База нацистов в Антарктиде
За пару лет до нападения на Польшу и начала Второй мировой войны немецкие ученые пришли к выводу, что германские порты или порты союзников не подходят для безопасного присутствия в водах мирового океана. Концепция «schneller wurf» (быстрый бросок, — нем.) предполагала присутствие субмарин и боевых кораблей практически во всех регионах мира.
Южные широты подходили для создания скрытой от посторонних глаз базы подводных лодок. Строить их у себя дома после завершения Первой мировой немцы не могли из-за ограничений, наложенных договором о капитуляции. Другой важной причиной строительства базы в Антарктиде был китовый жир. В то время из него делали разные вещи — от мази до пасты для чистки оружия и смазки деталей. Антарктида была неплохим местом для того, чтобы осесть и начать готовиться к завоеванию мира, но имелась одна проблема. До начала Второй мировой Германия не обладала значительным опытом в строительстве таких сооружений.
Построить отдаленную арктическую станцию немцы были в состоянии, однако стоянка для подводных лодок и промысловых судов, здания для отдыха и работы — это сооружения совершенно другого уровня. Впрочем, нацистскую верхушку такие проблемы заботили слабо, и в 1938 году в южные широты отправилась первая экспедиция, снаряженная специальной техникой, способной работать при сверхнизких температурах — до −60 градусов.
Полную скрытность базе должны были обеспечивать грузовые подводные лодки. На них офицеры Кригсмарине должны были снабжать Антарктиду через подводные поставки. Ходит слух, что такой приказ отдал Эрих Редер, однако никаких документов немецкого ВМФ на эту тему не сохранилось.
Когда базу нацистов начали строить?
По некоторым данным, строить подводную стоянку под куполом одного из ледников начали уже через год, в 1939 году, сразу после того, как Германия напала на Польшу. Результаты первой экспедиции в Антарктиду устроили Гитлера и его ближайших приспешников — своды ледников были достаточно прочны, чтобы размещать там промышленное освещение, площади было достаточно для скрытой стоянки подводных лодок и кораблей обеспечения, а внутри, прямо в леднике, можно было вырубить небольшой городок для жизни полутора тысяч человек. Для выполнения последней задачи, по слухам, в Антарктиду привезли даже проходческий комбайн, с помощью которого начали строительство первой секции базы.
Однако сделать сооружение монструозным не вышло. Инженеры, знакомые с германскими строительными проектами, отмечают, что создать под куполом ледника военно-морскую базу на десяток эллингов было невозможно — несмотря на большое количество льда и общую прочность конструкции, испытаний на обстрел и бомбардировку новая база могла просто не выдержать. В результате максимальный объём, по догадкам специалистов, был снижен с восьми эллингов до трёх. Таким образом обеспечивалось минимальное присутствие одного боевого корабля, одного судна обеспечения и вспомогательного корабля на случай аварии.
Изначально «Новую Швабию» проектировали как исключительно военный проект. Однако вскоре стало понятно, что война в Европе и на территории Советского Союза заваливается набок и ни о каком господстве речи идти уже не может. В наполовину достроенном виде секретная военная база во льдах могла просуществовать вплоть до зимы 1945 года. Этот объект, по слухам, стал одним из самых надежных для сокрытия подводного флота Германии, в отличие от арктической группировки Рейха, которую закрыли по глупости местных полярников — приехавшие обживать северные земли специалисты отравились медвежьим мясом и решили, что их прокляла сама земля.
Однако зимой 1945 года все военизированные формирования с северной части Антарктиды были выведены. Значительная часть функционеров, бежавших с территории базы на подводных лодках, вместе с офицерами Кригсмарине осели в Аргентине — это ближайшая точка, до которого можно добраться на одном запасе топлива для дизельной подводной лодки.
Тайная база Гитлера
Достоверно неизвестно, бывал ли сам Адольф Гитлер на этом объекте. По слухам, именно туда он мог бежать после разгрома Рейха. Однако в конспирологических версиях бегства фюрера в южные широты есть нестыковки. Первая и самая главная — путь из Германии по воздуху или морю на базу в Антарктиде был бы слишком велик, и без дозаправки добраться туда практически невозможно. Чем чаще совершать дозаправки, тем больше вероятность, что Гитлера опознают, и дело пойдет прахом.
В теории, с минимальной массой и дополнительным запасом топлива проделать такой путь на 10-узловом ходу могла подлодка типа VII. Дальность плавания этих лодок достигала 8500 морских миль, а при включении дизель-электрической передачи увеличивалась до 9700 морских миль.
По другой версии, такая подводная лодка ожидала Гитлера на базе в Антарктиде в полной боевой готовности уже в апреле 1945 года, но для того, чтобы успешно добраться до Новой Швабии Адольфу Гитлеру и его ближайшим соратникам могло потребоваться три подводных лодки. Одна для отвлечения внимания, вторая для самой операции, и третья для переброски фюрера и его товарищей в территориальные воды Аргентины.
Как военный объект база в Антарктиде не использовалась. Причин для этого было сразу несколько, но главная из них — её стоимость. Такой объект, по мнению нескольких военных инженеров, требовал бы в 40 раз большего финансирования, чем ракетный полигон Рейха в Пенемюнде. Позволить себе такие расходы могла ранняя Германия образца начала 40-х, а стране, терпящей бедствие, такие изыски были уже не по карману.
Обнаружить тайную базу Гитлера на северной оконечности Антарктиды не смогла ни одна экспедиция. По одной из версии, после того, как её мог покинуть фюрер и всё командование, своды ледяного купола взорвали, и всё, что оставалось внутри, было навеки замуровано обломками.
Нечто похожее на подводную лодку во льдах Антарктиды регулярно находили пользователи Google Earth, однако доказать достоверность снимков и принадлежность неизвестных объектов к остаткам флота Гитлера пока никто не смог.
Каждый форт, бункер или военный госпиталь в мире имеет свою уникальную историю. Собрать их все невозможно, но предлагаем посмотреть на часть самых впечатляющих строений. Почти все они были построены во времена Первой или Второй мировых войн и использовались людьми в лучшем случае до конца 20 века. Смотрите фото, читайте описание!
Это тоже интересно: