Быть звездой в интернете проще
Изначально главной целью социальных сетей было именно общение. Однако если задуматься над тем, как большинство людей сегодня пользуется подобными сайтами, смена роли становится очевидной. Социальные сети не только заменили нам СМИ, а сами стали ими, выполняя роль некой трибуны, с которой озвучиваются разнообразные мнения. Главное в Facebook и «ВКонтакте» сегодня — новостная лента, а общаются пользователи чаще в мессенджерах.
Многим соцсетям не хватает приватности, и кое-кто уже отреагировал на этот запрос: так, во «ВКонтакте» в прошедшем году снова появилась возможность скрывать свой профиль. Люди хотят иметь возможность не говорить о том, о чем не хотят — и показывать то, с чем хотят ассоциироваться. Это одна из причин, почему молодая аудитория перебирается из Facebook в Twitter и Instagram. Да, Марк Цукерберг никого не заставляет полностью заполнять данные о себе — но все эти «нет мест для показа» просто глядят с экрана немым укором. То ли дело «инста» — никнейм и маленький аватар где-то в верхнем углу, а все внимание на странице сразу привлекают фотографии.
В Facebook и во «ВКонтакте» назваться каким-нибудь фейковым именем — моветон и ребячество. То ли дело Twitter, превратившийся в площадку для анонимных стендапов. Из сервиса для уведомлений о жизни селебритиз эта соцсеть превратилась в настоящий генератор мемов и пост-иронии для всего интернета. И не нужно писать лонгриды — сам формат требует быть емким и кратким.
В ближайшее десятилетие тренд на подобную специализацию социальных сетей должен сохраниться. «Старая гвардия» окончательно утвердится в статусе новых СМИ, а иные социальные сети дадут больше возможностей для самовыражения. Развитие VR-технологий рано или поздно приведет к появлению сайта, где пользователи будут конструировать виртуальные пространства и приглашать в них других людей. Расширятся и улучшатся инструменты, позволяющие нам выражать себя через создание музыки, видео, картин. И, что самое главное, выставляя подобное творчество напоказ, мы сможем сохранять конфиденциальность там, где нам этого хочется.
Форумы еще вернутся
В эпоху, когда социальные сети существовали лишь в проекте, жаждущие сетевого общения люди «сидели» на форумах и тематических сайтах. Здесь занимались коллективным переводом и составлением сонетов, разговаривали о собственных «тараканах» и перемывали косточки другим. Путешествия за границу и события в родном городе — если хорошо поискать, можно было найти форум на любую тему.
Предполагалось, что группы и сообщества в соцсетях станут форумами версии 2.0. Однако этого не произошло. Всему виной мощный информационный шум, который создают соцсети. Кто-то «заморачивается» и пытается получше настроить свои новостные ленты, а кто ленив и нетерпелив — идет в менее «шумные» места.
Для многих отличной альтернативой новостным лентам стала подборка каналов в мессенджерах или фильтрация по хештегам в Twitter. Эти ресурсы дают возможность настроить своеобразное персональное медиаполе, где не будет дурацких фотографий детской одежды от одногруппницы, с которой общих интересов уже не осталось, хотя вы всё еще мило поздравляете друг друга с праздниками.
Преподаватель НИУ ВШЭ Полина Колозариди прогнозирует, что подобный тренд приведет к фрагментации соцсетей на микрогруппы. «Вероятно, стоит ожидать какого-то гибрида WhatsApp и Twitch», — говорит она. Добавим, что в ближайшие годы вполне возможна новая волна популярности тематических форумов, каким-либо образом интегрированных между собой на одной платформе.
Развитие бизнеса и рекламы в новом формате
Как мы вообще раньше жили без интернет-магазинов и онлайн-площадок типа «Юлы»? Сейчас уже не вспомнишь, что еще нужно сделать, когда захотел купить какой-нибудь конкретный столик из IKEA, снятый с производства. Развитие социальных сетей идет к тому, что они могут заменить собой подобные сервисы полностью.
Сохранять необходимые торговые площадки у себя в списке на одном сайте гораздо проще и удобнее, чем бегать по разным сайтам. К тому же, при возникновении вопросов можно будет написать не безликому представителю службы поддержки в онлайн-чат. А конкретному человеку, аккаунт которого можно будет найти в той же социальной сети.
Несмотря на то, что многие пользователи социальных сетей пытаются убежать подальше от вездесущей рекламы и продаж, сделать это вряд ли удастся. В ближайшие годы нас непременно ждет вал нативной рекламы, замаскированной под истории из жизни, обернутой в беспредметную рефлексию или встроенной в смешные шутки. За примером далеко ходить не надо — один из самых популярных авторов сетевых комиксов Duran часто берется за рекламные заказы, не изменяя при этом своему фирменному абсурдистско-интеллектуальному стилю.
Еще больше знакомств и связей
Приложения для знакомств заняли свою нишу и набрали аудиторию среди молодых людей. И каждый раз разработчики делают все, чтобы подобные сервисы становились совершеннее: новые алгоритмы по поиску и привлечению идеальных партнеров, сбор демографических данных, возможность угадывать желаний каждого человека и тому подобное.
В будущем любой, кто привык пользоваться подобными сервисами, сможет приобрести симуляторы прикосновений и послать не воздушный поцелуй, а вполне реальный. И очень вероятно, что подобная возможность у нас появится уже к 2030 году. Тем не менее, использование таких симуляторов стоит строго контролировать, а то страшно представить, что может получиться, если появится возможность дать подзатыльник человеку в интернете, за язвительный пост или обидный комментарий.
Как бы ни развивались сервисы знакомств, совершенно точно одно: все станет проще. Возможно, даже не надо будет искать идеального партнера, а можно будет просто его создать. Те, у кого в реальной жизни возникают проблемы с противоположным полом, вполне могут заместить их нежными отношениями с голограммой, как это показано в фильме «Бегущий по лезвию 2049». А разочаровавшись в своей «цифровой половинке», создать новую — или пообщаться на эту тему со своим «цифровым психологом».
Это тоже интересно: