа. При этом аварийная система отключения двигателей буровой не сработала, как и оповещающие об опасности звуковые сигналы. Уже через две минуты метан достиг амбара с буровым раствором, где работали дизельные насосы. С интервалом в 10 секунд раздались два взрыва, забрав жизни 11 человек, еще 17 получили ранения. Всего на борту платформы было 126 работников. Позже стало известно о гибели еще двоих при ликвидации последствий.
Аварийная кнопка перекрытия скважины была последним шансом, но и она не сработала. В ходе расследования выяснилось, что система была в порядке, но что-то произошло с переключателем.
Крупнейшая экологическая катастрофа в Мексиканском заливе
Утром 22 апреля буровая установка утонула. Так как она не была отсоединена от трубы, та сломалась, а вся нефть из нее начала выливаться в Мексиканский залив. Предполагалось, что в день в море будет поступать около 8000 баррелей, позже эта цифра увеличилась до 40 000, по данным Геологической службы США.
К 30 апреля нефтяное пятно достигло берегов Луизианы. Попытки BP заткнуть трубу специальной колбой так ни к чему и не привели. Через месяц происшествие объявили крупнейшей экологической катастрофой за всю историю США. Ранее этот титул принадлежал крушению нефтяного танкера «Эксон Вальдес» в 1989 году у берегов Аляски. Тогда в океан попало около около 260 миллионов баррелей.
В общей сложности в море оказалось около 5 миллионов баррелей нефти. Выбросы остановили лишь через три месяца: BP удалось смонтировать защитный купол, а закачанные в трубу цемент и бурильный раствор предотвратили утечку. Окончательно аварийная скважина была законсервирована 19 сентября, спустя 152 дня после начала утечки.
Ликвидировать удалось лишь чуть более 22% сырья. Для этого привлекли более сотни самолетов и 6500 судов, 125 самолетов и 48 тысяч человек. Остальное сырье растеклось пятном площадью 75 квадратных километров. Это привело к гибели представителей флоры и фауны. Треть акватории была закрыта для рыбной ловли, а протяженность загрязненного побережья составила 1770 километров.
В октябре 2014 года судья окружного суда США Карл Барьбе постановил, что «разлив нефти был результатом грубой небрежности или умышленного неправомерного действия BP». Он пояснил, что на кампании лежит 67% вины за катастрофу, 30% — на корпорации Transocean, которая владела платформой, и 3% досталось подрядчику Halliburton, который отвечал за бетон.
По состоянию на начало прошлого года расходы BP на компенсацию ущерба и ликвидацию последствий превысили 65 миллиардов долларов. Также компания с 2016 года обязана выплатить 20 миллиардов долларов пяти американским штатам которые пострадали от разлива нефти.
Последствия в культуре и прессе
В сентябре 2016 года в прокат вышел фильм «Глубоководный горизонт» с Марком Уолбергом в главной роли. Картина основана на событиях, которые произошли в апреле 2010 года. Несмотря на большую художественную составляющую, сюжет достаточно точно воссоздает последовательность катастрофы.
Фильм получил две номинации ни «Оскар» — «Лучший монтаж звука» и «Лучшие визуальные эффекты». На IMDB картина заработала крепкую оценку в 7,1 из 10.
Издание The Washington Post в 2019 году провело опрос, в котором выяснило, что около 51% респондентов считают необходимым сократить разведку энергоресурсов на территории США. Еще 53% участников исследования подчеркнули, что темпы бурения новых скважин в море должны быть уменьшены. Менее 15% выступили за увеличение добычи и 32% предлагают оставить все как есть. Авторы статьи одной из причин, которые повлияли на мнение населения страны, указывают катастрофу на платформе Deepwater Horizon.
Это тоже интересно: