Как мониторить FPS и другие параметры в играх

Параметр FPS (от английского frames per second) означает количество отображаемых кадров в секунду. Чем выше это значение, тем плавнее видеоряд и отзывчивее управление, однако максимальный FPS нужен не всегда.

Чем больше FPS, тем лучше?

Знать, сколько кадров в секунду выдает игра важно сразу по нескольким причинам. Во-первых, так гораздо проще настраивать графику. Вы сразу видите прирост или падение производительности в зависимости от измененных настроек. Во-вторых, важно понимать, какое количество кадров в секунду будет оптимальным для вашей системы. Частота кадров — показатель динамический. Единого стандарта нет, но есть некоторые устоявшиеся форматы.

Минимально комфортным считается показатель в 30 кадров в секунду. Именно на этом уровне работают многие консольные игры. Стоит отметить, что до появления форматов высокой четкости (то есть до Xbox 360 и PlayStation 3) консольные игры работали в стандартных телевизионных системах PAL и NTSC. Частота кадров там различается: 25 и 30 кадров соответственно (или 50 и 60 кадров). То есть в то время играбельными считались и 25 кадров. Из-за этого игры в формате PAL кажутся более медленными.

Современные стандарты не лимитируют количество кадров в секунду. Оптимальное значение в первую очередь зависит от частоты дисплея. Так, если вы используете стандартный монитор с частотой развертки 60 Гц, то количество кадров в секунду, выдаваемое игрой, должно совпадать. Если оно будет выше, то визуально это заметить практически невозможно, только по мониторингу. Именно поэтому к монитору с частотой обновления 60 Гц нет смысла покупать топовую видеокарту: она будет либо работать не в полную силу, если выставить ограничение на 60 кадров, либо «молотить» впустую, выдавая лишние кадры.

Стоит также отметить, что современные мониторы и видеоадаптеры поддерживают переменную частоту кадров. То есть если ваше железо не может выдать 144 кадра для соответствующего монитора, вы не почувствуете рывков в изображении. Поддержка VRR (variable refresh rate) — одна из фишек нового интерфейса HDMI 2.1, которыми оснащены новые консоли.

Как отобразить FPS на экране

Некоторые игры содержат встроенный счетчик кадров, который можно включить в настройках. Например, такая опция есть в Doom Eternal. Также счетчик кадров есть в игровом клиенте Steam. Включить его можно следующим образом.

При желании можно установить высокий контраст счетчика кадров
При желании можно установить высокий контраст счетчика кадров

Откройте настройки и перейдите на вкладку «В игре», затем включите счетчик кадров. Можно выбрать отображение в любом углу экрана. Такие же функции есть и других лаунчеров. Так, можно включить счетчик кадров в Origin («Настройки» — «Дополнительно») и Ubisoft Connect («Настройки» — «Общие»). Также счетчик кадров можно настроить в приложениях от производителя видеокарты. Например, в GeForce Experience нужно зайти в «Настройки» — «Расположение HUD».

В Doom Eternal, кроме счетчика FPS, можно вывести на экран еще множество другой полезной информации
В Doom Eternal, кроме счетчика FPS, можно вывести на экран еще множество другой полезной информации

Гораздо больше возможностей дают сторонние программы. В нулевых для отображения FPS часто использовали программу FRAPS. Программа уже давно не развивается, последняя версия вышла в 2013 году. Однако при желании скачать ее можно и сейчас. Как минимум, потому что FRAPS поддерживает запись лога, который затем можно просмотреть в удобоваримом виде через программу FRAFS. Тем не менее лучше использовать более продвинутые инструменты вроде MSI Afterburner или FPS Monitor.

Как настроить мониторинг MSI Afterburner

Преимущество MSI Afterburner в том, что это бесплатная программа, в отличие от FPS Monitor, лицензия для которого стоит 350 рублей. Поэтому настраивать мониторинг мы будем именно на примере MSI Afterburner.

После установки MSI Afterburner и RivaTuner Statistics Server стоит зайти в «Настройки» (иконка с шестеренкой), далее во вкладку «Интерфейс» и поменять скин на более удобный Default MSI Afterburner v3 skin — big edition.

Изменение масштаба будет полезно при высоких разрешениях, когда текст выглядит слишком мелко.
Изменение масштаба будет полезно при высоких разрешениях, когда текст выглядит слишком мелко.

Почти все настройки RivaTuner Statistics Server можно оставить по умолчанию. Проследите, чтобы были активированы пункты автозагрузки отображения оверлея: Start with Windows и Show On-Screen Display. Также может пригодиться функции ограничения кадров в секунду (Framerate Limit), а также масштабирование (On-Screen Display Zoom).

Если нажать на кнопку с тремя точками рядом с пунктом «Отображать в ОЭД», можно поменять цвет элементов в оверлее.
Если нажать на кнопку с тремя точками рядом с пунктом «Отображать в ОЭД», можно поменять цвет элементов в оверлее.

Все основные настройки расположены на вкладке «Мониторинг». Здесь нужно выбрать необходимые параметры. Как минимум это должна быть частота кадров. Если же вы хотите получить полную картинку, то советуем выбрать следующее: температура ГП, загрузка ГП, загрузка памяти, частота ядра, температура ЦП, загрузка ЦП, частота ЦП, загрузка ОЗУ, частота кадра, время кадра.

Если в системе две видеокарты (встроенная и дискретная), то параметры будут дублироваться для ГП1 и ГП2. Посмотреть, какой именно графический адаптер первый, а какой второй можно на вкладке «Основные» в самом верху.

Чтобы параметр отображался в оверлее, нужно проставить галочку «Показывать в ОЭД». Также можно переименовать параметр, если отметить галочку «Переопределить имя группы». Также стоит задать горячие клавиши для скрытия мониторинга с экрана. На вкладке «ОЭД» назначьте клавишу для «Показать ОЭД» и «Скрыть ОЭД».

Что такое показатели 1% и 0,1%

Показатели 1% и 0,1% еще называют редкими и очень редкими событиями. В целом это описание довольно точное, так как эти показатели отражают среднее количество кадров в худший 1% или 0,1% времени.

Бенчмарк также можно сохранять в файл.
Бенчмарк также можно сохранять в файл.

Среднее количество кадров в секунду — хороший показатель для определения общей производительности. Но для более детального анализа такой параметр не подходит. Минимально зафиксированное количество кадров в секунду тоже может не отражать реальной картины. К примеру, во время мониторинга могла случиться одна кратковременная просадка до 10 кадров. В остальное время производительность не проседала ниже 25 кадров, но статистика уже будет подпорчена 10 кадрами.

В MSI Afterburner можно настроить отображение 1% и 0,1%. Но измерять их нужно на определенном отрезке времени, активируя вручную. Чтобы начать и завершить тест, назначьте клавиши в меню «Глобальные горячие клавиши бенчмарка» на вкладке «Бенчмарк».

Что такое время кадра

Время кадра или Frametime показывает задержку между кадрами, которая измеряется в миллисекундах. Чем она меньше, тем лучше. Однако важна не только низкая задержка между кадрами (то есть высокий фреймрейт), но и плавность. Если график фреймтайма ровный без резких перепадов, то картинка будет плавной даже при не самой высокой частоте кадров. Если график неровный, то будут ощущаться статтеры, то есть рывки в картинке.

То есть стабильные 30 кадров в секунду гораздо лучше плавающей частоты от 20 до 40 кадров. Именно поэтому в некоторых случаях стоит «залочить» FPS на определенном значении. Если система не вытягивает стабильные 60 кадров, то поставить, например, 40 или 50.

Что еще можно узнать из мониторинга

MSI Afterburner, кроме FPS, позволяет вывести еще и другие параметры: температуру и загрузку комплектующих, частоту работы, загрузку отдельных ядер и т. п.

Нетребовательные игры слабо нагружают современное железо.
Нетребовательные игры слабо нагружают современное железо.

По загрузке комплектующих можно узнать, что именно ограничивает производительность. К примеру, если видеокарта недогружена, а процессор показывает 100%, то именно процессор и есть слабое место в системе. Разумеется, при этом нужно обращать внимание на FPS. К примеру, если счётчик переваливает за 100, то апгрейд может быть и не нужен. Но когда нужно получить максимальные значения FPS, все играет роль.

Обратите внимание, что видеокарта и процессор могут быть недогружены из-за плохой оптимизации игры. Кроме того, если игра старая, то она в принципе не сможет нагрузить комплектующие. И не стоит забывать, что в настройках может быть включено ограничение максимального FPS или вертикальная синхронизация.

Фото: Depositphotos

Это тоже интересно: