Мир неделю думал, как разгрузить Суэцкий канал и вернуть на воду сухогруз Ever Given. Самые странные способы

Буксиры смогли сначала немного сдвинуть севший на мель в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given. Но это был только первый этап — окончательно сдвинулось судно только днем понедельника. Мировая экономика готовилась к новым потрясениям, а мы разбирали версии, как быстрее вернуть контейнеровоз в плавание.

Что вообще там происходит?

Контейнеровоз Ever Given, принадлежащий компании-оператору EverGreen, «сидел» на мели в Суэцком канале почти неделю. В морской «пробке» на входе в канал находятся уже более 300 судов. Ущерб от простоя этих кораблей составляет около 10 млрд долларов в день. 400-метровый сухогруз налетел на отмель (боковину канала) из-за сильного порыва ветра — 20 тыс. морских контейнеров сработали как парус и развернули судно.

Суэцкий канал, съемка спутником «Ресурс-П». Суперконтейнеровоз пока на мели. Фото: twitter / @Rogozin
Суэцкий канал, съемка спутником «Ресурс-П». Суперконтейнеровоз пока на мели. Фото: twitter / @Rogozin

Сдвинуть Ever Given с отмели пытались несколько мощных буксиров, но успеха в этом деле долго добиться пока не удавалось. Поначалу, единственное, что смогли сделать буксиры — это лишь на пару метров вытащить его из грунта. Долго спасателям не удавалось даже освободить бульб — каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, которое распределяет нагрузку от воды по корпусу.

Проблема в том, что при столкновении с грунтом бульб сработал как крючок — большая его часть зацепилась за грунт с обратной стороны дна, и крепко держит огромное судно. Нижняя точка корабля, зацепившегося за грунт, находится на глубине примерно 15–20 метров.

В район, где находится контейнеровоз, дополнительно направили три мощных буксира, которые должны раскачать судно и сдвинуть его с места по «принципу маятника» — несколько раз корму и киль будут тащить в сторону после сильного рывка. Чем обернётся такая затея, неясно даже сейчас — возможно, застывших поперёк Суэцкого канала судов по итогу станет даже больше.

Мем-идея со взрывом

Некоторые предложения углубить дно, которые дают пользователи имиджборда Reddit, оказались весьма неплохими. Пользователи предлагали взорвать под судном небольшие бомбы, чтобы углубить дно и расширить канал. Всё бы ничего, но мощности в пару килограммов тротила не хватит, чтобы проделать серьёзные отверстия в грунте. Предложение взорвать рядом тактический ядерный заряд встретили всеобщим ликованием, но почти сразу стало понятно, что такой «ландшафтный дизайн» на какое-то время положит конец мировой торговле.

Пользователи Интернета быстро превратили ситуацию в мем. Фото: instagram / @ig_sailors, @seafares_gallery
Пользователи Интернета быстро превратили ситуацию в мем. Фото: instagram / @ig_sailors, @seafares_gallery
Пользователи Интернета быстро превратили ситуацию в мем. Фото: instagram / @ig_sailors, @seafares_gallery
Пользователи Интернета быстро превратили ситуацию в мем. Фото: instagram / @ig_sailors, @seafares_gallery
Пользователи Интернета быстро превратили ситуацию в мем. Фото: instagram / @ig_sailors, @seafares_gallery

При сильном взрыве корпус Ever Given может быть поврежден и есть риск, что судно получит пробоину и ляжет на грунт. Тогда дефицитом кофе, туалетной бумаги и секс-игрушек во всём мире дело не ограничится.

Некоторые пользователи даже хотели привлечь к работе в Суэцком канале ВКС России. Приняли ли воздушно-космические силы России предложение загнать пару-тройку бомбардировщиков в район операции, пока неизвестно.

Почему его нельзя разгрузить

Идея уменьшить осадку судна, тем самым освободив его из плена, — самая логичная из всех. За одним исключением — сделать это невозможно. На ближайшие 100 километров вокруг нет ни одного крана, тем более морского. А обычные строительные краны на грузовом шасси для такой задачи не годятся.

С другой стороны, если нельзя разгрузить контейнеры с моря и с суши, может задействовать воздух? Но и тут есть небольшая проблема. С разгрузкой 20 тыс. контейнеров может справиться лишь одна машина — самый крупный и грузоподъёмный в мире вертолёт Ми-26 российского производства. Правда, выполнить задачу машина сможет лишь при нескольких условиях.

Вертолет «Ми-26». Фото: wikimedia / Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0
Вертолет «Ми-26». Фото: wikimedia / Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0
Вертолет «Ми-26». Фото: wikimedia / Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Во-первых, вертолётов должно быть много. Во-вторых — это займёт вечность. Даже если на 1 контейнер вертолет будет тратить около 10 минут времени, то для вывоза всех 20 тыс. морских контейнеров потребуется почти 3,4 тыс. часов, или 138 суток — более 4,5 месяцев. Даже если использовать несколько вертолетов или разгружать судно не полностью, речь идёт о работе на месяц с лишним, и это с учётом идеальной погоды, стабильной работы техники и всего остального. Если возникнут хотя бы малейшие проблемы, то вся работа встанет на день, а в худшем случае, на два-три.

Ради контейнеровоза разрушают Суэцкий канал. Это дорого

Пока египетская сила направлена лишь на то, чтобы максимально углубить дно в районе нахождения судна. На месте работают два земснаряда с производительностью около 2 тыс. кубометров в час каждый. Такие суда обычно используют при строительстве портов — они могут углублять грунт, размывая его водой и поднимая наверх.

Проблема в том, что «рёбра» Суэцкого канала... размывать нельзя. То есть после того, как контейнеровоз освободят, всё придётся насыпать обратно. И это может стоить операторам канала от 150 до 300 млн долларов.

Суэцкий канал. Фото: wikimedia / Balou46 / CC BY-SA 4.0
Суэцкий канал. Фото: wikimedia / Balou46 / CC BY-SA 4.0

Подарок для пиратов

Каждые сутки «пробка» на входе в Суэцкий канал собирается с двух сторон и увеличивается на 25–30 судов В непосредственной близости от канала опасность этим кораблям не грозит, однако за несколько десятков километров до «египетских ворот» уже потирают руки сомалийские пираты.

Всё дело в том, что капитаны некоторых танкеров и газовозов (а их на подходе к каналу не менее двух десятков) предпочитают встать на якорь задолго до канала. Стоимость груза на борту в некоторых случаях оценивается в 150–200 млн долларов, и он может попасть в руки пиратам, которым, по сути, не нужно даже напрягаться, чтобы выбрать судно и начать его захват.

Руководитель боевой группы одной из частных охранных компаний Антон Шнайдер пояснил — далеко не на всех судах находятся группы охраны, и большая часть судов, где безопасность обеспечивает сам экипаж, находятся в режиме «корабля-призрака».

«Этот район и без пробки стараются проходить с выключенным АИС (автоматический идентификационной системой). У пиратов за последние 5 лет значительно выросли возможности — быстроходные катера, базы снабжения. Они могут забираться вглубь океана примерно 100 миль. Это очень серьёзная угроза кораблям. А сейчас условия для нападения становятся комфортнее. Море спокойное, судов много, многие из них — газовозы и танкеры», — говорит Шнайдер.

Чем завершится история с Ever Given пока неясно — брать на себя ответственность за произошедшее операторы канала не торопятся (в момент «заноса» на мостике находились египетские лоцманы), а компания EverGreen вполне разумно не торопится тратить собственные деньги на решение проблемы.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/126b3ebc34ca2c63aba1e2a858a4b772/1663798/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/7be0677f330ffefd0d4daf5bd7cb7f9c/1663797/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/678706fa9e98b7c898ef08e757e7ab57/1663796/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/2d932da84d80daa4b050155f4028eb6e/1663795/
10фотографий
Посмотрите, какие корабли считаются самыми большими в мире. Они даже больше контейнеровоза Ever Given

Это тоже интересно: