Провал обернулся удачей
У «Даши» интересная история. Робота придумали двоюродные братья Александр Зайцев и Владислав Чернышов. Им помогал Илья Ступаков, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Моделирование электромагнитных технологий» НГТУ НЭТИ. Вся компания из Новосибирска, кроме присоединившегося позже Арама Харди — он из Москвы.
Чернышов — талантливый программист, он закончил факультет автоматики и вычислительной техники НГТУ НЭТИ, участвовал в конкурсе Google и чемпионате мира по программированию. На некоторое время он отошел от программирования и занялся строительным бизнесом, который прогорел из-за кризиса 2014 года.
Бизнесмен проанализировал свой опыт в строительстве и решил создать приложение «Uber для строителей». Оно бы помогло заказчикам составить смету на строительство и избежать лишних расходов.
![Владислав Чернышов. Фото: Dasha AI Владислав Чернышов. Фото: Dasha AI](https://resizer.mail.ru/p/9cabc8d7-6912-5510-b3ce-add542e2a33b/AQAKOJQju5_LgXDmoEDsCRq0OxH3Dgu_BGmMJRuBs7a9LvaFcHfye6um9rfUvrcs8KE6O-joAeREl8gcP5-5gkiGc1Q.png)
Двоюродный брат Александр помогал Владиславу с приложением. Разработчики сделали голосовое управление, встроили в сервис синтез речи. «Uber для строителей» не «взлетел», но братья увлеклись голосовыми технологиями, и приложение стало основой для искусственного интеллекта.
В 2016 технологию обкатывали на деревообрабатывающей компании Зайцева. Он искал дилеров своей продукции и подумал, что для разговоров по телефону можно использовать робота. Он должен уметь распознавать речь и поддерживать диалог. В следующем году появился первый прототип говорящего ИИ, но люди не захотели с ним общаться.
Стартаперы продолжили экспериментировать и записывали для робота целые фразы. Это сработало: дилеры стали соглашаться на предложения и не понимали, что говорят с роботом. Основатели поняли, что нащупали верную схему, и стали искать инвестиции на дальнейшее развитие своего ИИ.
Команда отправилась на акселератор Y Combinator в США, чтобы получить инвестиции, но получила отказ. Зато в этой поездке у робота появился первый клиент из Штатов — сеть стоматологических кабинетов. Сумма контракта была небольшой, около $5000, но начало было положено.
Владислав Чернышов стал гендиректором зародившегося стартапа, Александр Зайцев занял пост операционного директора. Илья Ступаков взял на себя управление разработчиками и стал техническим директором, а Арам Харди возглавил маркетинг и коммуникации. За время работы над «Дашей» партнеры вложили в нее около 4 млн рублей собственных средств.
Прим. Hi-Tech Mail.ru: На момент публикации материала Арам Харди уже не работал в Dasha AI, но был сотрудником компании в момент создания текста.
Большие инвестиции, которые пока не надо «отбивать»
Команда поняла, как заработать на роботе: его нужно продавать колл-центрам и заменять им живых операторов. Компании смогут экономить на зарплате и при этом не терять в эффективности звонков.
Стартап обзавелся клиентами в России. К началу 2019 через «Дашу» прошел миллион входящих и исходящих вызовов. Ее купили 18 компаний — 2GIS, «МодульБанк» и другие. Зайцев рассказывал, что «МодульБанк» с помощью робота увеличил охват клиентов до 100%, а без «Даши» этот показатель составлял бы около 30%.
Год назад стартаперам с помощью статьи в интернете удалось привлечь внимание венчурной фирмы RTP Global и получить первые серьезные инвестиции в размере $2 млн. Это 131,5 млн рублей по текущему курсу. Их было решено потратить на расширение команды.
Сколько приносит денег стартап — неизвестно. «Доход, как и прибыль, растут стабильно каждый месяц, — уклончиво отвечает Харди на вопрос о заработке. — Но мы пока не раскрываем цифры». У стартапа нет цели как можно скорее окупить полученные $2 млн. Разработчики погружены в исследования и шлифуют робота, чтобы максимально приблизить его к человеку.
![Фото: Dasha AI Фото: Dasha AI](https://resizer.mail.ru/p/3a336168-e33f-5f86-848c-ba072438e76a/AQAKRg-PKTHTkCm24HJSBX__IYgAXd-NKyawt3G-ntat7XA40pE8QQfx6OjiQgDJAVt7i-Gmttcpx19Wov04aV5cpwE.png)
Как работает «Даша» и почему ее так назвали
Робот работает на нейросетях, синтез речи стартаперы разработали сами. «Дашу» озвучивает диктор: он наговаривает слова, слоги, фразы и целые предложения. Потом алгоритмы превращают этот материал в нужный ответ. Если ИИ не понимает человека, он переводит его на живого специалиста.
Уникальность робота в том, что он, как живой человек, может перебить собеседника, использовать слова-паразиты. «Даша» подбирает нужную интонацию и не делает долгих пауз, которые обычно и выдают роботов. По словам разработчиков, пока таких роботов в мире больше нет.
«По звучанию “Даша” неотличима от человека, — объясняет Харди, — Не уступает ему в эффективности, но в отличие от колл-центра способна быстро и легко масштабироваться». Она умеет принимать входящие вызовы, отвечать на FAQ, информировать клиентов и так далее. Скрипт пишется под каждого заказчика, можно выбрать цель звонка, голос и имя.
Робот сейчас проходит ограниченный тест Тьюринга. На конец февраля количество сделанных звонков составило 10 млн, и более 98% собеседников не поняли, что разговаривали с роботом. «Но это были конкретные сценарии разговора, а наша глобальная цель — прохождение полного теста Тьюринга, — делится Харди. — C Дашей можно будет общаться на любые темы, и при этом ИИ будет вести себя и строить диалог как человек».
Кстати, название «Dasha» расшифровывается так: Digital Assistant Super Human Alike (цифровой помощник, очень похожий на человека). Сначала робот говорил голосом Владислава Чернышова, но компании чаще запрашивали именно женский голос, поэтому стартаперы перешли на него.
![Владислав Чернышов (3-й слева в первом ряду), Илья Ступаков (рядом с ним справа) Владислав Чернышов (3-й слева в первом ряду), Илья Ступаков (рядом с ним справа)](https://resizer.mail.ru/p/bf393d01-e80e-5a72-bdfb-a22d79ecc398/AQAKLPjicid9PANaNWt0wz15NrnoUxX2YgToRc0bOx2QG6GCVTDhlt4PCd20oywSTpf1BM3qMgYxOsZN7pAFvOux9DY.png)
«Даша» едет в США
В Новосибирске находится главный офис стартапа, где сидят разработчики. Им руководит техдиректор Илья Ступаков. Остальные основатели плавно переезжают в Штаты. По словам Харди, США для стартапа основной рынок, там роботом пользуются уже несколько компаний, названия которых не раскрываются.
«Мы делаем венчурный бизнес и хотим расти, — объясняет Харди. — А рынок США в разы больше любого другого рынка по капитализации». Арама переезд не пугает, он давно живет на две страны. Но и для остальных переезжающих не видит ничего страшного. «И кошку перевезем, если надо будет», — улыбается он.
В офисе Dasha AI в Нью-Йорке пока немного сотрудников, все они американцы. Руководители уже ищут новых, хотят расширить команду. Но основным офисом все равно остается Новосибирск. «Разработка из России вряд ли переедет в ближайшее время, — рассказывает директор по маркетингу. — Офис в РФ — очень эффективное в плане затрат решение».
В ближайшем будущем стартаперы хотят выпустить платформу, с помощью которой пользователи смогут создавать виртуальных ассистентов и любые другие разговорные голосовые модели. Разработчики подчеркивают, что платформа будет максимально проста и пользоваться ею сможет кто угодно. Также стартап работает над технологией идентификации человека по голосу. Эта опция будет встроена в новую платформу.
«Мы сейчас строим будущее голосового искусственного интеллекта, — убежден Харди. — Наша цель — чтобы в будущем любой продукт, в котором так или иначе используется голос, был построен на на базе “Даши”».
Это тоже интересно: