Провал обернулся удачей
У «Даши» интересная история. Робота придумали двоюродные братья Александр Зайцев и Владислав Чернышов. Им помогал Илья Ступаков, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Моделирование электромагнитных технологий» НГТУ НЭТИ. Вся компания из Новосибирска, кроме присоединившегося позже Арама Харди — он из Москвы.
Чернышов — талантливый программист, он закончил факультет автоматики и вычислительной техники НГТУ НЭТИ, участвовал в конкурсе Google и чемпионате мира по программированию. На некоторое время он отошел от программирования и занялся строительным бизнесом, который прогорел из-за кризиса 2014 года.
Бизнесмен проанализировал свой опыт в строительстве и решил создать приложение «Uber для строителей». Оно бы помогло заказчикам составить смету на строительство и избежать лишних расходов.
Двоюродный брат Александр помогал Владиславу с приложением. Разработчики сделали голосовое управление, встроили в сервис синтез речи. «Uber для строителей» не «взлетел», но братья увлеклись голосовыми технологиями, и приложение стало основой для искусственного интеллекта.
В 2016 технологию обкатывали на деревообрабатывающей компании Зайцева. Он искал дилеров своей продукции и подумал, что для разговоров по телефону можно использовать робота. Он должен уметь распознавать речь и поддерживать диалог. В следующем году появился первый прототип говорящего ИИ, но люди не захотели с ним общаться.
Стартаперы продолжили экспериментировать и записывали для робота целые фразы. Это сработало: дилеры стали соглашаться на предложения и не понимали, что говорят с роботом. Основатели поняли, что нащупали верную схему, и стали искать инвестиции на дальнейшее развитие своего ИИ.
Команда отправилась на акселератор Y Combinator в США, чтобы получить инвестиции, но получила отказ. Зато в этой поездке у робота появился первый клиент из Штатов — сеть стоматологических кабинетов. Сумма контракта была небольшой, около $5000, но начало было положено.
Владислав Чернышов стал гендиректором зародившегося стартапа, Александр Зайцев занял пост операционного директора. Илья Ступаков взял на себя управление разработчиками и стал техническим директором, а Арам Харди возглавил маркетинг и коммуникации. За время работы над «Дашей» партнеры вложили в нее около 4 млн рублей собственных средств.
Прим. Hi-Tech Mail.ru: На момент публикации материала Арам Харди уже не работал в Dasha AI, но был сотрудником компании в момент создания текста.
Большие инвестиции, которые пока не надо «отбивать»
Команда поняла, как заработать на роботе: его нужно продавать колл-центрам и заменять им живых операторов. Компании смогут экономить на зарплате и при этом не терять в эффективности звонков.
Стартап обзавелся клиентами в России. К началу 2019 через «Дашу» прошел миллион входящих и исходящих вызовов. Ее купили 18 компаний — 2GIS, «МодульБанк» и другие. Зайцев рассказывал, что «МодульБанк» с помощью робота увеличил охват клиентов до 100%, а без «Даши» этот показатель составлял бы около 30%.
Год назад стартаперам с помощью статьи в интернете удалось привлечь внимание венчурной фирмы RTP Global и получить первые серьезные инвестиции в размере $2 млн. Это 131,5 млн рублей по текущему курсу. Их было решено потратить на расширение команды.
Сколько приносит денег стартап — неизвестно. «Доход, как и прибыль, растут стабильно каждый месяц, — уклончиво отвечает Харди на вопрос о заработке. — Но мы пока не раскрываем цифры». У стартапа нет цели как можно скорее окупить полученные $2 млн. Разработчики погружены в исследования и шлифуют робота, чтобы максимально приблизить его к человеку.
Как работает «Даша» и почему ее так назвали
Робот работает на нейросетях, синтез речи стартаперы разработали сами. «Дашу» озвучивает диктор: он наговаривает слова, слоги, фразы и целые предложения. Потом алгоритмы превращают этот материал в нужный ответ. Если ИИ не понимает человека, он переводит его на живого специалиста.
Уникальность робота в том, что он, как живой человек, может перебить собеседника, использовать слова-паразиты. «Даша» подбирает нужную интонацию и не делает долгих пауз, которые обычно и выдают роботов. По словам разработчиков, пока таких роботов в мире больше нет.
«По звучанию “Даша” неотличима от человека, — объясняет Харди, — Не уступает ему в эффективности, но в отличие от колл-центра способна быстро и легко масштабироваться». Она умеет принимать входящие вызовы, отвечать на FAQ, информировать клиентов и так далее. Скрипт пишется под каждого заказчика, можно выбрать цель звонка, голос и имя.
Робот сейчас проходит ограниченный тест Тьюринга. На конец февраля количество сделанных звонков составило 10 млн, и более 98% собеседников не поняли, что разговаривали с роботом. «Но это были конкретные сценарии разговора, а наша глобальная цель — прохождение полного теста Тьюринга, — делится Харди. — C Дашей можно будет общаться на любые темы, и при этом ИИ будет вести себя и строить диалог как человек».
Кстати, название «Dasha» расшифровывается так: Digital Assistant Super Human Alike (цифровой помощник, очень похожий на человека). Сначала робот говорил голосом Владислава Чернышова, но компании чаще запрашивали именно женский голос, поэтому стартаперы перешли на него.
«Даша» едет в США
В Новосибирске находится главный офис стартапа, где сидят разработчики. Им руководит техдиректор Илья Ступаков. Остальные основатели плавно переезжают в Штаты. По словам Харди, США для стартапа основной рынок, там роботом пользуются уже несколько компаний, названия которых не раскрываются.
«Мы делаем венчурный бизнес и хотим расти, — объясняет Харди. — А рынок США в разы больше любого другого рынка по капитализации». Арама переезд не пугает, он давно живет на две страны. Но и для остальных переезжающих не видит ничего страшного. «И кошку перевезем, если надо будет», — улыбается он.
В офисе Dasha AI в Нью-Йорке пока немного сотрудников, все они американцы. Руководители уже ищут новых, хотят расширить команду. Но основным офисом все равно остается Новосибирск. «Разработка из России вряд ли переедет в ближайшее время, — рассказывает директор по маркетингу. — Офис в РФ — очень эффективное в плане затрат решение».
В ближайшем будущем стартаперы хотят выпустить платформу, с помощью которой пользователи смогут создавать виртуальных ассистентов и любые другие разговорные голосовые модели. Разработчики подчеркивают, что платформа будет максимально проста и пользоваться ею сможет кто угодно. Также стартап работает над технологией идентификации человека по голосу. Эта опция будет встроена в новую платформу.
«Мы сейчас строим будущее голосового искусственного интеллекта, — убежден Харди. — Наша цель — чтобы в будущем любой продукт, в котором так или иначе используется голос, был построен на на базе “Даши”».
Это тоже интересно: