Реклама бывает разная: интересная, интригующая, необычная, безвкусная, а еще пугающая, пошлая и откровенно поехавшая. Как говорится «В любви и на войне все средства хороши». Нынешние видеоролики — это в большинстве своем тщательно проработанный сценарий, хороший свет, качественная картинка и реалистичные спецэффекты.
Лет 20-30 назад маркетологи подходили к созданию рекламы совсем иначе: минимум графики, зато максимум упоротости. Да-да, раньше не стеснялись делать неадекватную, пугающую рекламу, особенно если это касалось игр и консолей. Мы собрали самую странную рекламу прошлых десятилетий, когда рынок видеоигр активно делили между собой не только Xbox и PlayStation, но и SEGA, Atari и Nintendo. Приятного путешествия в прошлое!
Эпоха 1990-х — время играть в SEGA
Машины времени пока еще не существует, но отчасти путешествовать во времени позволяет старая добрая ностальгия. Переместиться на 30 лет назад в эпоху 90-х можно при помощи одной лишь приставки — Sega Mega Drive. Эта 16-битная консоль подарила уйму впечатлений и приятных воспоминаний людям, которым сегодня от 25 до 35 лет. Однако в 90-х Mega Drive скорее заканчивала свой жизненный путь, не по вине снижения ее популярности среди геймеров, а ввиду старта продаж консоли Sega Saturn — прямого конкурента первой «плойке».
С середины 90-х началась активная кампания по продвижению новой приставки, сопровождавшаяся весьма странной, даже безумной рекламой. Часть роликов была безобидной космическо-футуристического характера. Остальное придумывали люди, скорее всего имевшие серьезные психические расстройства. Следующее видео даже трудно описать, лучше посмотрите этот «шедевр» самостоятельно (комментарии приветствуются).
А как вам реклама Saturn, официальным слоганом которой было «Мы высосем ваши глаза». Хотя тогда ни о каком 3D в современном его понимании речи не шло, в ролике демонстрировалось именно оно. Глазные яблоки игрока действительно изымались из черепной коробки на приличное расстояние, располагаясь перед двумя мониторами. Один только вопрос — не легче было мониторы подвинуть?
Закрывает эпоху странной рекламы Sega портативная консоль Game Gear. Сам по себе ролик нормальный — классический наезд на конкурентов. Но почему-то владельцев портативных приставок соперников в Sega видели умалишенными идиотами, то пьющими воду из унитазов, то бьющими себя окоченелыми трупами белок, в попытке превратить ч/б дисплей в цветной.
Всеми забытая Atari
Производители современных смартфонов, ПК и консолей постоянно хвастаются наращиванием производительности. Старые консоли также воевали между собой, ставя акцент в рекламных роликах на возросшую мощность. Однако, как показала история, не всегда большие цифры гарантируют успех — канувшая в лету Atari Jaguar тому подтверждение.
Помните такую консоль? Вряд ли, а все из-за устаревших носителей, малой библиотеки игр и нежелания сторонних разработчиков связываться с Jaguar. Многих еще раздражал неудобный булыжник вместо нормального джойстика. Рекламная кампания приставки базировалась на превосходстве Atari Jaguar перед конкурентами — это была мощнейшая консоль с 64-битным графическим сопроцессором «Том». Как вы понимаете, это была уловка маркетологов, поскольку CPU и GPU в приставке имели аналогичную Sega Saturn и PlayStation 32-битную разрядность.
Добродушная Nintendo с капелькой безумия
Наверняка самые сильные ностальгические чувства у жителей бывших республик СССР вызывает приставка «Денди» — неофициальный клон Nintendo Entertainment System. Рекламная кампания производителя Steepler строилась по тем же лекалам, что и у Nintendo: веселое и дружное времяпрепровождение в кругу семьи/друзей за прохождением очередной интересной видеоигры. Пугающая, оскорбительная или пошлая реклама — это точно не о «Денди».
Однако мало кто знает, что у самой Nintendo все же хватало сумасшедшей рекламы — достаточно погуглить немного усерднее, чем обычно. Наглядный тому пример ролик, в котором пиксельные герои жуткими голосами настаивают на том, что вы не сможете их одолеть. По мнению маркетологов, это должно было раззадорить людей на покупку консоли, однако эффект вышел прямо противоположный — покупатели банально испугались.
Второй рекламный ролик — откровенная пошлость. Оказалось, что покупатели делятся не только на тех, кто хочет получить мощные характеристики за любую цену или тех, кому важна большая библиотека игр. Вовсе нет, некоторые готовы заплатить за продукт, который может сексуально удовлетворить грызунов...
Что обычно требовалось от школьника для получения желанной приставки три десятилетия назад? Может быть, прилежная учеба, скрупулезное накопление сдачи из магазина, мелкая подработка или усиленная помощь родителям по хозяйству? Как бы не так: Nintendo предлагала застукать собственного отца, переодевающегося в женские одеяния, только и всего. Учитывая нынешний уровень толерантности, сейчас подобный фокус не пройдет.
Playstation как флагман рекламного сумасшествия
Запуск новейшей Playstation 5 сопровождался множеством видеороликов рекламного характера, до нельзя облагороженных красивой и дорогой графикой (вбейте на YouTube «реклама PS5 на русском»). Однако все они, словно операционная — стерильны, никак не задерживающиеся в мозгу геймера. Другое дело реклама дедовской Playstation, которую даже если захочешь — не забудешь!
В 1999 году, когда у Sony не осталось серьезных конкурентов на поприще игровых консолей, а до выхода главного соперника Xbox оставалось 2 года, японцы могли позволить себе многое. Например, рекламный ролик под названием Mental Wealth («Психическое благополучие»), сломавший психику не одного зрителя. На видео не было чего-то действительно крипового, кроме девочки с лицом пришельца.
Спецэффект оказался настолько реалистичным на то время, что многие всерьез поверили, что с ними общалось инопланетное существо. Потребовался даже материал в газете, «расставивший все точки над i».
Заработав немало денег с продаж PS1, Sony начала вкладываться в рекламу PlayStation 2. Денег у компании действительно было немало, ведь нанять Дэвида Линча, «самого важного кинорежиссера нашей эпохи» по версии газеты «Гардиан», многого стоит. Впрочем, посмотрите сами ответьте, купили бы после этого PS2?
PlayStation 3 также выходила на рынок под аккомпанемент неадекватной рекламы. Если интересно, на YouTube собрана вся реклама Sony, посвященная консолям семейства Playstation. Достаточно вбить в поиск хештег #20yearsofplay.
Xbox
У Microsoft странной рекламы поменьше, но это только по той причине, что первая Xbox вышла спустя 7 лет после анонса PS1. В целом, новое тысячелетие началось со снижения градуса безумства в рекламе, хотя странных идей у маркетологов тех лет все еще хватало. Наверняка многие помнят ролик «Жизнь коротка», а если забыли, предлагаем окунуться в историю.
Действительно, жизнь очень коротка, и стоит ее тратить на игры и веселье, нежели на работу, рутину и всякую ерунду. Следующее рекламное видео наглядно демонстрирует, как некогда выдающиеся комары-музыканты превратились в раздражающих всех работяг, потеряв свой музыкальный дар. Ощутив на своей шкуре всю бренность бытия, комары посоветовали людям меньше работать и больше играть — вот такая прописная мораль.
Какой была реклама в СССР
В недалеком «безынтернетном» прошлом реклама была и носила вполне массовый характер: брошюры, плакаты, каталоги, листовки, календари и даже яркая наружная реклама. Для привлечения внимания к и без того дефицитному товару в ход шли самые креативные и смелые идеи.
Это тоже интересно: