Космический пуск – это всегда дорого. $2700 за килограмм считаются успехом
Говоря о том, сколько на самом деле стоят пусковые услуги, стоит рассказать о самом главном — о стоимости килограмма выводимой в космос нагрузки. Если принять низкую опорную орбиту за конечную точку, то цифры выглядят следующим образом. Самой дешёвой одноразовой ракетой в этом классе на данный момент остаётся украинская «Зенит», которую изначально планировали использовать на плавучем космодроме «Морской старт», о чем потом благополучно забыли. Украинская ракета позволяла выводить в космос грузы по цене в 4 тыс. долларов за один килограмм, и этот показатель долгое время был лучшим в классе.
Российские ракеты «Союз», и это уже ни для кого не секрет, — не самые дешёвые средства вывода космических аппаратов. Стоимость килограмма полезной нагрузки, выводимой в космос на ракете «Союз-ФГ», составляет почти 6 тыс. долларов за килограмм нагрузки.
РН «Рокот», которая долгое время считалась одной из самых перспективных ракет на мировых рынках, ещё дороже — стоимость вывода нагрузки на этой технике составляет уже 15 тыс. долларов за килограмм.
Новейшая «Ангара», которой некогда прочили большое будущее, лишь немногим дешевле — 14 тыс. долларов за килограмм веса. Самым удачным с точки зрения стоимости полезной нагрузки считается космический грузовик «Протон» — стоимость вывода полезной нагрузки на ракетах этого типа составляет всего 2700 долларов за килограмм.
Что сделал Илон Маск?
Талант американского предпринимателя, создавшего SpaceX, состоит не столько в умении «слезть с иглы одобрения "Роскосмоса"» в нише космических пусков, сколько в формировании уникального предложения на рынке пусковых услуг. По сути, главной проблемой для Илона Маска было только предложение, оформленное «Роскосмосом», и хотя победить ракеты «Союз» и «Протон» было сложно, использование лёгких и недорогих сплавов, экономия на возврате корпуса ракеты вместе с двигателями позволили Маску сделать невозможное — предложить низкий ценник на пусковые услуги.
Средняя рыночная цена на килограмм груза в головном обтекателе ракеты Falcon 9 (при возвращаемом варианте) составляет 2100 долларов. Этот тариф на космическую доставку в данный момент — самое выгодное предложение на рынке коммерческих пусковых услуг.
Специалисты по возвращаемым ракетам, которые трудятся как в государственных, так и в частных ракетно-космических корпорациях, при этом отмечают, что в две тысячи долларов пока что заложена большая доля прибыли. Говоря простыми словами это значит, что если Маск почувствует конкуренцию на космическом рынке и начнёт терять заказы, то SpaceX сможет без проблем опустить этот ценник ещё ниже. Например, до 1,5 тыс. долларов.
При этом компания всё равно будет работать в плюс — заказы на пуски для военных, необходимые «для поддержки штанов», обеспечат SpaceX безбедное будущее, а коммерческий сектор компании за счет низкого ценника и быстрой подготовки старта будет планомерно убивать любых конкурентов.
«Роскосмос» наносит ответный удар – летающее крыло
Для того чтобы конкурировать на рынке пусковых услуг с Илоном Маском и SpaceX, «Роскосмосу» потребовалось нечто принципиально иное, чем одноразовые ракеты. И тут нужно сказать, что на самом деле к ракетам «Союз» не было и нет никаких претензий. Все они летали достаточно долгое время и выполняли возложенные на них миссии, просто со временем стало очевидно, что использовать эти ракеты слишком дорого.
Свет в конце туннеля, на который российская космонавтика очень рассчитывала, уже появился. В конце сентября 2020 года генеральный директор Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрей Григорьев заявил, что первый прототип возвращаемого разгонного блока «Крыло-СВ» совершит первый полёт в конце 2021 года.
На «Крыло-СВ» (он же «Байкал») у ракетостроителей большие планы, однако необходимо отметить, что с его представлением Россия уже опоздала. «Летающее крыло» с названием «Байкал» было готово к применению в конце 90-х, однако в той политической и экономической обстановке, откровенно говоря, было совсем не до космоса.
Будущее шестиметрового ускорителя, несмотря на его технологичность, пока тоже не определено до конца. Например, пока неясно, когда под размещение ускорителя будут адаптированы уже разработанные для российской космонавтики ракеты — «Ангара», «Союз-5» и «Союз-7».
Первая, напомним, изначально разрабатывалась как многофункциональный ракетный комплекс, который можно сконфигурировать под любые задачи и любые пусковые услуги. Многоразовые «Союзы» должны были создаваться для применения с плавучего космодрома «Морской старт» и космодрома «Восточный», которым пророчили звание столиц российской космонавтики.
Новая ракета нужна России. Но и Маску она тоже нужна
Разработка проекта ракеты-носителя «Ангара-А5ВМ» в варианте с многоразовыми возвращаемыми ступенями давно включена в государственный контракт, и даже несмотря на то, что сроки появления первого прототипа пока остаются неясными, есть надежда, что это решение в скором времени могут ускорить.
Для этого есть две основные причины.
Во-первых, попытка Илона Маска опустить ценники на пусковые услуги ниже рыночных приведёт к тому, что коммерческий российский космос просто перестанет существовать. Разумеется, исполнение Федеральной космической программы, чем занимается «Роскосмос», никуда не денется, но о внешних космических пусках придётся забыть.
Вторая причина плавно вытекает из первой. Для того, чтобы создать конкурента SpaceX, придётся попотеть, однако ничего невозможного в этом смысле нет. Ракета «Ангара 1.2» сверхлегкого класса с возвращаемым блоком «Крыло-СВ» может стать промежуточным решением и позволит российским компаниям зарабатывать на пусковых услугах.
Стоимость вывода килограмма полезной нагрузки ракеты «Ангара 1.2» в данный момент — около 13 тыс. долларов. Применение сверхэффективного разгонного блока позволит уже на этапе подготовки уменьшить эту цифру втрое.
Главная задача для российских специалистов на текущем этапе — отработать технологию, которая позволит снижать стоимость пусковых услуг и дальше. Оптимальной точки безубыточности, по словам источника в ракетно-космической отрасли, может стать цена в 25–28 млн. долларов за один пуск.
К полноценным лётным испытаниям многоразового ускорителя и первым коммерческим пускам «Роскосмос», вероятно, приступит лишь через 2–3 года. Главное, чтобы к тому моменту не изменилась мировая экономическая обстановка и заказчики по-прежнему хотели нести деньги за возможность отправить в космос свои спутники.
Если всё пройдёт по плану, то Россия вернёт себе право сидеть за «взрослым» столом, и перестанет подбирать объедки космических заказов с пола.
Смотрите, какие удивительные пейзажи открываются с МКС:
Это тоже интересно: